Конспект урока Склонение имён прилагательных в единственном числе( 4 класс)

Самодурова Анна Анатольевна учитель начальных классов г.Рязань Рязанская область Секция технология современного урока в условиях реализации ФГОС
Урок систематизации и обобщения знаний( 4 класс)
Тема: «Склонение имен прилагательных в единственном числе»
Цели:
обобщить знания учащихся о склонении имен прилагательных в мужском, среднем и женском роде в единственном числе.
Задачи:
развивать умение определять падежи имен прилагательных, орфографическую зоркость, развивать мыслительные операции анализа, классификации, сравнения, воспитывать серьёзность, трудолюбие, интерес к родному языку, уважение друг к другу.
Ожидаемые результаты:
Предметные УУД - учащиеся должны обобщить свои знания о склонении имен прилагательных в единственном числе, сформировать умения и навыки в правописании безударных падежных окончаний в мужском, среднем и женском роде в единственном числе, в склонении имен прилагательных, применять полученные знания и умения в написании окончаний прилагательных.
Метапредметные:
Регулятивные УУД – учащиеся в сотрудничестве с учителем научатся ставить новые учебные задачи, высказывать свои предположения относительно способов решения учебной задачи, сравнивать свои действия по заданному эталону, оценивать правильность выполненных действий; формирование саморегуляции;
Познавательные УУД – учащиеся научатся анализировать и сравнивать имена прилагательные в мужском, женском, среднем роду ед.ч, в которых нужно решить орфографическую задачу, научатся пользоваться алгоритм действий, применять правила правописания окончаний прилагательных в единственном числе;
Коммуникативные УУД - использовать речь для планирования и регулирования своей деятельности, формулировать собственное мнение, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Личностные УУД – развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
Ресурсы: учебник Т. Г. Рамзаевой «Русский язык»( 4 класс часть 2), презентация к уроку, таблицы, сигнальные карточки с падежами, тестовые задания.
Ход урока
I.Мотивация к учебной деятельности:
- Здравствуйте, ребята! Повернитесь, улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение, и с таким солнечным настроением мы начинаем урок русского языка.
II. Минутка чистописания
На доске записаны сочетания букв:
ая, яя, ое, ее, ий, ый
- На что похожи данные буквосочетания? ( на окончания имен прилагательных в мужском, женском и среднем роде)
- Запишите в тетрадь, обращая внимания на правильное соединение букв а, я, на параллельность элементов буквы и.
- Запишите на новой строке пословицу, подчеркните «опасные соединения»:
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
III. Словарно-орфографическая работа.
На слайде открываются слова:
б..рёза, здра..ствуйте, м..ро.., один..адцать, д..рога, от..езд, красив..го ( цветка) , зап..х, ука..ка, под..езд, рас..тояние, тр..мвай, з..ма.
- Распределите слова по орфограммам:
1. Слова с проверяемой безударной гласной в корне.
2. Слова с непроверяемой безударной гласной в корне.
3. Слова с непроизносимыми согласными в корне.
4. Слова с разделительным Ъ в корне слова.
- Какое слово оказалось лишним в этом ряду?( красив..го ( цветка))
- Какая здесь орфограмма? ( безударное падежное окончание имени прилагательного)
- Придумайте и запишите два словосочетания с любыми из данных слов по схеме: существительное + прилагательное. Выделите окончания.
IV. Постановка целей и задач урока.
- Кто догадался, о какой части речи будем сегодня говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.( правописание окончаний имен прилагательных)
- Да, тема урока – склонение имен прилагательных в единственном числе.( корректировка темы урока учителем)
- Назовите цели урока( обобщить знания об имени прилагательном, сравнивать имена прилагательные в ед.ч женского, мужского и среднего рода. Правильно писать окончания имен прилагательных)
V. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос.
- Что такое имя прилагательное?
- Как изменяются имена прилагательные в единственном числе?
- Как определить род и число имен прилагательных?
- Что называют склонением имен прилагательных?
- Как узнать падеж имени прилагательного?
- Прилагательные какого рода склоняются одинаково?
- На какие вопросы отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского и среднего рода в именительном и родительном падеже?
- На какой вопрос отвечают прилагательные в родительном падеже?
- Какие окончания имеют прилагательные в дательном падеже?
- А в творительном и предложном падежах?
- В каких падежах прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания?
- А на какие вопросы отвечает прилагательное женского рода в остальных падежах? Какие окончания имеет?
V. Обобщение и систематизация знаний материала.
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
На доске записаны словосочетания:
Читать о смелой девочке, острый клюв, с тяжелым рюкзаком, синее море, красного яблока, рыжую собаку, в вечернем платье, по широкому проспекту, к старшему брату, круглое лицо, к холодной ночи, с высокой горы, зеленая поляна, синим шаром, деревянным домом, с высокой горы, смелой девочке.
Всем учащимся раздаётся распечатка с заготовкой таблицы:
Правописание безударных падежных окончаний прилагательных в единственном числе
Ед. ч.
Падежи


