Конспект урока русского языка для 2 класса по теме: «Правописание родовых окончаний имён прилагательных»

РУССКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАСС
ТЕМА: «ПРАВОПИСАНИЕ РОДОВЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»
Цели урока:
Формировать умения изменять имена прилагательные по родам и правильно писать родовые окончания имён прилагательных.
Способствовать развитию умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи. Обогащать словарный запас учащихся, развивать речь.
Развивать умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.
Воспитывать чувства красоты, гармонии, любви к родной природе, стремление бережно относиться к ней.
Оборудование: Таблица родовых окончаний имен прилагательных, иллюстрации леса, березы, одуванчика, рябины, облака; плеер, диск со звуками леса, карточки для групповой работы.
Ход урока.
I. Эмоциональный настрой.
1. Звучит запись «Звуки леса».
2. Поэтическая минутка. С.Я. Маршак. Учитель читает отрывок из стихотворения о лесе.
В лесу над росистой полянкой
Кукушка встречает рассвет.
В тиши её голос стеклянный звучал,
Как вопрос и ответ.
И память об этом рассвете
Я в город с собой унесу.
Пускай мне зимою о лете
Напомнит кукушка в лесу.

А вам нравится бывать в лесу, почему?

К истокам слова кукушка.

Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие в природу и постараемся получить самые яркие впечатления от той красоты, что нас окружает.
II. Актуализация опорных знаний. Исследовательская работа.
Групповая работа.
Игра: «Расскажи о слове по окончанию». Каждой группе раздаются карточки с окончаниями ая, яя, ое, ий. Необходимо назвать какой части речи это слово, что обозначает, какого рода.
Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. Как вы думаете, слова какой части речи мы сегодня будем отрабатывать.
III. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы поговорим о лесе, о природе. Слова какой части речи помогают нам описать всю красоту природы?
О красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.
IV. Минутка чистописания. Исследовательская работа.
- Традиционно наш урок продолжит минутка чистописания.
Прочитайте сочетания букв. Какие соединения мы используем?
яя; ая; ий; ый; ой; ое; ее.
- Прочитайте хором строчку. Что она напоминает?
- Простым карандашом, с помощью замкнутой линии, разделите эти соединения на группы. Объясните свои действия.
Фронтальная работа. Обобщение знаний учащихся о родовых окончаниях имен прилагательных. Работа по таблице.
Мужской род женский род средний род
какой? какая? какое?
- ой,- ый, -ий - ая, -яя - ое, -ее
- Хорошо. Эти соединения нам пригодятся на протяжении всего урока. Пропишите в тетради.
V. Словарная работа.
- Разговор у нас пойдёт о растениях, значит, посвятим этой теме и словарную работу.
Какое кудрявое чудо – дерево имеет единственную в мире белую кору, которая не нагревается на солнце? Берёза.
- Без какой части растения не могут жить?
- А без чего не может существовать слово?
- От слова берёза образуйте однокоренные слова, выделите корень.
Берёзовый, берёзонька, подберёзовик.
Запись транскрипции слова [б и р о з а], берёза.
VI. Работа по теме урока.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
+
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
=
ДРУЖБА

