Литературная гостиная, посвящённая 70-летию Победы (для учащихся 6-7 классов)


Муниципальное образовательное учреждение
«Чулковская средняя общеобразовательная школа»
муниципального образования –
Скопинский муниципальный район Рязанской области
Литературная гостиная
«Дети и война»
Учитель русского языка и литературы
Едунова Анна Размиковна2012-2013 учебный годЦели:
расширить знания детей о Великой Отечественной войне;
способствовать развитию чуткости и наблюдательности к поэтическому слову;
развивать навыки выразительного чтения и анализа стихотворения.
создавать условия для развития чувства патриотизма, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости на произведения о ВОВ.
Оборудование
компьютер, проектор, экран
картины с изображением боев ВОВ
видеозаписи о войне
портреты А. Твардовского, К. Симонова, Д. Самойлова
опоры
музыкальные записи
фонохрестоматия
выставка книг о войне
рисунки детей
ножницы, цветная бумага, клей, ватман.
Ученики получают опережающее задание: несколько человек готовят выразительное чтение одного из стихотворений, посвященных теме войны.
Заря вставала над землёй, заря вставала.Ворвалась серая чума, в наш дом ворвалась.Фашизм без жалости шагал по всей планете.Застыли люди от беды, притихли дети.Ираида Мордовина
Ход мероприятия
1. ОргмоментПусть сегодняшняя литературная гостиная принесет нам радость общения, наполнит наши и сердца наших гостей теплыми, добрыми чувствами.
2. Слово учителя
Просмотр слайдов на фоне песни «Тишина»
-Ребята, вы просмотрели небольшой ролик. Как бы вы определили его тему? (Дети и война)
Правильно, сегодня в литературной гостиной мы будем говорить о Великой Отечественной войне, о детях и о взрослых на этой войне.
Учитель:Произнесите медленно с чувством слово В-О-Й-Н-А.
Дети произносят.
– Какие смысловые ассоциации у вас возникли?
Дети:Смерть, разруха, страх, горе, голод, слезы, плач… (опора)
Учитель:Подберите к слову война эпитеты.
Дети:Жестокая, бессердечная, безжалостная, кровавая, страшная, зверская…(опора)
Учитель:Какие чувства вызывает у вас война?
Дети:Тревожное, беспокойное, печальное, угрюмое, горькое…(опора)
Учитель:Что вы знаете о Великой Отечественной Войне?
Дети:Она началась в 1941 году 22 июня …
Учитель:Как вы думаете, почему её называют Великой? (она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР).
Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей. Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети.И потому многие писатели посвятили свои произведения маленьким гражданам страны.
3. Александр Трифонович Твардовский.
Учитель:Большую роль в борьбе с фашистскими захватчиками сыграли военные корреспонденты. Они поднимали боевой дух бойцов своими статьями, очерками, и давали надежду тем, кто был в тылу. Одним из таких корреспондентов был Александр Трифонович Твардовский.
Бой идет святой и правый,Смертельный бой не ради славы –Ради жизни на земле.
Александр Трифонович Твардовский русский поэт родился в 1910 году на одном из хуторов Смоленщины, в крестьянской семье. У Твардовского был очень начитанный отец, именно он привил любовь к книге своим детям. Александра Трифоновичавсегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты истории. История и народ — вот главная его тема. Полученные в годы ВОВ впечатления он излагал в своих произведениях.
Черкизов Алексей, многократный призёр муниципального конкурса чтецов «Слово доброе посеять», читает «Рассказ танкиста».
Был трудный бой. Всё нынче как спросонку...
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, - забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый.
Из тех, что главарями у детей.
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас, как дорогих гостей.
Машины обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами не труд.
Выносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен.
Мы прорывались к площади вперёд,
А он гвоздит, - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкомОн примостился - столько всяких дыр!
И вдруг к машине подбежал парнишка:
«Товарищ командир! Товарищ командир!
Я знаю, где их пушка... Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду»...
«Да где же? Где?» - «А дайте, я поеду
На танке с вами, прямо приведу!»
Что ж, бой не ждёт. «Влезай сюда, дружище...»
И вот мы катим к месту вчетвером,
Стоит парнишка, мимо пули свищут, -
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. «Вот здесь!» И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём,
И эту пушку заодно с расчётом
Мы вмяли в рыхлый жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть.
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал: «Спасибо, хлопец...»
И руку, как товарищу, пожал.
Был трудный бой. Всё нынче как спросонку.