Им. П.
Р. П.
Д. П.
В. П.
Т. П.
П. П.

М. р.













Ср.р.














Ж. р.







Работа с таблицей:
Выпишите в таблицу словосочетания вместе с вопросом:
Прилагательные мужского и среднего в родительном падеже;
Прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже;
Прилагательные мужского и среднего рода в винительном падеже;
Прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже;
Прилагательные мужского и среднего рода в предложном падеже;
Пронаблюдайте за прилагательными в женском роде, запишите их в таблицу по падежам. Что вы заметили?( в Р., Д., Т., П. прилагательные женского рода отвечают на один и тот же вопрос и имеют одинаковые окончания: - ой, -ей)
- Какие окончания имеют прилагательные мужского, среднего и женского рода в именительном падеже?( в м. р. - ой, -ий; в ср. р. – ое, -ее ; в ж. р. – ая, -яя)
- Выделите окончания у всех прилагательных в данной таблице.
- Опираясь на таблицу, расскажите, как мы будем писать безударные падежные окончания имен прилагательных мужского, среднего и женского рода?( Нужно по существительному определить род и падеж, затем вспомнить окончание прилагательного в этом падеже, сравнить окончания вопроса и окончания прилагательного)
- Назовите окончания имен прилагательных мужского, среднего рода по падежам.( Дети по таблице называют окончания)
- Назовите отличие прилагательных женского рода.( Они имеют разные вопросы только в именительном и винительном падежах, во всех остальных – вопрос какой? И имеют окончания –ой, - ей)
Воспроизведение на новом уровне ( переформулированные вопросы)
- Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имен прилагательных?
- Какие окончания имеют прилагательные мужского и среднего рода в именительном и винительном падеже?
- На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского и женского рода в родительном падеже?
- Какие окончания имеет прилагательные женского рода в винительном падеже?
- В чем различие между безударными окончаниями имен прилагательных женского и среднего рода?
VI. Применение знаний и умений в новой ситуации.
На доске дано предложение:
Темн..я туча нависла над весен..м лесом.
Учитель демонстрирует образец рассуждений:
смотрю, в какой части речи пропущено «окошко» - туча ( какая?)темн..я; над лесом ( каким?) весен..м. На вопрос какой? Отвечает имя прилагательное. Теперь смотрю, в какой части слова пропущено «окошко»: для этого изменяю слово: тёмную, темного; весеннего, весенняя – орфограмма в окончании прилагательного. Нахожу слово, к которому относится прилагательное темн..я. Туча ( какая?) темная. Определяю род, падеж и число существительного: ж. р., Им. п., ед. ч. Вспоминаю, что прилагательное женского рода в именительном падеже имеет окончание –ая, -яя. Сравниваю окончание прилагательного и окончание вопроса: какая?. Значит, на место окошка пишу букву а. Точно также поступаю со словом весен..м. Нахожу слово, к которому оно относится: над лесом ( каким?) весенн..м. Определяю род, падеж и число имени существительного: м. р., Т. п., ед. ч. Вспоминаю, что прилагательное мужского рода в творительном падеже имеет окончания -им, -ым. Сравниваю окончание прилагательного и окончание вопроса: каким? Значит, в «окошко» пишу букву и.
VII. Физкультминутка
Дом построен у сугроба.
А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот такой ширины.
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги. Топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.