Объясните, почему прилагательное дружит с существительным. (Потому, что род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано).
1. Подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные к именам существительным. Фронтальная работа.
РЯБИНА ХЛЕБ ОБЛАКО
красная душистый легкое
алая ароматный белое
спелая мягкий воздушное
стройная пшеничный прозрачное
кудрявая вкусный дождевое
горькая румяный голубое
* К истокам слова «Рябина».
Вспомним известную сказку про курочку-рябу. Ее назвали так за пестрое оперение. Раньше прилагательное рябой обозначало – пестрый.
Весной в прозрачных цветущих зонтиках рябины переплетаются светло-зеленые и белые цветы. А сквозь цветы просвечивают небо, облака, листочки. Если посмотреть на рябину, то в глазах пестрые, или как говорили наши предки, рябые пятна.
2. Наблюдение за ролью имен прилагательных. Творческая работа в группах.
– Лес – это «город» с тысячами жителей. Жители – звери и птицы. О жителях нашего леса мы узнаем, выполнив задание.
Каждой группе раздаются карточки с именем существительным (название животного). Необходимо подобрать подходящие имена прилагательные, так чтобы остальные дети могли угадать, о каком животном идет речь.
Медведь (какой?) - неуклюжий, бурый, большой, косолапый.
Заяц (какой?) - трусливый, длинноухий, быстрый, белый, серый.
Лиса (какая?) - хитрая, рыжая, умная, пушистая.
Ворона (какая?) - черная, болтливая, глупая, шумная.
Назовите окончания прилагательных.
3. Выборочный диктант. Выписать словосочетания существительного с прилагательным.
Солнечный цветок.
Все знают этот простой цветок. Он похож на маленькое солнце. Все лето цветут одуванчики. Их семена собраны в пушистый шарик. Следом за солнцем поворачивается легкая головка одуванчика.
Физминутка. Под «Звуки леса» выполняется дыхательная гимнастика. Дети имитируют движения: присели, сорвали цветок; встали, понюхали, затем глубоко вдохнули воздух леса; подул ветерок (покажите как закачались деревья);
4. Работа в группах. Подобрать синонимы (слова близкие по значению).
1 Группа: Очень жаркое лето (знойное).
2 Группа: Очень густой лес (дремучий).
3 Группа: Очень холодная вода (студеная).
4 Группа: Очень сильный мороз (трескучий).
5. Работа по учебнику. Упражнение № 336. Выписать словосочетания с именами прилагательными среднего рода.
Позднее время, спелое яблоко, весеннее солнце, пустое ведро, хорошее дело, глубокое озеро.
Устно с этими словосочетаниями составить предложения о лесе.
6.. Игра «Корректор».
Проверьте текст на наличие ошибок.
Красивый поляна, полярная мак,
мохнатый ель, высокий дерево,
зеленый трава, ранний весна,
холодное ветер, чудесная утро.
Проверка: прочитайте словосочетания, в которых прилагательные имеют окончания:
- ое, ая, яя, ый.
7. "Цифровой диктант".
На доске под определенными номерами записаны окончания прилагательных.
АЯ ЫЙ ИЙ ОЕ ЕЕ
1 2 3 4 5
– Я буду диктовать словосочетания прилагательных с существительными. Вам надо определить, какое окончание должно быть у прилагательного и записать цифру, под которой находится необходимое окончание.
- Голубая вода, белая кувшинка, солнечный день, весеннее солнце, апрельское небо, лёгкий ветерок, говорливый ручеёк, талая вода.
Ответ: (1, 1, 2, 5, 4, 3, 2, 1).
Два человека работают на индивидуальных досках для дальнейшей проверки работы учащихся.
– Давайте проверим, что у вас получилось.
Дети, выполнявшие задание у доски, открывают свои работы для проверки.
8. Подбор антонимов. Назови имена прилагательные противоположные по значению.
Густой лес – редкий.
Кислая ягода – сладкая.
Слабый ветер – сильный.
Чистое небо – облачное VII. Рефлексия
Игра: “Веришь – не веришь”
А верите ли вы, что род прилагательных зависит от существительного.
А верите ли вы, что вы знаете родовые окончания прилагательных.
А верите ли вы, что у прилагательных женского рода: ый; ий; ой?
А верите ли вы, что у прилагательных среднего рода окончания: ое; ее?
Итог урока.
Что нового вы узнали?
Чему учились?
Кто научился определять род имён прилагательных?
Что вам больше всего понравилось на уроке?
Какие задания вызвали затруднения?
Ребята, почему говорят, что цветы на лугах радуют сердце?
Что мы с вами должны помнить, бывая на природе?
Не рви меня на поле, Я только день живу. Дай наглядеться вволю. На солнце и траву.

Одуванчик
Носит одуванчик
Желт., сарафанчик.
Подрастет нарядится
В беленьк.. платьице:
Легк.., воздушн..,
Ветерку послушное.
В. Серова
Прочитайте и определите, что это? (Стихотворение.)
Почему вы решили, что это стихотворение?
Какое настроение передается в стихотворении?
С чем сравнивает автор цветок одуванчика? Почему?
Почему поэт говорит о цветке «подрастет нарядится»?
Какие слова описывают наряд одуванчика? К какой части речи они относятся?
Какое задание нужно выполнить с этим текстом? Почему? (Вставить пропущенные окончания, доказать их написание.)
Упражнение 2. Расскажите о слове по его окончанию.
Упражнение носит характер установления обратной связи: от окончания к слову. На доске сделана следующая запись: -ая, -ое, -ий, -яя.
Что написано на доске? (Часть слова.) Как вы это определили? (По оформлению.)
Что вы можете сказать о словах, имеющих такие окончания? (Это имена прилагательные.)
Расскажите об имени прилагательном, имеющем окончание -ая.
Упражнение 3. Выборочное списывание из художественных произведений.
Это упражнение можно предлагать детям для домашней работы. Выпишите из стихотворения С. Есенина «Черемуха» словосочетания с именами прилагательными: «прилагательное + существительное», «существительное + прилагательное». Выделите окончания в именах прилагательных, объясните их написание. -= Выпишите из стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальное...» словосочетания, описывающие осень. Какие это словосочетания? Найдите в них орфограммы, объясните их написание.
Представленные выше методические условия способствуют, на наш взгляд, успешной работе по формированию у младших школьников навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных и призваны раскрыть особенности организации учебного процесса. Однако их полная реализация целиком зависит от творческого подхода учителя как к самому дидактическому материалу, на котором строится процесс обучения, так и к тем учебным умениям, которые необходимо сформировать у учащихся в процессе изучения заявленной темы.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Виноградов В.В. Русский язык. М, 1986.
Горещий ВТ., Кирюшкии В А., ШанькоА.Ф. Азбука. М., 1996.
Рашаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для III кл. четырехлетней нач. школы. М., 2000.




ЂЂ Заголовок 115