Технологическая карта урока Органы чувств — наши верные помощники в познании мира


Технологическая карта урока
Предмет, класс Окружающий мир, 1 класс
УМК, автор программы «Гармония», О.Т. Поглазова
Учитель Кожевникова Анна Викторовна , учитель начальных классов МБОУ СОШ №35
Тема урока,
№ урока в рабочей программе №17: «Органы чувств – верные помощники
в познании мира».
Цель урока обратить внимание учеников на самихсебя, помочь им открыть и осознать богатство собственных возможностей в познании окружающего мира собственных органов чувств.
Задачи урока обучающие развивающие воспитательные
сформировать общие представления об органах чувств и их значении для человека  развивать исследовательские умения, умение работать над учебным групповым заданием;
развивать умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются; совершенствовать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в группах воспитывать творческие способности личности;
формировать эмоционально-положительное отношение к предмету.
Планируемые результаты урока Предметные знания и умения Личностные качества, метапредметные УУД
Сформированность основных понятий урока:
органы чувств – органы зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.
Сформированность предметных умений:
умение добывать информацию с помощью органов чувств;
умение характеризовать предметы, называя их отличительные признаки и свойства.
- положительное отношение и интерес к изучению человека (ЛУУД);
- находить наиболее эффективные способы решения поставленной учебной задачи (РУУД);
сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, готовность слушать собеседника ( КУУД);
понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой (ПУУД).
Методическое обоснование урока В основу урока положен системно-деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес к о теме урока с помощью разнообразных заданий.  Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности. Структура урока обусловлена спецификой технологии организации учебного исследования (по Н.Б. Шумаковой).
На этапе актуализации знаний учащихся используется кейс – реальная жизненная ситуация, в ходе обсуждения которой ученики смогут лучше понять и принять значимость темы урока.
ИОС урока Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)
Учебник – с. 62-63
Рабочая тетрадь – с. 16, задания 7. Баночки с кофе и апельсином, стакан с простой водой и стакан со сладкой водой, мешочек с линейкой, карандашом, кисточкой. Пластмассовый стакан, кусочек фольги. Желтый карандаш, листок с цыплятами,
шарфы, наушники, кофейная чашечка, носовой платок….
мультимедийная доска