VIII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Работа по учебнику
Упр. 361. Выписать из упражнения словосочетания: сущ. + прилагат. Определить род, падеж, число имен прилагательных. Вставить нужные буквы в окончания имен прилагательных. Выделить окончания.
Как делают бумагу?
Бумагу делают на бумажн..й фабрике из древесины. Стволы деревьев очищают от коры, разрезают на кругляки, рубят в мелк..ю щепу, размалыва..т в рыхл..ю волокнист..ю массу, варят. Потом жидк..я кашица попадает в огромн..й цех. Здесь машины превращают её в длин..й бумажный лист. Листы просушивают, проглаживают, полируют и сматывают в рулоны.( коллективная проверка)
Задание 2. Определите падеж словосочетания зеленый лист. Напишите нужные окончания прилагательных( выписать словосочетания из текста)
Как-то раз с большого клёна оторвался лист зелен..й И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. Закружилась голова у зелён..го листа. Ветер нёс его и нёс, бросил только на мосту. В тот же миг весёлый пёс шмыг - к зелён..му листу, Лапой - хвать зелён..й лист, дескать, поиграем. “Не хочу” - парашютист головой качает Ветер вмиг с листом зелён..м над землёй взметнулся снова, Но шалун - листок упал Я пишу в саду под клёном стих о том листе зелён..м.( проверка по цепочке с помощью сигнальных знаков).
Задание 3.
1) Работа с текстом. В тексте пропущены слова. Вставьте подходящие слова из слов для справок, поставьте их в нужную форму. Определите род, падеж, число прилагательных. Напишите нужные окончания.
Незабудки.
На самом берегу ручья у ... ... болотца густо цветут незабудки. Очень хороши и красивы эти ... ... цветы. В ... их лепестках как бы отразилась голубизна ... неба.
Приятно смотреть на ... ... ковер разросшихся у ручья незабудок. Тихо журчит и плещется ... ручеек. А высоко- высоко в ... ...небе, над неподвижными макушками ... леса тихо плывут ... ... облака.
Слова для справок:
зелёный, лесной, маленький, голубой, крошечный, летний, чистый, голубой, лесной, голубой, летний, высокий, белый, летний.
2) Подбери из текста синонимы к слову маленький. Напиши еще 1 - 2 синонима к этому слову.
3) Подбери антонимы к словам:
высокий -
чистый –
Задание 4.( устно по слайду презентации) На экране появляются словосочетания. Ваша задача - определить падеж и поднять сигнальную карточку с нужным падежом:
Короткая дорога, сильного человека, красную ягоду, белое облако, в трудной задаче, холодную зиму, маленьким братом.
Самостоятельная работа.
Выполнить тестовые задания ( см. приложение 1 «Тест»).Проверка по эталону со слайда.
X. Рефлексия
Продолжите фразы:
- Сегодня на уроке Я научился.
- Если нужно будет правильно написать безударное падежное окончание имен прилагательных в единственном числе, то Я буду..
- Для меня было сложным
- Больше всего понравилось на уроке..
XI. Домашнее задание.
1) повторить падежные окончания имен прилагательных в единственном числе;
2) выполнить упражнение на стр. 359
Приложение 1.
Тест
1. В каком падеже прилагательное имеет окончания –ого; -его?
1) в винительном;
2) в родительном;
3) в винительном и родительном;
4) в дательном и творительном.
2. В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания?
1) в Р., Д., Т;
2) в Им. и В.;
3) в Р., Д., Т., П.
4) в Р. и В.
3. Прилагательное в словосочетании к синему морю стоит:
1) в предложном падеже;
2) в дательном падеже;
3) в творительном падеже;
4) в именительном падеже
4. Вставьте нужную букву в окончание прилагательного:
Мальчик играл со стар..й машинкой.
- ай;
- ой;
-ый;
-ий
5. Какое окончание имеет прилагательное женского рода в винительном падеже единственного числа?
1) –ая;-яя;
2) –ую; -юю;
3) –ой; -ей
4) –ое; -ее
15