Конспект урока по окружающему миру. Тема: “О молниях, змеях, собаках и прочем”.

Урок окружающего мира в 3 “Г” классе.
Тема урока: “О молниях, змеях, собаках и прочем”.

Цели урока: развивать логическое мышление и воображение; изучать правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой.
Оборудование: презентация.

Ход урока :
Организационный момент.
Проверить готовность детей к уроку (рабочее место, дисциплина)
Актуализация знаний.
-Ребята, прежде чем преступить к новой теме, я хочу проверить помните ли вы материал прошлых занятий (презентация со знаками)
- Посмотрите на эти знаки. Скажите, что они обозначают (ответы детей).
- Молодцы !
3. Введение в новую тему.
Отгадаем загадки (слайд № 1)

Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила.
(ответ: гроза) (слайд № 2-4)

В глубокой древности грозы боялись все. Люди думали, будто это страшный великан, прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Но больше, чем молний, боялись они от раскатов грома.
- Кто сможет назвать составляющие грозы ? (ответы детей)
Летит огненная стрела.
Никто ее не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
(ответ: молния) (слайд № 5-8)
Молния – это огромная электрическая искра. В считанные секунды пролетает она по небу несколько километров. От удара молнии вспыхивают здания и деревья.
Вот по небу мчится конь
Из-под ног летит огонь,
Конь копытом бьёт могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит.
(ответ: гром) (слайд № 9-11)
- А что такое гром ? (ответы детей)
Гром – это звук от летящей молнии. Воздух раскаляется и объём его увеличивается. Происходит настоящий взрыв. Звук от него мы и называем громом.
- А как вы думаете, что опасней, гром или молния?(ответы детей)
Гром убить не может, а вот молния – страшная. Поэтому грозу следует переждать в укрытии.
- Я думаю, что не одну меня интересует вопрос, можно ли уберечься от ударов молний. Об этом мы можем прочитать в учебнике на странице 23 (дети читают по цепочке).
- Запомните эти правила и старайтесь соблюдать их.
Но ведь не только молния может нанести вред человеку.
- У кого из вас есть домашние животные ?
- Кто считает что они опасны ? Почему ? (ответы детей)
(презентация с картинками)
Человек может пострадать и от домашних животных. Домашние животные, от которых не ожидаешь никакой опасности, могут нанести серьёзный вред твоему здоровью. Не зря ведь говорят: “ Собака бывает кусачей”. Желание любого ребёнка, когда он видит собаку, погладить ее. Но это не всегда безопасно.
- Что делать, если на вас выбегает с лаем собака?(презентация: тест на доске)
Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность (презентация, слайды №1, №2)
(ответ: 9, 5, 7, 8, 10)
Собака никогда не нападает первой. Виноват часто бывает сам человек, потому что неправильно себя ведет. Например, нарушает охраняемую собакой границу – входит во двор который собака считает своим. Так что лучше выйти со двора. Опасно встречаться с собакой в каких-нибудь узких проходах. Здесь может укусить даже дрессированный пес. Поэтому, если в подъезде или лифте тебе на встречу идет человек с собакой, лучше остановись и пропусти их мимо. Обязательно не забывайте мыть руки после общения с животными, иначе можно заразиться различными кишечными заболеваниями.

4. Физкультминутка (цветотерапия).

- Ребята, окружающая нас природа зачастую помогает нам , успокаивает и лечит, давайте и мы с вами немного отдохнем .

5. Продолжение нового материала.

Могут нанести вред и насекомые.
- Ребята, давайте вспомним, почему ранней весной нам не советуют гулять по лесу. Какое насекомое нам угрожает? (клещ)
- Что вы знаете про него?
(учитель читает в учебнике о клеще)
Так же опасность для человека может представлять змея. О ней давайте прочтем в учебнике на странице 26.
-Так же известно, что у змей неважное зрение, они не различают цветов и не слышат. Зато воспринимают сотрясение почвы и запахи. А еще некоторые змею могут на расстоянии чувствовать тепло и поэтому ловят добычу даже в полной темноте.
- Если укусила змея, каковы признаки отравления?
(ответы детей: место укуса отекает, бледность, головокружение, тошнота, рвота, слабый пульс, потеря сознания)
- Что при этом делать?
(полный покой, не двигаться; продезинфицировать ранку йодом или спиртом; дать тёплое питьё, и в больницу)
6. Заключение.
- Ребята, о животных вы знаете много, а кто мне назовет ядовитые растения и грибы ?
(ответы детей: мухомор, поганка, белена, дурман, волчье лыко, ландыш и т.д.)
- А что вы знаете о них ? (ответы детей)
- Даже в нашем кабинете есть несколько таких растений, которые имеют в листьях ядовитые вещества, так что будьте внимательнее в обращении с ними .
Запомните правила ! (презентация)
- Давайте прочитаем, что говорится о грибах и растениях в учебнике на странице 24-25
7. Подведение итогов.
- Дети, встаньте те, кто сегодня узнал что-то новое для себя.
- Что именно вы узнали ? 8. Домашнее задание.

Дома выполните задание после этого раздела.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15