Рабочая программа по экологии


Республика Бурятия.
г. Улан - Удэ
Рабочая программа:
«Экология Республика Бурятия»
(для учащихся 10-11 классов)
Составила: Ардуева К.К.
учитель географии и экологии
МАОУ « СОШ № 32»
г. Улан - Удэ.
2014 год
Пояснительная записка.
Программа курса «Экология Бурятии » рассчитана на34 часов (1 час в неделю) и предназначена для учащихся 10-11-х классов общеобразовательных школ.
Предлагаемая программа, расширяя базисный курс «Основы экологии», более глубоко рассматривает вопросы, касающиеся экологии окружающей среды своей местности, региона и направлена на комплексное изучение аспектов окружающей среды. В процессе изучения курса предусмотрена проектная деятельность учащихся, которая развивает экологическое мышление, расширяет диапазон знаний, позволяет формировать умение анализировать и сопоставлять.
При изучении данного курса целесообразно использовать следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся: лекции, беседы, доклады, рефераты учеников, дискуссии, конспектирование, анализ таблиц, схем, презентаций, защита проектов.Большая роль в изучении данного курса принадлежит эксперименту, который, служит основой для выдвижения и проверки гипотез, средством закрепления знаний и умений.
Предполагается использовать следующие методы контроля знаний: фронтальный, индивидуальный опрос,взаимоопрос, выполнение проектов, практическихи научно - исследовательских работ.
Следует применять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся при выполнении творческих заданий, проектов.
Работа учащихся с дополнительной литературой, подготовка и защита рефератов, докладов, проектов способствуют их саморазвитию, самообразованию, самоопределению.
Курс интегрированный, затрагивает многие вопросы, находящиеся на стыке экологии с другими науками, прежде всего с биологией, географией, химией, физикой.
Изучения экологии региона и ближайшего окружения способствует формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека, осознания неразрывной связи человека с природой, необходимости бережного и рационального отношения к ней.
Лучшему усвоению материала способствует различные диаграммы, карты, ТСО, использование краеведческого материала.
В завершении курса учащимся предлагается выполнить проектную или исследовательскую работу.С которой выступают на конференциях, классных часах, родительских собраниях. Учитель непосредственно участвует в исследовательской работе вместе с учащимися, направляя ход работы.
Цель курса: в процессе изучения экологии родного края, ближайшего окружения способствовать:
формированию ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека,
осознанию неразрывной связи человека с природой.
освоению способов и методов оценки экологического состояния окружающей среды;
раскрытию и углублению экологических понятий;
овладению знаниями, умениями наблюдать и оценивать состояние окружающей среды;
воспитанию коллективизма, развитию коммуникативных умений, радости общения.
Задачи курса:
научить выявлять наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы;
развивать  критическое мышление в процессе поиска решений экологических проблем родного края;
расширять знания о влиянии абиотических, биотических, антропогенных факторов среды на состояние здоровья и общую продолжительность жизни человека;
знакомить с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды жизни человека;
формировать умения самостоятельно приобретать и применять знания;
развивать навыки и приёмы умственной деятельности: анализ, сравнение, навыки частичного поиска, исследовательской работы, логического мышления;
создать условия для развития творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
воспитывать готовность к практическим действиям по разрешению экологических проблем родного края.
В процессе обучения учащиеся приобретают знания:
об источниках загрязнения окружающей средырегиона иэкологических проблемах родного края;
об особенностях местной среды;
о классификации отходов и способов избавления от них;
о влиянии загрязнения окружающей среды на здоровье человека;
об особенностях квартиры как экосистемы,экологическом состоянии собственной квартиры, гигиене жилища;
о препаратах бытовой химии и их использовании;
о влиянии освещения на здоровье человека;
о путях решения экологических проблем, связанных с автотранспортом;
о стандартах качества среды.
