Конспект урока по русскому языку Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе


Урок русского языка 4 класс
Тема: «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе.»Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные женского рода, определять их падеж.
Задачи:
Образовательные:
•создать условия для ознакомления с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода в единственном числе;
•совершенствовать умение склонять имена прилагательные женского рода;
•способствовать обогащению словарного запаса;
•способствовать развитию навыков составлять словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания, указывать падеж имен прилагательных
Развивающие:
•развивать орфографическую зоркость;
•развивать речь детей;
•развивать мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы
Воспитательные:
•содействовать воспитанию интереса к русскому языку;
•воспитывать умение работать в коллективе;
•воспитывать чувство любви, бережное отношение к природе
Планируемые предметные результаты:
•познакомятся с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода в единственном числе;
•научатся склонять имена прилагательные женского рода;
•научатся составлять словосочетания с данными именами прилагательными, выделять окончания, указывать падеж имен прилагательных
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
•поиск и выделение необходимой информации;
2
•преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
•анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
•синтез
Коммуникативные УУД:
•умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные УУД:
•постановка учебной задачи;
•сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
•оценивание качества и уровня усвоения материала
Личностные УУД:
•нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
Оборудование: учебник русского языка 4 класс II часть. Автор: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и др., тетрадь №2 на печатной основе, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки, средство обратной связи (светофор)
Ход урока:
Организационный момент (1 мин)
- Проверьте готовность к уроку.
Пословица на экране:
Знание собирается по капле.
-Как понимаете смысл пословицы?
-Мне бы очень хотелось, чтобы сегодня вы нашли ту каплю, которая пополнит ваши знания.
Актуализация знаний. (7мин)
- Вспомните, какую часть речи мы изучаем? ( Имя прилагательное)
-Выделим область знания (учитель выносит на доску)
Знаем
что такое имя прилагательное;
на какие вопросы отвечает;
что обозначает;
роль в предложении;
как изменяется;
как определить род, число, падеж имени прилагательного;
каковы безударные падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе;
как проверить безударное падежное окончание имени прилагательного.
-Применяя знания, спишите словосочетания, вставляя безударные падежные окончания имён прилагательных .На доске: На каменист.. дне, о весенн.. солнце, о весёл.. клоуне, о жарк.. лете, о снежн.. ранн.. зиме.
-Что общего у имен прилагательных в данных словосочетаниях? ( стоят в предложном падеже)
-Сравните окончания этих прилагательных? ( разные).
-Почему? ( в последнем словосочетании имена прилагательные стоят в форме женского рода).
-Знаем ли мы, как склоняются имена прилагательные женского рода? Можем ли объяснить написание безударного окончания прилагательного в последнем словосочетании?(нет)
Не знаем
каковы безударные падежные окончания прилагательных женского рода в единственном числе;
3.Постановка УЗ урока.(2 мин)
-Предположите, какова тема нашего урока?
-Поставьте учебные задачи.
Задачи:
Узнать…
Учиться…
Задачи урока
Узнать, как склоняются имена прилагательные женского рода, на какие вопросы отвечают, какие окончания имеют.
Учиться определять падеж имени прилагательного женского рода. (Слайд 4)
4.Усвоение нового теоретического учебного материала.(8мин)
1.Работа фронтальная.
-Какие знания и умения помогут нам достичь поставленных задач? ( знание и умения определять падеж, знание о склонении, умение склонять имя прилагательное, знание и умение проверять безударные окончания).
-Какую работу можно выполнить, чтобы понаблюдать, каковы падежные окончания имён прилагательных женского рода? (просклонять имя прилагательное) Слайд 5
-Выполним это задание ( словосочетание снежная ранняя зима). 1 ученик выполняет на доске.
-Обратите внимание на вопросы и окончания имён прилагательных. Что заметили?
-Запишите свои выводы в опорную схему (карточка 1- у каждого ученика) (Слайд 7)
И.п. В.п. Р.п., Д.п., Т.п., П.п.
? ? ?