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, - забыл его спросить.
Вопросы по прослушанному стихотворению:
Учитель: Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение? (Чувство страха, гордости, интереса, опасности).
Учитель:Какие качества характера мальчика раскрываются в стихотворении? (Трудолюбивый, потому что не считает за труд носить воду ведрами.– Приветливый – встречает как гостей
– Нежадный, щедрый – сливы сует
– Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал, где пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут…– Скромный – показал и убежал…)Учитель:Как думаете, автор относится к своему герою? (с уважением, гордостью, он ему нравится…).
Учитель:Что можете сказать о звукописи?
(Автор часто использует /ж ш щ з с/, чтобы передать шум боя, свист пуль).
Учитель: Ребята, на уроках литературы мы уже занимались анализом стихотворного произведения, скажите мне, пожалуйста, что ещё мы видим в этом стихотворении? Правильно, мы умеем определять вид рифмы (кольцевая, перекрёстная). А ещё умеем определять стихотворный размер. Итак, двустопный или трёхстопный? Ударение на какой слог? На второй. Значит, это двустопный ямб.
4. Давид Самуилович Самойлов.
Я предлагаю нам вспомнить ещё одного писателя, с творчеством которого мы знакомились на уроках литературы.
Давид Самойлов (авторский псевдоним, настоящее имя — Дави́дСамуи́ловичКа́уфман).Родился в Москве в 1920 году.Русский советскийпоэт, переводчик. Давид Самойлов-поэт фронтового поколения. Как и многие его сверстники, ушел со студенческой скамьи на фронт.
В 1938—1941 годах учился в Московском институте философии, литературы и истории. В начале финской войны Самойлов хотел уйти на фронт добровольцем, но не был мобилизован по состоянию здоровья. В начале Великой Отечественной войны его направили на трудовой фронт — рыть окопы под Вязьмой. В 1942 году Давид Самуилович всё же попадает на фронт, где был тяжело ранен в левую руку осколком мины. После выздоровления, с марта 1944 года продолжил службу. За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, награжден орденом Красной звезды и медалью «За боевые заслуги». Печататься начал с 1941 года.
Просмотр видеосюжета, автор сам читает стихотворение «Сороковые, роковые».
Учитель: Это стихотворение уже не о маленьких детях, а о юности. Юность – это продолжение детства. Какое чувство оставило у вас это стихотворение?
5. Константин Михайлович Симонов.
Константин (Кирилл) Симонов родился в 1915 году в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище и работать токарем.
В 1938 году Константин Симонов окончил Литературный институт. К этому времени он уже подготовил несколько больших произведений - в 1936 в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь" были напечатаны первые стихи Симонова.
Во время ВОВ он работает военным корреспондентом, и потому побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Тема войны, жизни и смерти прочно вошли в творчество К.М.Симонова.
Гончарова Лилия, ученица 7 класса, читает стихотворение.
Майор привез мальчишку на лафете.Погибла мать. Сын не простился с ней.За десять лет на том и этом светеЕму зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.Был исцарапан пулями лафет.Отцу казалось, что надежней местаОтныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.Привязанный к щиту, чтоб не упал,Прижав к груди заснувшую игрушку,Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.Проснувшись, он махал войскам рукой…Ты говоришь, что есть еще другие,Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,А нам оно оборвало сердца.Кто раз увидел этого мальчишку,Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,Которыми я плакал там, в пыли,Как тот мальчишка возвратится с намиИ поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,Призвал нас к бою воинский закон.Теперь мой дом не там, где прежде жили,А там, где отнят у мальчишки он.
6. Дети нашего села в военные годы.
Учитель:Война не обошла стороной и наше селоЧулково.Несколько лет мы по крупицамсобираем материал о том времени, записываем детские воспоминания жителей села. Об этой работе вам расскажет Гармаева Александра, ученица 7 класса, которая была участницей муниципального этапа конкурса «Рязанская земля. История. Памятники. Люди».
Время всё дальше уносит от нас события прошлых лет, всё меньше остаётся в нашем селе людей, которые не понаслышке знают все тяготы военных лет.Свою исследовательскую работу мы посвятили расширению и углублению знаний по истории и культуре родного края. Я зачитаю отрывки из воспоминаний коренных жителей села Чулково.
«Мама поставит хлебы, целую дежу. В русской печи пекла, да рогачом потом доставала. Мама работала дояркой. Война была, к нам поселили бойцов. Спали они на полу, на соломе, как баренья. Картовок мама наворя, а они нам то конфетку, то сахарку давали, а мы не брали. Ну, они немного жили, несколько дён» (из воспоминаний Никоновой Марии Ивановны, 1931 года рождения).