В процессе обучения учащиеся приобретают умения:
проводить исследования состояния окружающей среды и влияния ее на здоровье человека;
устанавливать взаимосвязи между состоянием организма человека и причинами, обусловившими его;
вести мониторинг
осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках и применять ее;
проводить отбор проб для практических и исследовательских работ по определению степени загрязнения воздуха, почвы, воды; проводить анализ качества воды, используемой для бытовых и промышленных нужд, анализ пищевых продуктов;
обрабатывать данные, грамотно оформлять результаты в виде таблиц, графиков, диаграмм, презентаций, анализировать и делать выводы;
определять собственную позицию по отношению к экологическим проблемам современности, которые отражаются на состоянии окружающей среды и здоровье
человека.
Методы работы:
поисково-исследовательских метод (работа по выполнению заданий исследовательского характера)
метод самореализации (подготовка проектов, выступления )метод комплексного подхода к образованию и воспитанию (единство нравственного, экологического, эстетического воспитания).
Необходимое оборудование:
каждый учащийся должен иметь: авторучку, простой карандаш, линейку, блокнот для записей, тетрадь.
приборы: микроскоп, весы аналитические, предметные и покровные стекла, водяной термометр, пипетки, бинокль, пинцет, ножницы, воздушный термометр, препаровальные иглы, фильтровальная бумага, пробирки со штативом, спиртовка, держатель, химические реактивы.Содержание курса
Введение. Какой ландшафт необходим человеку? (1 ч.)
Ландшафт - индивидуальный природно-территориальный комплекс Бурятии. Восприятие природной среды как нечто прекрасного, способствующего улучшению состояния человека. Влияние цвета, звука, рельефа местности на организм. Формирование окружающей среды под влиянием деятельности человека
Тема 1.Атмосфера и человек.(8час)
Естественные и искусственные загрязнения атмосферы региона. Аллергизация населения. Причины поступления в атмосферу своей местности радиации, ядовитых соединений. Загрязнение атмосферы и здоровье человека.Основные меры борьбы с загрязнением атмосферы родного края.
Примерные темы рефератов, проектов, научно-исследовательских работ:
Влияние выхлопных газов автомобилей на здоровье человека.
Транспорт и его губительное действие на природу: шум, вибрация, загрязнение атмосферы.
Исследование атмосферного воздуха в районе автомагистрали.
Исследование атмосферного воздуха в сосновом лесу на Верхней Березовке.
Оценка антропогенного воздействия на атмосферу г. Улан -Удэ.
Химическое загрязнение атмосферы и его влияние на здоровье человека.
Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны обыкновенной.
Влияние выхлопных газов на растения в г. Улан- Удэ.
Определение загрязненности атмосферы по изучению снежного покрова вокруг своей школы.
Тема 2. Водные ресурсы Бурятии и их использование.(10 час)
Поверхностные воды. Байкал-жемчужина природы.Малые реки. Подземные воды. Использование водных ресурсов г. Улан- Удэ. Вода питьевая. Антропогенное воздействие на пресные воды. Загрязнение водных объектов. Источники загрязнения водных объектов в г. Улан -Удэ. Меры борьбы с источниками загрязнения воды.Проблема пресной воды, пути ее получения. Рациональное использование и охрана водных ресурсов.
Примерные темы рефератов, проектов, научно-исследовательских работ:
Отбор проб воды из разных источников, анализ.
Определение рН при помощи индикаторов.
Рациональное использование и охрана водных ресурсов
Комплексное исследование водоемов г. Улан -Удэ.
Экскурсия на очистные сооружения г. Улан- Удэ.
Рациональное использование и охрана водных ресурсов.
Влияние кислотных дождей на окружающую среду.
Вода. Исследование местных родников, скважин.
Исследование качества питьевой воды различных источников г.Улан –Удэ.
Тема 3. Почвы Бурятии. (8 час)
Типы почв в Бурятии, района, своей местности.Рациональное использование и охрана почв. Рекультивация земель района. Загрязнение почвы пестицидами, отходами промышленной переработки, добычей каменного угля. Проблемы утилизации мусора в г. Улан -Удэ.Сроки, способы внесения, расчет доз удобрений.
