Разработка урока по окружающему миру на тему Твои помощники-органы чувств (1 класс)

Технологическая карта.
Тема « Органы чувств-твои помощники!»
тема
Тема « Органы чувств-твои помощники!»


Цель темы
Создать условия в формировании представления об органах чувств; о их значении, их роль в жизни.


Основное содержание темы, термины и понятия
Знакомство с органами чувств, их значимость;
Понятие: органы чувств, исследователь.


Планируемый результат
Предметные умения
УУД



Сформировать представление об органах чувств.

личностные: воспитывать положительное отношение к слепым людям, закрепление правил сбережения зрения.
Умение использовать субъектный опыт.
Умение сберегать свое здоровье.
Мотивация действий.
Самооценка.
регулятивные:совместное определение темы урока и через тему выход на задачу(через сопоставление темы урока в учебнике и на доске), Удерживание задачи на протяжении всего урока. Рефлексивные действия.

познавательные: совершенствование навыка чтения(для читающих), умения отбирать нужную информацию и использовать при ответе, умения сравнивать и делать вывод на основе наблюдений, эксперимента.

коммуникативные:умение слушать друг друга

















Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы

Литературное чтение (Умение устанавливать логические связи между объектами; умение осознанного чтения.Умение устанавливать момент исследования на уроке чтения)
Математика (Умение устанавливать момент исследования на уроке математики)
Коллективная (обсуждаем вместе) Индивидуальная.

УМК «Начальная школа XXI века» .Учебник- окружающий мир, часть 1. Автор- Виноградова Н. Ф.
Конспект урока. Проектор. Физминутки в компьютерном варианте.
Таблички с названиями органов чувств. Разноцветные листочки для самооценки.







































Разработка урока по окружающему миру в 1 классе.


Учебно-познавательная деятельность.
Последовательность изучения
Обучающие и развивающие задачи и упражнения
Диагностические задания

1.Актуализация знаний и опыта детей.

Цель – Способствовать наблюдательности учащихся


























Мотивация к исследованию


















–О каких профессиях мы говорили на прошлом уроке? (., изобретатель) СЛАЙД 1
- Это люди какой профессии? Как называют таких людей? (исследователи, мореплаватели)
-Что мореплаватели делают? Что они изучают?
-Что изучает астроном?
-Зачем они исследует? Почему он исследует? Что он хочет узнать?(новое)
-Значит, когда они изучают- они открывают что-то новое!
-Как вы думаете, можно ли изобретателя назвать исследователем? (да, т.к. изобретатели устанавливают, измеряют, выявляют, усовершенствуют ). Докажите на примерах. (о чайнике, телефоне)
-С помощью каких способов исследователи делают открытия или изучают?
(наблюдение, измерение, опыт, эксперимент)
-Значит, с помощью этих способов исследователь узнает новое или получает новую информацию.
-А мы на уроках можем назвать себя исследователями? А почему? (узнаем новое)
А на уроках чтения мы что-то исследуем? ( наблюдаем звуки, схемы)
А на уроках математики? (измеряем длину отрезков)
-Действительно, вы являетесь маленькими исследователями!
-Обычно исследования проходят в лабораториях или центрах исследования. У меня тоже есть мини лаборатория. Я предлагаю вам провести маленькие исследования и ,может быть, кто0то для себя откроет что-то новое!
Хотите?
- Для начала поиграем в игру. На счет 3- закрываем глаза. Я покажу вам предмет.
-Что вы видели? Какой предмет я показала?(не знают)
-Теперь не закрывайте глаза.(показываю)
-Скажите, почему в 1-м случае вы не могли назвать предмет, а во 2-м случае назвали?
-Какой орган помог вам определить?
-Какой вывод можете сделать? (с помощью глаз можно получить новую информацию)
-Вот и сделали 1открытие.
-Готовы к следующему открытию?
Но есть одно условие: сидеть надо очень тихо. (Звучит пение кукушки)
-Что же это было?(кукушка)
-Как вы определили, ведь вы не видели ее? (мы услышали)
-Так, значит, как мы еще можем получить информацию?(с помощью ушей)
-Вот и сделали 2 открытие.


Обсуждаем вместе



























2. Целеполагание

Цель –постановка детьми для себя задачи на урок.

















-Ребята, глаза и уши являются органами чувств.
-Значит, о чем будем сегодня говорить?(На доске тема: ОРГАНЫ ЧУВСТВ)

Физминутка для глаз.
-Какие органы чувств помогали вам провести физминутку? (глаза, уши)
-А только ли глаза и уши помогают нам узнать информацию?
-Значит, какая ваша задача на уроке? (узнать, есть ли еще органы чувств, с помощью еще каких органов чувств можно получать информацию)


1.Отвечают на вопросы учителя.
2.Смотрят физминутку и ставят задачу перед собой.
















3. Работа



Цель- узнать незнакомые для них органы чувств.

Этап исследования























































Обмен информацией


-Кто готов к следующему исследованию?
-У меня в лаборатории есть 2 стакана. Как вы думаете, что в них? Проверим. (выходят 2 ученика и пробуют-соленая и сладкая вода)
- Как вы думаете, что они могли попробовать?
-Как можем проверить?(спросить)
-Кто может спросить?
- Какой орган помог определить соленую и сладкую воду? (ЯЗЫК)
-Ребята, кончик языка чувствует сладкое и соленое, по бокам языка- чувствует кислое, а центральная часть- горькое. Дома вы это проверите!
-Какой вывод можете сделать? (с помощью языка можно получить новую информацию)
-Вот и сделали 3 открытие.