И.п. В.п. Р.п., Д.п., Т.п., П.п.
какая? какую? какой?
-яя-ая -ую-юю -ей
-ой

-Что нужно вписать во второй строке? (вопросы).
- Что напишете в 3 строке? (окончания имён прилагательных).
-Проверьте заполнение схемы-опоры.(Слайд 8)
-Откройте учебник (стр.29).
-Исследуйте страницу. Что поможет вам проверить наши выводы? (таблица)
-Внимательно рассмотрите таблицу, сравните её с нашей схемой, сделайте вывод о наших наблюдениях.
-В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания? ( заслушиваются ответы детей)
(Слайд 9 . Задачи урока)
- Какую задачу урока выполнили? (Узнали, на какие вопросы отвечают имена прилагательные женского рода и какие окончания имеют в каждом из падежей)
Физминутка
5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач.(17 мин)
1).Нужно просклонять прилагательные «холодная зимняя» (ночь).
-Выделить окончания имен прилагательных.
(Ученица работает у доски, остальные дети- в тетрадях. )
-Кто все закончит, нужно посигналить.
И.п. (какая?) холодная зимняя (ночь)
Р.п. (какой?) холодной зимней (ночи)
Д.п. (какой?) холодной зимней (ночи)
В.п. (какую?) холодную зимнюю (ночь)
Т.п. (какой?) холодной зимней (ночью)
П.п.(о какой?) о холодной зимней (ночи)
(Дети проверяют, сигналят светофориками.)
2.) Следующее упражнение. Нужно определить падеж прилагательных, выделить окончания.
Беспечную (В.п.) кукушку, шустрой (Р.п.) синички, о пугливой (П.п.) пеночке, заботливой (Т.п.) ласточкой, серебристой (Д.п.)чайке, голубая (И.п.) сойка, о голодной (П.п.) вороне, молодой (Р.п.) сойки.
-Как в данном случае определить падеж прилагательного? (По падежу существительного определить падеж прилагательного.)
-В каких падежах окончание прилагательных одинаковое? (Р.п., Д.п., Т.п., П.п.)
6. Продолжение работы по теме.
1)Выборочный диктант.
-А сейчас мы с вами продолжаем работу по теме. Я буду диктовать предложения. Ваша задача записать словосочетания (существительное + прилагательное) женского рода.
Толстой коркой покрылись реки. Только в проруби видна прозрачная вода. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. Плоские лещи лежат без малейшего движения.
Сазаны нашли мягкую ямку. А зубастой щуке не спится. Она глотает сонную рыбу.
-Какие словосочетания выписали?
(толстой коркой, прозрачная вода, в глубокой тишине, мягкую ямку, зубастой щуке, сонную рыбу.2) Дифференцированная работа. Работа по карточкам.
- Продолжим работу. У вас будут разные задания. Прочитайте задания, спросите кому что не понятно.
Задание легкого уровня Задание среднего уровня Задание сложного уровня
Поставить имена прилагательные в нужном падеже. Выделить окончания. Определить род имени прилагательного.
Мы приехали в (соседний) деревню. Днем купались в (теплый) реке. Сидели под (раскидистый) березой. Пахло (свежий) травой.
-Напишите ответы на вопросы. Определите род и падеж имен прилагательных. Выделите окончания.
Куда вошли ребята? (березовая роща). Кого увидели дети? (проворная белка). Чему все радовались? (солнечная погода). Исправить ошибки. Определить род и падеж имен прилагательных. Выделить окончания.
Как харашо в березовай рощи. Мы шли по ускай тропинки. Налител реский ветер. Мы услышали стрекот проворнай сароки.
-Кто все закончил, проверяем. На обратной стороне карточки (дети об этом не знают) записан правильный вариант выполнения задания.
-Сколько ошибок исправили? (11)
Самопроверка по эталону.
7.Работа по учебнику страница 29 №59 (по вариантам)
-Это задание мы будем выполнять по вариантам.
I вариант-1-2 строчки,
II вариант-3-4 строчки
(взаимопроверка)
-Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга работу. Исправлять можно только карандашом.
8. Подведение итогов урока.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? Назовите эти окончания.
-Мы с вами подвели итоги, а сейчас рефлексия.
9. Рефлексия «Лесенка».
-Как вы оцените свою работу на уроке?
-На какую ступеньку «Лесенки» вы бы поставили себя?
10. Дом.задание
И.п. В.п. Р.п., Д.п., Т.п., П.п.
? ? ?

И.п. В.п. Р.п., Д.п., Т.п., П.п.
? ? ?

И.п. В.п. Р.п., Д.п., Т.п., П.п.
? ? ?

И.п. В.п. Р.п., Д.п., Т.п., П.п.
? ? ?

1.Поставить имена прилагательные в нужном падеже. Выделить окончания. Определить род имени прилагательного.
2.-Напишите ответы на вопросы. Определите род и падеж имен прилагательных. Выделите окончания.
Мы приехали в (соседний) деревню. Днем купались в (теплый) реке. Сидели под (раскидистый) березой. Пахло (свежий) травой.
Куда вошли ребята? (березовая роща). Кого увидели дети? (проворная белка). Чему все радовались? (солнечная погода).
3.Исправить ошибки. Определить род и падеж имен прилагательных. Выделить окончания.
Как харашо в березовай рощи. Мы шли по ускай тропинки. Налител реский ветер. Мы услышали стрекот проворнай сароки.
1.Поставить имена прилагательные в нужном падеже. Выделить окончания. Определить род имени прилагательного.
2.-Напишите ответы на вопросы. Определите род и падеж имен прилагательных. Выделите окончания.
Мы приехали в (соседний) деревню. Днем купались в (теплый) реке. Сидели под (раскидистый) березой. Пахло (свежий) травой.
Куда вошли ребята? (березовая роща). Кого увидели дети? (проворная белка). Чему все радовались? (солнечная погода).
3.Исправить ошибки. Определить род и падеж имен прилагательных. Выделить окончания.
Как харашо в березовай рощи. Мы шли по ускай тропинки. Налител реский ветер. Мы услышали стрекот проворнай сароки.