Примерные темы рефератов, проектов, научно-исследовательских работ:
Особенности состава и свойств почвы школьного учебно-опытного участка.
Характеристика почвы УОУ и приемлемые способы повышения плодородия для наших условий.
Определение нитратов в овощах и фруктах.
Определение кислотности почв.
Тугнуйский угольный разрез.
Изучение отношения населения к экологическим проблемам своей местности.
Утилизация мусора.
Тема 8.Я и мое здоровье. (8час)
Современная наука гигиена - наука о сохранении и укреплении здоровья. Задачи современной гигиены. Косметические средства. Гигиена одежды и обуви.
Экологическое состояние собственной квартиры. Микроклимат жилых помещений, родной школы. Естественное, искусственное освещение и вентиляция воздуха. Строительные и обделочные материалы.
Питание как фактор, влияющий на состояние здоровья, физическое развитие, продолжительность жизни человека. Рациональное питание. Основные правила питания. Сбалансированное питание.
Примерные темы рефератов, проектов, научно-исследовательских работ:
Влияние освещения на здоровье человека.
Влияние проветривания и влажной уборки кабинетов на состояние микрофлоры воздуха помещения.
Домашняя пыль и здоровье человека.
Гигиеническая оценка школьных помещений.
Дом, в котором мы живем.
Утилизация бытового мусора в г.Улан – Удэ.
Строительные материалы.
Препараты бытовой химии и их безопасное использование.
Компьютеры и здоровье.
Растения в нашей квартире
Пищевые отходы школьной столовой.
Препараты бытовой химии и их безопасное использование.
В процессе изучению данного курса возможна организация следующих видов работы:
Изучение и анализ источников, историко-краеведческой литературы, проведение опросов местных жителей об экологической ситуации г.Улан -Удэ в разные годы.
Сбор, изучение и обработка данных.
Проведение анализа и обработка полученных результатов.
Выполнение фотографий.
Составление тезисного плана беседы.
Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.
Осуществление систематизации исследовательских материалов.
Проведение экскурсий.
Выступление на конференциях.
Тематическое планирование
10 класс
№ занятия Наименование тем курса. Кол
часов
Введение. (1 час)
1 Введение. Ландшафт. 1
Тема 1.Атмосфера и человек (8 час)
2 Основные источники загрязнения атмосферы Бурятии. 1
3 Причины поступления в атмосферу региона радиоактивных и ядовитых соединений. 1
4 Основные меры борьбы с загрязнением атмосферы родного края. 1
6-9 Выполнение практических работ, проектов. 4
Тема 2. Водные ресурсы Бурятии.(10 час)
10 Поверхностные и подземные воды Бурятии. 1
11 Использование водных ресурсов г. Улан - Удэ 1
12 Байкал- жемчужина природы. Охрана вод Байкала. 1
13 Антропогенное воздействие на пресные воды. Загрязнение водных объектов. 1
14 Рациональное использование и охрана водных ресурсов региона. 1
15 Экскурсия на местные водоемы. 1
16-19 Выполнение практических работ, проектов. 4
Тема 3. Почвы Бурятии (8 час)
20 Типы почв Бурятии. 1
21 Рациональное использование земель. Рекультивация. 1
22 Загрязнение почв пестицидами, отходами промышленной переработки, добычей угля.Тугнуйский угольный разрез. 1
23 Проблемы утилизации мусора в г. Улан- Удэ. 1
24-27 Выполнение практических работ, проектов. 4
Тема 4. Я и мое здоровье.(8 час) 28 Наука о сохранении и укреплении здоровья. Косметические средства. 1
29 Экологическое состояние собственной квартиры. Гигиена жилища. Микроклимат жилых помещений, родной школы. 1
30 Рациональное, сбалансированное питание. Основные правила питания. Здоровая пища. 1
31-34 Выполнение практических работ, проектов. 4
35 Конференция. 1
Тематическое планирование
11 класс
№ занятия Наименование тем курса. Кол
часов
1 Введение. 1
