Урок русского языка Правописание безударных окончаний имен прилагательных


Урок русского языка в 4 классе
Тема: Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
Цель урока: осмысление законов и правил правописания в процессе работы над алгоритмом проверки безударных падежных окончаний имен прилагательных единственного числа; развитие всех видов речевой деятельности школьников.
Задачи урока:
Совершенствовать навык правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского, среднего рода в единственном числе.
Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, как части речи, его изменении по родам, числам и падежам.
Развивать орфографическую зоркость учащихся.
Продолжить работу по развитию речи учащихся, активизации словаря; воспитывать чуткое и внимательное отношение к слову.
Формировать навыки работы в коллективе, учить самостоятельно планировать свою деятельность.
Развивать интерес к учению, формировать желание и умение учиться.
Ход урока
Организационный момент.
- Ребята, подарите  себе  свою  улыбку, попросту  улыбнитесь. А  чтобы  настроение  наше  оставалось  хорошим, давайте  улыбнёмся  друг  другу.
ИГРА « Мешочек ощущений »  
-  Ребята, что лежит в этих  мешочках? (Не видно, мешочек закрыт.)
- А как можно узнать? (Можно засунуть руки в мешочек и  « потрогать»)
Дети по одному находят на ощупь предметы.
- Погладь предмет. Что ты почувствовал? (Этот предмет мягкий, теплый.)
-  Мягкий, как что? (Как облачко, мягкая игрушка, шарик.)
- Что ты почувствовал, когда его гладил? (Мне было приятно, мне, казалось, что «это», что-то доброе, хорошее.)
- А ты что нащупала в мешочке? (Не знаю, что-то колючее, с иголками.)
- Что же ты почувствовала? (Я испугалась, что иголки острые, я могу пораниться, мне будет больно.)
- Ребята, вот так и слова добрые и злые, их можно не только услышать и почувствовать. добрые, вежливые слова приятно для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.
-Что никогда не сделает добрый человек? ( не   обманет, не обидит, убьет ,не украдет ,не ударит, не сделает  больно, не бросит в беде ,не оставит без помощи  и т.д.)
-А можно ли сделать доброе дело на уроке? (Активно работать на уроке и радовать учителя и себя)
II Постановка целей урока.
- Работа предстоит большая и, надеюсь, интересная. На нашем пути встретятся разного рода трудности и ловушки. Поэтому будьте внимательны, чтобы не попасть в капкан русского языка. А эпиграфом к уроку будет русская народная пословица. А что это за пословица вы узнаете сыграв в знакомую нам игру «Лото».
Описание игры «Лото»
  Группам предлагается игровое поле и набор разрезных карточек.  Каждый игрок берет карточку и соотносит слово с его морфологическими признаками (на поле). Свою карточку он кладет на игровое поле обратной стороной. В процессе игры, если все соотнесено  верно, на поле  «выложена» пословица: Чистым бельем грязной души не прикроешь.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы.( Как бы человек не оделся красиво, его характер лучше не станет. Он не изменится в лучшую сторону)- Предложите задание к этой пословице. (У прилагательных определить падеж.)
- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?
- Какие цели мы поставим исходя из темы урока? .(Тренироваться в выборе верного безударного окончания имен прилагательных)
- После каждого задания вы сами будете оценивать свою работу. А в конце урока подсчитаем баллы и подведем итог. Баллы выставляете на полях своей тетрадки.
- Оцените свою работу в группе.
III. Актуализация знаний.
- Что вы знаете о прилагательных?
Выбрать из развешенных карточек нужное ( часть слова, часть речи, действие, предмет, признак, какой? какая? какое? какие? кто? чего? что делал? чем? кого?, род, число, падеж, склонение, спряжение, определение, сказуемое, дополнение, обстоятельство, подлежащее)
На доске появляется схема:
Прилагательное
Часть речи
Признак
Какой? Какая? Какое? Какие?
Род, число, падеж

Определение
- Как определить число и падеж имен прилагательных?
- Как проверить правописание безударного падежного окончания имени прилагательного? (1.Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.2. От существительного задаём вопрос к имени прилагательному.3. По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного.)4. Закрепление и обобщение изученного материала.
Включение изученного материала в систему языковой деятельности.
Анализ языкового материала.
- А сейчас мы продолжим работу с мудрыми высказываниями русского народа. Прежде чем приступить к работе, вы должны в тетради написать последовательно все падежи. Ну, а потом вы должны выписать словосочетания сущ.+прил и записать в той строчке -падеже, в котором они стоя
▪ Добр.. правда лучше сладк.. лжи.
▪ В согласн.. стаде и волк не страшен.
▪ Верн.. другу цены нет.
▪ Худ.. слово и сладк.. медом не запьешь.
▪ Мал.. слово огромн.. зло творит.
-Давайте проверим.
И.п. Добрая правда, малое слово,
Р.п. сладкой лжи,
Д.п. верному другу,
В.п. худое слово, огромное зло,
Т.п. сладким медом,
П.п. в согласном стаде.
Оценивание.
Работа в парах.
- Посмотрите на словосочетания, которые даны на карточках. Записать словосочетания в том падеже, который указан в скобках.
Сладкая ягода (П.п.), золотое сердце (Р.п.), открытая душа (В.п.), дорогой костюм (Т.п.), золотая брошь (В.п.), сладкая речь (Т.п.), открытая дверь (Д.п.), дорогой человек (П.п.).Организуется проверка выполнения задания в парах. Оценивание.
Работа с картиной.
- На какие группы можно разделить прилагательные? (по родам)
- Посмотрите на картину. Составьте словосочетания прил.+ сущ. И запишите их по группам.

Проверяем. Оцениваем.
- Составьте мини-текст, используя свои словосочетания.
Проверяем. Оцениваем.
Рефлексия
- Чтобы не сделать ошибки в написании безударных окончаний имен прилагательных, как проверить правильность написания безударных окончаний имен прилагательных? .(1.Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.2. От существительного задаём вопрос к имени прилагательному.3. По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного.)-Ну а чтобы убедиться в том, что вы все справились с поставленной задачей, выполним тест. Внимательно слушайте словосочетания и красным фломастером закрасьте окончания прилагательных.
ай, ее, ому, ими, ого,
аю, ий, его, ыми, ам,
ям, ыю, ой, ым, ом,
ый, аго, еми, аму, ем,
ями, иго, ами, ый, ую,
аму, аю, им, юю, ое(около высокой ели, для верного друга, в прозрачную воду, в старом доме, летнюю зарю, яркое солнце, трудным путем, громким лаем, одинокими парусами, у дальнего озера, удивительному настроению, на синем небе)Что понравилось вам на уроке?
-А теперь давайте оценим ваши работы. Подсчитайте свои баллы- Поднимите руку у кого более 13 баллов. Вы научились безошибочно писать окончания имен прилагательных,.-Поднимите руку те, у кого работа оценена на 4? Вам нужно составить памятку – алгоритм, повторить падежные вопросы.
Поднимите руку у кого менее 5 баллов, не стыдно спросить, когда не знаешь, стыдно ничего не делать.- Какова была цель нашего урока?
-смогли ли мы ее выполнить?
-что у вас получалось сегодня лучше всего?
-в чем испытывали затруднения?
-Какие добрые дела можно сделать на уроках?
-Можете ли вы сказать, что сегодня на уроке кто-то сделал доброе дело???
- Не хочется ли вам сказать что-то друг другу в конце урока? (В сердце каждого из нас горит солнце, только нужно зажечь его. А для этого надо делать больше добрых дел.