Организационная структура урока
Название этапа
Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент Создание эмоционального настроя на урок. - Давайте месте повторим наш девиз:
Я умею думать.
Я умею размышлять.
Все полезно для работы все и буду выполнять.
У меня получится, у тебя получится.
И у нас получится.
Желаю тебе удачи.
Повторяют за учителем девиз урока
2. Актуализация знаний
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Я вам предлагаю сегодня стать настоящими учеными.
- Вы знаете, кто такие ученые?
- Вы все правы! Учёные – это люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания. Вот и мы сегодня с вами будем учеными, которые исследуют окружающий мир.
- Чтобы узнать, что мы будем сегодня исследовать, я предлагаю вам обсудить такую ситуацию (инсценируется ситуация, описанная в кейсе, учитель читает кейс «Игра в жмурки» и одновременно делает запись на доске):
«Витя, Петя и Вова играют в жмурки. Вова водит, у него завязаны глаза. У Пети насморк, а Витя в наушниках с плеером. В комнату вошла бабушка с чашечкой горячего кофе. Вова налетел на бабушку, чашечка выпала и разбилась».
Запись на доске:
Вова – завязаны глаза
Петя – насморк
Витя – в наушниках
- Итак, уважаемые учёные, давайте подумаем, что могут ощущать (чувствовать) Витя, Вова, Петя и бабушка?
В процессе обсуждения заполняется таблица на доске (таблица в незаполненном виде готовится заранее):
Ощущения, чувства Витя Петя Вова Бабушка
Запах кофе √ √ √
Звук разбивающейся чашки √ √ √
Жалость из-за того, что желтая красивая чашка разбилась √ √ √
Участвуют в диалоге с учителем.
Трое учащихся участвуют в инсценировке ситуации.
Отвечают на вопросы учителя
Участвуют в совместном с учителем заполнении таблицы
3. Мотивация
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к учебной деятельности, происходит совместное открытие тему урока. Учитель подводит учащихся к осознанию учебной задачи урока.
- А у нас сегодня на уроке необычный гость. Он обратился к нам, учёным, с проблемой «ПОМОГИТЕ МНЕ НАЙТИ МОИХ ПОМОЩНИКОВ!»
- Чем он интересен? Что же в нем странного? Кого он просит найти?
- А нужны они ему? 
- Как, одним словом можем назвать все то, чего нет у нашего человечка?
- Это органы чувств (термин крепится магнитом на доску).
- А что значит орган?
Выслушав ответы и версии детей, уточняет:
- Орган, в переводе с греческого означает «орудие».
ОРГАН - часть организма, выполняющая определенную функцию (например, сердце, печень) .
- А для чего нам нужны органы чувств?
- Давайте попробуем вместе сформулировать тему нашего урока (подводящий к формулировке темы диалог):
- О чём мы будем сегодня вести речь?
- Да, мы будем говорить сегодня об органах чувств.
На слайде появляется уточненная тема урока
«Органы чувств – верные помощники
в познании мира».
Постановка учебной задачи
- Что вам хотелось бы узнать по теме нашего урока? Давайте вместе сформулируем то, чем будем сегодня на уроке заниматься (фиксирует вопросы детей на доске):
Познакомиться с ……(органами чувств)
Узнать…. (для чего они нужны)
- В конце урока нам нужно получить ответ на основной вопрос:
Почему органы чувств называют нашими помощниками?(вопрос заранее записан на доске)
- Мы будем проводить исследования, как настоящие ученые, и если мы всё сделаем правильно, мы поможем нашему человечку найти своих помощников!
- Я предлагаю сегодня работать в группах. По ходу вашей работы мы поможем нашему герою приобрести  органы чувств.
- Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе (слайды).
- Давайте мы эти правила вспомним.
Отвечают на вопросы учителя.
Дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица.
- У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук…
- Конечно!
Предлагают свои варианты
- То, что помогает видеть, слышать…
Предлагают свои варианты.
- Чтобы могли ощущать, слышать, чувствовать вкус….
Отвечают на вопросы учителя.
Предлагают свои вопросы
- Нарисовать глаза, уши….
Разбиваются по группам
Смотрят слайд-шоу.
- Работаем тихо, дружно;
- Говорим по очереди, не перебивая друг друга;
- Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника
4. Исследование в малых группах
На данном этапе организуется исследование:
- учащиеся распределяются по группам;
- выбирают капитана;
- получают задание;
- в коммуникативной форме определяются, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить;
- распределяют обязанности;
- выполняют исследования;
- заполняют карту исследования.
. - Каждая команда имеет своего капитана. Капитан отвечает за дисциплину в группе и распределяет обязанности. Итак, поприветствуем наших капитанов!
- В каждой команде нам важно определить самого смелого человека. Именно он будет испытателем. Вы знаете, кто такие испытатели?
- Да, вы правы. Испытатели первыми испытывают какие-то новинки, например, лётчики-испытатели. У нас испытатели будут исследовать окружающий мир, такие люди называются естествоиспытатели. Итак, кто хочет быть естествоиспытателем? - А я буду вашим помощником – научным консультантом (если у вас возникнут вопросы – вы поднимаете руку и я помогаю вам).
- Давайте составим план действий вашей группы при проведении исследования (план появляется на слайде):
1. Прочитать инструкцию.
2. Распределить обязанности.
3. Выполнить задание.
4. Рассказать об исследовании.
-У каждой группы будет свое задание. При выполнении заданий вы можете пользоваться учебником - с. 62-63.