2 Минерально – сырьевые ресурсы. 1
3 Меры по улучшению использования полезных ископаемых ( практика) 1
4 Водные ресурсы Бурятии 1
5-9 Выполнение практических работ, проектов 5
10 Почвы Бурятии 1
11-15 Выполнение практических работ, проектов. 5
16 Обобщение 1
17 Природные ресурсы Бурятии. 1
18 Охраны природы и природопользования 1
19 Особо охраняемые природные территории 1
20 Растительный и животный мир Бурятии 1
21-25 Выполнение практических работ, проектов. 5
26 Наука о сохранении и укреплении здоровья. Косметические средства. 1
27 Экологическое состояние собственной квартиры. Гигиена жилища. Микроклимат жилых помещений, родной школы. 1
28 Рациональное, сбалансированное питание. Основные правила питания. Здоровая пища. 1
29-33 Выполнение практических работ, проектов. 5
34-35 Конференция. 1
Ожидаемые результаты
учащиеся должны знать:
экологические проблемы родного края;
основные источники загрязнения атмосферы Бурятии, г. Улан -Удэ;
основные меры борьбы с загрязнением атмосферы родного края;
антропогенное воздействие на пресные воды, загрязнение водных объектов родного края;
рациональное использование и охрана водных ресурсов;
типы почвы, распространённые на территории Бурятии и в г. Улан-Удэ ;источники загрязнений  почвы;
экологическое состояние собственной квартиры, гигиена жилища;
влияние проветривания и влажной уборки кабинетов на состояние микрофлоры воздуха помещения;
препараты бытовой химии и их безопасное использование;
влияние освещения на здоровье человека;
способы решения экологической проблемы загрязнения бытовым мусором среды обитания человека.
учащиеся должны уметь:
проводить исследования состояния окружающей среды и влияние ее на здоровье человека;
вести мониторинг по оценке состояния здоровья человека;
устанавливать взаимосвязи между состоянием организма человека и причинами, обусловившими его;
проводить всевозможные наблюдения;
осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках и применять ее;
проводить отбор проб для практических и исследовательских работ по определению степени загрязнения воздуха, почвы, воды;
анализировать, делать выводы;
обрабатывать данные и грамотно оформлять результаты в виде таблиц, графиков, диаграмм, презентаций;
определять собственную позицию по отношению к экологическим проблемам современности, которые отражаются на здоровье человека.
Литература для учителя:
Акимова Т.А., Хаскин В.В Экология.-М.:1998г.
Акимов Е.А. Экология – М.2000г
Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции.- М.:1994г.
М.В.Высоцкая Экология. Элективные курсы.Волгоград, 2007г.
Белов С.В., БарбиновФ.А.и др. Охрана окружающей среды. - М.:1991г.
Васильев В.Н.Здоровье и стресс. - М.:1991г.
Величковский Б.Т., Кирпичёв В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие. - М.: Новая школа, 1997г.
Губарева Л.И. Экология человека – М.2003г
Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: практические занятия для учащихся 9-10 классов. – М.: Новая школа, 1996г.
Лабораторный практикум по экологии – М. 1997г
Вопросы эколого-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время – Казань.1994г
Журналы. «Биология в школе» 2000-2008 гКомпьютерный диск 1С «Репетитор» (экология)
Компьютерный диск 1С «Репетитор» (биология)
Компьютерный диск «Лабораторный практикум. Биология.»
Компьютерный диск «Учебное электронное пособие – экология».
Литература для учащихся:
Криксунов Е.А. Экология учебник для 9 класса, «Дрофа», 2001г
Книга для чтения по охране природы. М., «Просвещение», 1990
Миркин Б.М. Экология России. М, «Просвещение», 2000г
Хрестоматия Экология России М, «Просвещение», 2000г
Рахимов И.И., Ибрагимова К.К. Растительный и животный мир Татарстана. Казань, «Магариф», 2006г
Красная книга Бурятии