А это из воспоминаний Котовой Валентины Петровны 1940 года рождения: «Наш дом на окраине был. Немцы тогда тут проходили. Вот ночью заходят они к нам в дом, спрашивают, мол, воды бы попить. Ну, так попили, да и ушли. Я-то маленькая была, а сестрёнка мне рассказывала, что я их очень испугалась, кричала. Тогда все боялись».
Многие жители села вспоминают, как голодно было в то время,как уходили на фронт родные и близкие, многие из них так и не вернулись домой, отдав свои жизни за Родину.
Учитель: Ребята, давайте почтим память погибших минутой молчания…
7. Наше творчество.
Учитель:Мы не только изучаем произведения известных авторов о войне, но и активно участвуем в различных тематических конкурсах. Совсем недавно наша школа приняла участие во всероссийском конкурсе сочинений «Письмо солдату». Одно из таких писем я предлагаю вам послушать.
Климкин Дмитрий, ученик 7 класса.
Здравствуй, солдат! Здравствуй, защитник Родины! Я пишу тебе, чтобы поделиться своими чувствами. Когда я слушаю, как ты воевал за нашу Родину-мать, меня охватывает чувство восхищения и гордости. Я восхищаюсь твоим героизмом, солдат-Победитель, и горжусь тем, что родился и живу на той же земле, что и ты.
Спасибо тебе, солдат, за всё, что ты сделал для нашей Родины, за то, что завоевал для нас свободную жизнь. Я никогда не забуду твою доблесть и благородство, твоё мужество и бесстрашие. Каждый день войны требовал от тебя жертв: гибли однополчане, близкие люди, родственники, но ты не сдавался. Несмотря на потери, ты упрямо бил врага, защищал свою мать, отца, детей, свою страну - это настоящий подвиг.
Я очень хочу, чтобы ты жил долго и счастливо, ты честно заслужил мирное небо над головой. Ещё раз спасибо тебе, солдат. Спасибо за то, что пример твоего мужества поднимает наш дух, и потому - мы непобедимы.
Учитель: Среди нас есть и поэты. Второй год подряд Септенал Ксения становится призёром муниципального этапа конкурса «Слово доброе посеять» в номинации «Юные поэты». Попросим Ксюшу прочитать нам одно из своих стихотворений.
Мать солдата
У берёзы стройной и красивой,
Где поют, не умолкая, соловьи,
Ромашки распустились над могилой
Мальчишки, не пришедшего с войны.
Мать пришла, и, опустившись под берёзу,
Оглядела тихий уголок.
На ресницы навернулись слёзы –
Память жить спокойно не даёт…
Вспомнила, как провожала сына: Оглядела с головы до ног,
Как стояла долго у осины
И дрожала, как её листок.
Вспомнила, как до сих пор ей милы
Озорные карие глаза.
Вспомнила, и сердце защемило,
На ромашку капнула слеза.
Я хочу, чтобы у той берёзы
Не умолкли трели соловья,
И покой солдатской той могилы
Не нарушила бы никогда война.
Учитель:Сегодня  мы лишь прикоснулись к теме “Поэзия Великой Отечественной войны”, так как поэтов, выразивших боль происходящего в 1941-1945 годах, более тысячи. Я советую вам дополнительно почитать стихи Ольги Берггольц, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Муссы Джалиля, Эдуарда Асадова, Расула Гамзатова.
       По данным энциклопедии “Великая Отечественная война” 471 писатель с войны не вернулся.
Ребята! 70 лет над нашей родиной синее – синее небо. Время сгладило и затянуло раны минувшей войны. Но человечество никогда не забудет ратный подвиг советских воинов, и новые поколения будут восхищаться героями, прославленными в произведениях таких мастеров слова, как Александр Трифонович Твардовский, Давид Самуилович Самойлов, Константин Михайлович Симонов и многих других. Подвиг народа бессмертен!
Использованная литература:
1. В.П. Полухина, В.Я Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Литература. 6 класс, в 2ч. Ч 2.Москва «Просвещение» 2012.
2. В.П. Полухина, В.Я Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Литература. 7 класс, в 2ч. Ч 2.Москва «Просвещение» 2010.
3. Энциклопедия «Великая Отечественная война». Издательство: Советская энциклопедия,1985 г.
4. Материалы интернет-сайта Википедия.