Урок русского языка в 4 классе по теме Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных


Открытый урок
русского языка
по теме: « Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных».
в 4 А классе
Учитель: Соболева Надежда Александровна
г. Димитровград
2015г.
Тема. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Цель. Отработка умений и навыков грамотного написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Задачи.
1.Актуализировать знания об имени прилагательном как части речи.
2.Актуализировать умение добиваться усвоения учащимися правильного употребления и написания окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.
3.Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
4.Воспитывать культуру учебной деятельности.
Планируемые результаты.
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).
Предметные:
- умение определять окончания прилагательных;
- усвоение учащимися правила определения окончаний прилагательных;
- умение определять мягкую и твердую основу прилагательных;
- обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного;
- умение формулировать вопросы к прилагательному;
- умение составлять алгоритм для определения написания безударного окончания прилагательного.
Ход урока.
Организационный момент.
Пусть у всех будет хорошее настроение. Здравствуйте!
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи своему партнеру по плечу.
Слайд 1
Глаза смотрят и все видят.
Уши слушают и все слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один.
Умею слушать мнения других.
Игра «Веер». Четвёртый лишний.
Подчеркните «лишнее» слово в ряду.
Слайд 2
Ночь, радуга, великая, книга.
Светит, могучая, играл, поедет.
Весело, быстро, слева, огромная.
Любимая, восемь, пятый, шестнадцать.
- Великая, могучая, огромная, любимая … О чем это? (О стране)
- С помощью каких слов описали страну? Как называются эти слова? (имена прилагательные).
- Кто уже догадался о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Слайд 3 (тема урока)
- Сегодня у нас урок – путешествие.
Слайд 4
- Перед вами карта пестрой разноцветной страны, страны знаний.
- Как её можно назвать?
Щелчок Имя ее – Страна Прилагательных. Мы с вами отправимся в путешествие по этой стране и закрепим знания об имени прилагательном как части речи, вспомним, как правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных.
В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
Итак, отправляемся в путь!
II. Чистописание.
Но сначала оформим маршрутные листы (запись числа в тетради).
Слайд 5 Чтобы стражники нас впустили в эту страну, необходимо вспомнить:
- Что такое имя прилагательное?
Слайд 6 - И отправляемся мы в страну Прилагательных по тропинке Чистописания.
Слайд 7
- Что вы видите на тропинке? (следы)
Слайд 8
- Что вам напомнили следы, которые состоят из букв? (окончания имен прилагательных)
- В какие группы вы бы объединили эти окончания имен прилагательных? (м.р, ж.р, ср.р.)
Запишите окончания имен прилагательных ж.р., м.р, ср.р.
Слайд 9
- С какой частью речи связано имя прилагательное?
III. Словарная работа
- Вперёд! (Слайд 10)
Вот мы уже в дубраве Словарных слов.
(Слайд 11-14) - Давайте некоторые из них запишем (картинный диктант: заяц, береза, дорога, яблоко).
- Назовите орфограммы.
- Подберите к данным существительным подходящие по смыслу имена прилагательные
- Как определить род имени прилагательного? (по имени существительному)
Слайд 15
- Запишите словосочетания, поставив прилагательные и существительные в данном падеже.
Слайд 16
Проверка в парах.
- Какое сейчас время года? Что нас радует весной?
Слайд 17 Запись предложения: В_сенн_е со_нце _св_тило стройные б_рёзы.
Задание: - объясните пропущенные орфограммы; (слайд)
- подчеркните грамматическую основу; (слайд 18)
- Задайте вопросы к второстепенным членам предложения.
- Каким членом предложения чаще всего является имя прилагательное?
- Как определить падеж имен прилагательных?
- Как различить Им.п. от В.п.?
- Что можете сказать о словосочетании стройные берёзы?
- Изменяется ли по родам прилагательное во множественном числе?
IV. Совершенствование знаний об имени прилагательном.
- Мы приближаемся к Площади окончаний. (Слайд 19)
Слайд 20
- Какое задание можем выполнить?
- А что надо сделать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного?
По подтаявш… снегу
На перв… цветок
в ясн… небе
с хитр… лисой
на лесн… поляне
тепл… ветер
к перв… ручью.
физ. минутка
Mix Слайд 21
Проверка.
Слайд 22
V. Закрепление.
Хоть и наступила весна, но в лесу ещё лежит снег. И можно покататься на лыжах.
И вот мы на Водопаде Ошибок (Слайд 23)
- Что мы будем делать?
Работаем в команде. Слайд 24
Солнечном утром лыжники катались в лесу. Сначала они зашли в берёзоваю рощу. Потом отправились к дальниму стараму бору по знакомай удобной лыжне. В сосновам бору стояла тишь.
Проверка. Слайд 25
Почему именно эти окончания. Объясняем.
- Кто справился с заданием?
После прогулки наши глаза должны отдохнуть.
Слайд 26 Физминутка для глаз.
Следующая наша остановка в парке Прилагательных.
(Слайд 27)
Это текст?
- Предложения объединены одной темой. Весна.
Какова тема нашего урока
Наступила весна. Бегут ручейки по дорогам. Из стран летят птицы. Все рады весне!
- Мы с вами находимся в парке прилагательных, а чего же не хватает?
- Как сделать, чтобы текст был более ярким, красочным?
(Слайд 29)
- Как можно озаглавить текст?
Озаглавьте текст. Дополните этот текст прилагательными.
Задание: - озаглавь и спиши текст, вставляя имена прилагательные (слабым ученикам даются имена прилагательные на карточках);
- найдите имена прилагательные, определите число, род, падеж.
(Наступила ранняя весна. Бегут быстрые ручейки по грязным дорогам. Из дальних стран летят перелетные птицы. Все рады долгожданной весне!)- Прочитайте, что у вас получилось. (несколько учеников зачитывают свои работы)
(Слайд 30 проверка падежа, рода)
- Почему же прилагательные у всех разные, но род, число и падеж не изменился?
-Прилагательное связано с именем существительным. Стоит в том же роде, числе и падеже.
Поздравляю вас с началом весны.
Весна – замечательное и прекрасное время года.
(Слайд 31) Вот и подходит наше путешествие к концу.
VI. Итог урока.
(Слайд 27)
- О какой части речи мы сегодня говорили?
- Что такое имя прилагательное?
- Как изменяются имена прилагательные?
- С какой частью речи связано имя прилагательное?
- Как определить окончание имен прилагательных?
Домашнее задание:
Составить карточку из семи словосочетаний для соседа по плечу.