-Приготовились к следующему открытию. В лаборатории есть вот этот предмет.(освежитель воздуха)
-Как вы думаете, какой орган чувств мы будем проверять?(нос)
-Проверим!(брызгаю)
-Приятный запах?
-Какие запахи вам приятны?
-Какие запахи предостерегают?(газ, дым, гарь)
-Значит, какое открытие сделали? (с помощью носа можно получить новую информацию)
-Вот и сделали 4 открытие.

-Кто готов к след.исследованию?
-Ребята, человек использует еще 5 орган чувств. Как вы думаете, какой же он? Я вас уверяю, что вы его используете каждый день и не один раз.
-Какой орган поможет определить холодное или горячее, колючее или гладкое, боль? (.)
-В лаборатории есть волшебный мешочек. Выходят 3 ученика по очереди, засовывают руку в мешок и говорят, что там.(расческа, стакан, телефон)
-Что вам помогло определить?(РУКИ)
--Значит, какое открытие сделали? (с помощью рук можно получить новую информацию)
-Вот и сделали 5 открытие.

-Какую задачу вы для себя ставили?(узнать, какие еще органы чувств есть)

-Какое открытие вы сделали для себя? Какой вывод можете сделать? (5 органов чувств, с помощью них мы получаем информацию)
-А кто сколько для себя сделал открытий?
-Что помогало открывать? (эксперименты, наблюдения)



1.Обращение учителя к классу с вопросами по выявлению возникших затруднений;
2. Отвечают на вопросы учителя, дополняют, уточняют ответы учеников, проводят эксперименты.
3. Вводим новые понятия. Вывешиваем на доску.


4. Уточнение представлений о значимости органов чувств, о их сбережении.

Цель - Уточнить представления о значимости органов чувств, о их сбережении.











Связывание информации.

-Всем ли помогают органы чувств узнать новую информацию?( Нет. Например: слепые, люди, которые плохо видят)
-Как мы можем узнать таких людей? (черные очки, палочка, собака-поводырь) СЛАЙД2
-Как вы поступите, если встретите такого человека? (помочь)

-Откройте учебник на с. 57 и найдите тему урока.(Органы чувств – твои помощники!)
-Как определили? (жирный шрифт)
-А как у нас на доске?
-Почему автор органы чувств назвал помощниками?
-В чем они помогают?( увидеть, услышать, почувствовать, защитить)
–Как защищают? (почему руку отдернули от горячего стакана?-опасно)
-Раз они помощники, их нужно беречь?
-Устали? Поиграем. Сейчас мы с вами вспомним правила ,как нужно беречь орган чувств как глаза, ведь этим органом мы пользуемся в большей степени. Для этого мы поиграем в игру: «Полезно. Вредно» Я буду показывать табличку «Полезно», а вы говорите правило. НО 2 раза одно и тоже не повторяем! .(ПОЛЕЗНО. ВРЕДНО)
В этой игре мы тоже можем сделать открытие.
Памятка № 1:
Читать сидя
Оберегать глаза от ударов
Промывать глаза по утрам
Обращаться к врачу-офтальмологу
Соблюдать гимнастику для глаз


Памятка № 2
Защищать уши от сильного шума
Защищать уши от ветра
Не ковырять в ушах
Правильно чистить уши: намыленным пальцем
Мыть уши каждый день
Обращаться к врачу-отоларингологу


Памятка № 3
Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом
Мыть руки поле загрязнения
Охранят кожу от ударов, ожогов, порезов, ушибов
Закаляться (обтирание, душ)
-Поднимите руки , кто в этой игре сделал открытие.
- Поднимите руки, кто хотя бы одно из правил выполняет!

























Составление памятки.


5. Рефлексия

Цель – уточнение представлений по теме урока.
Подведение итогов.
























Применение.

–Сели красиво. Помогла вам мини лаборатория сделать открытия?
-Какие?
-Какое открытие сделал каждый для себя?
-Давайте в учебнике прочитаем вывод. (У человека пять органов чувств: глаза видят, уши слышат, нос обоняет, кожа осязает (холод, боль, прикосновение), а с помощью языка мы чувствуем вкус. Органы чувств помогают нам видеть, слышать, чувствовать вкус и запах, ощущать холод, боль, прикосновение.)
–Что интересного узнали?
-Что являлось трудным? Почему?
-Что являлось полезным? Что пригодится в жизни?
СЛАЙД-золотая осень.
-Сейчас мы тоже с вами попробуем изобразить золотую осень. У меня есть дерево и листья разных цветов.
Если вы работали отлично
(1.Очень активно работал.
2.Внимательно слушал учителя. 3.Соблюдал правила школьника.)-Зеленый листик.
Если вы работали хорошо-Желтый листик
Если вам нужно еще постараться-Красный.

-Ребята, а как вы думаете, животным свойственно получать информацию?
- Каким образом?
- Посмотрите на экран. (демонстрация животных на слайде)
- Предлагаю вам дома провести мини-исследование «Как животные получают информацию?». Можно выбрать: крот, сокол, сова, змея, паук, лиса, летучая мышь, собака, лягушка, рыба.

-Спасибо за урок!
Подведение итогов урока.



15