- Естествоиспытатели как настоящие смельчаки завязывают глаза.
- Капитаны подойдите ко мне за заданиями.
Задание для 1 группы: найдите на картинке 10 цыплят и раскрасьте их желтым цветом.
Задание для 2 группы: с помощью игры «День – ночь» с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки.
Задание для 3 группы: определить, в каком стакане сладкая вода.
Задание для 4 группы: определить, что находится в баночках.
Задание для 5 группы: определить, какие предметы, находятся в мешке.
- Прежде чем мы начнем исследование, обратите внимание на критерии, по которым я буду оценивать вашу работу:
- слаженность работы группы (бесконфликтность и быстрота);
- аккуратность выполнения исследования.
- А теперь приступаем к исследованиям! Успехов! Когда вы выполните задание, вы поднимаете руку, и я фиксирую вашу готовность, и именно в таком порядке группы будут выступать и помогать нашему человечку.
- Давайте обсудим, как вы выполняли исследование. При выступлении вы должны проанализировать свою работу по плану:
КАРТА ИССЛЕДОВАНИЯ
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли…
…   нам нужны для того, чтобы…….
Научное название…
- А что значит научный?
- На доске уже стоят научные названия органов чувств. Ваша задача выбрать нужное название и прикрепить рядом с человечком.
Группы представляют капитанов
- Люди, которые что-то испытывают, пробуют…
Определяют испытателей.
Проговаривают вслух за учителем действия.
Открывают учебник
Ученикам, которые будут проводить испытания завязывают глаза.
Капитаны получают задания и материал для исследований
Ученики в группах пробуют воспроизвести алгоритм составления плана действий.
ГРУППЫ ВЫСТУПАЮТ В ПОРЯДКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
- Достоверный…правильный….
5.Обмен информацией, организация фактов
- Что вам помогло увидеть цыплят? Желтый карандаш? А как вы поняли, что именно жёлтый карандаш?
- Что еще мы можем делать  при помощи глаз?
- Вы хорошо справились с заданием.
- Помогите нашему герою увидеть красоту северного сияния (слайд).
Слайд - иллюстрация с изображением глаза
- При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем  нас мире.
- Что вам помогло услышать звуки? Красивые сережки?
- Вы постарались, выполнили задание верно.
- Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь? 
Слайд - иллюстрация с изображением уха
- Что мы еще можем услышать?
- Что помог определить вкус воды? Красивые губы?
- Какие ещё качества пищи различает язык?
- Молодцы. С задание справились верно. Поможем нашему герою почувствовать вкус спелой морошки
Слайд - иллюстрация с изображением языка.
- Что вам помогло определить содержимое банок? Высокий рост?
- Какие ещё запахи можем почувствовать?
- Помогите нашему герою почувствовать запах свежеиспечённого хлеба!
Слайд - иллюстрация с изображением органа обоняния
- А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи. А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния.
- Верно, справились с заданием.
- Что помогло определить предметы? Красивый маникюр?
- Молодцы, успешно выполнили задание! Осязать – значит трогать, получать информацию от прикосновений к нашей коже. Поможем теперь нашему герою ощутить мягкость  лесных мхов.
Теперь, у нас уже получился настоящий человек!
А в благодарность за ваши исследования человечек поможет вам в обретении гармонии души и тела – в выполнении физ.минутки!
Физ.минутка.
- Выступает 1 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли глаза. Глаза нам нужны, чтобы видеть.
Научное название – орган зрения.
- Нам помогли наши глаза!
- Читать, смотреть телевизор…
Представитель от группы рисует глаза человечку и прикрепляет на доску научное название.
Выступает 2 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать.
Научное название – орган слуха.
- Разные звуки природы, речь, музыку…-
Представитель от группы рисует уши человечкуи прикрепляет на доску научное название.
Выступает 3 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помог язык. Язык нам нужен, чтобы определить вкус.
Научное название-орган вкуса.
- Язык!
- Теплая пища, холодная, кислая, горькая…
Представитель от группы рисует язык человечкуи прикрепляет на доску научное название.
Выступает 4 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы определить запахи.
Научное название- орган обоняния
- Свежей травы, цветов…
Представитель от группы рисует нос человечку и прикрепляет на доску научное название.
- Выступает 5 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли руки. Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь  предметы по форме…
Научное название - орган осязания.
- Руки, кожа рук…
Представитель от группы рисует руки человечкуи прикрепляет на доску научное название.
Выполняют движения за человечком
6. Связывание информации, формулирование выводов
.
На данном этапе Обобщая изученный материал, объясняет детям, что органы чувств являются нашими помощниками в познании окружающего мира, но информацию, собранную ими, распознаёт мозг, он её анализирует, хранит в памяти, достаёт, когда нужно, в общем, руководит всей нашей познавательной деятельностью.

- А теперь индивидуально в тетрадях выполните задание № 7.

Организует обсуждение выполненных заданий с комментированием выполненных действий:
Ученики ещё разубеждаются в том, что основным методом познания мира является наблюдение, с помощью которого органы чувств добывают информацию, а основным органом человека, анализирующим её, является головной мозг человека, выполняя задание на с. 64 (учебник)
и задания № 7 (рабочая тетрадь).
При выполнении задания № 7
в рабочей тетради (с. 16) ученики называют те органы чувств, которые помогут им в определении свойств и признаков предметов,и указывают их с помощью условных обозначений.
7. Применение
Давайте поиграем в «Перепутаницу»: называет орган чувств
(уши) и то, что узнают с его помощью (предмет красный).
Выполняя задания в учебнике на с. 63, учащиеся учатся словесно описывать свои ощущения, называя признаки и свойства предметов.
Если верно то дети хлопают, если не верно то дети топают.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
- Давайте вернемся к тому вопросу, который мы поставили в начале урока.
Почему органы чувств называют нашими помощниками?
- Получилось ли у нас на него ответить?
Оцените свою работу на уроке (слайд):
сегодня я узнал…
было трудно…
теперь я могу...
мне захотелось…
Выберите смайл, который соответствует вашему настроению и прикрепите его на доску рядом с нашим человечком!
- А напоследок хочется сказать:
Есть пять помощников на службе у тебя.
Не замечая их, используешь всегда:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
Руки, чтоб ласкать, трудиться,
А носик -  запах различать.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
Выполняют задания на рефлексию