Урок окружающего мира Органы чувств-твои верные помощники


Технологическая карта урока в контексте ФГОС ООО
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество (полностью) Гольцова Марина Андреевна
Район Володарский
Место работы МБОУ СШ № 9
Должность Учитель начальных классов
Общая информация
Образовательная область, учебный предмет «Естествознание, обществознание», окружающий мир
Класс 1
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. (УМК «Гармония»)
Тема учебного занятия Тема: Органы чувств. Твои верные помощники.
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. Форма организации УВП – урок открытия новых знаний и способов действия
Тема: Органы чувств. Твои верные помощники.
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия Урок постановки и решения учебной задачи
Учебная задача
Открыть способ …
Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию … Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования Узнать, какие органы чувств есть у человека и какую информацию об окружающем мире с их помощью он получает
Продолжать учиться работать с рисунком как с источником информации.
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия
Учебно – информационное обеспечение Основная литература Дополнительная литература Интернет - ресурсы ЭОРы-учебник Окружающий мир. О.Т.Поглазова 1 класс изд. Смоленск «Ассоциация 21 век»,
- Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир. О.Т.Поглазова 1 класс изд. Смоленск «Ассоциация 21 век»,
- презентация
Программы общеобразовательных учреждений О.Т.Поглазова Программа 1 – 4 класс Изд. «Ассоциация XXI век
Методические рекомендации.- Изд. «Ассоциация XXI век, 2012. – 39 - 41с., 128-129. (Образовательная система "Гармония".);
Официальный сайт ОС «Гармония» Надпредметный курс «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений
и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1−4 классов общеобразователь-ной начальной школы. – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2009.Техническое обеспечение - компьютер- интерактивная доска
Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП Подэтап урока или другой формы УВП Действия учителя (педагога) Действия обучающихся(примерные версии ответов)
1.Мотивационно ориентировочный Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебную деятельность, готовность к обучению.
1 слайд
Урок окружающего мира.

- Чтобы урок был плодотворным, важным и результативным, какими нам с вами необходимо быть?
- Обобщив все наши знания, мы можем сказать, что на уроке надо быть внимательными, активными и добрыми по отношению друг к другу.
(Обращает внимание на важные составляющие урока)
УРОК МЫ
Важный Внимательные
Значимый Активные
Результативный Добрые
- Внимательными, активными, дружными, добрыми по отношению к друг другу.
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихсяРебята нам с вами предстоит изучать окружающий мир. И нам с вами в этом не легком деле будут помогать наши помощники. 1.3. Создание проблемной ситуации Кого мы называем помощником? Тот кто нам помогает.
2. Операционно – исполнительский 2.1. Целеполагание и планирование Чтобы узнать кто же наши с вами главные помощники нам необходимо отгадать загадкиНа доске прикреплены перевернутые картинки: глаза, уши, нос, язык, рука. Отгадывая загадки, каждая картинка переворачивается «лицом» 2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации№1. Два брата на одной голове живут.
Все слышат, а друг друга не видят.
- Ребята, как вы думаете, что было бы, если бы мы не могли слышать?
Почему так говорят: «Книга - глаза, а радио - уши»?
Игра «Узнай по звуку» (дети на слух угадывают звуки: звучит колокольчик, поет птичка, шумит ветер, грохочет гром, звук машины, мяуканье кошки, скрип двери) Чтобы уши не болели, а слух был хорошим, нужно соблюдать правила. Как вы думаете, какие? (ответы детей).
№ 2 На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.  
Ребята, закройте глаза и расскажите, что вы видите, затем открыть и описать, что видят сейчас.
Скажите так зачем же нам глаза?
В древности люди думали, что цвет глаз имеет особые свойства. У грустных людей – глаза серые, у спокойных – голубые, у эмоциональных – карие или зеленые. Глаза считались оберегами и амулетами, поэтому изображались, чтобы уберечь человека от беды. Например, греки рисовали глаза на носу кораблей, чтобы уберечь от кораблекрушений, а египтяне изображали глаза на пирамидах.
Но чтобы наши глаза хорошо видели, их надо беречь. (На этом этапе урока по выбору можно провести игру по охране зрения или гимнастику для глаз).
Гимнастика для глаз.
Данный комплекс упражнений эффективно тренирует глазные мышцы и благодаря этому позволяет несколько улучшить зрение.
Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
Частое моргание глазами.
Игра «Что полезно, а что вредно для глаз».
Учитель называет различные ситуации. Если это полезно для глаз, - встаем, если вредно – садимся.
- есть морковку;
- читать лежа;
-следим за освещением при выполнении заданий;
-сильно наклоняемся при письме;
- трем глаза руками;
- смотрим телевизор не ближе 3 метров от экрана;
№ 3 Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
-Ребята, для чего человеку нос? Как называются две дырочки в носу, по которым бродит воздух? Какова их функция? 
В пластмассовый стакан заранее учитель налил эфирное масло со вкусом апельсина дети должны определить что за запах?
№ 4 Всегда во рту, а не проглотишь? Как вы думаете, зачем человеку язык?
Игра «Виртуальное поход в кафе» Я называю предмет , мы его начинаем кушать и что можем почувствовать лимон, пирожное, банан, Чупа-чупс , шоколад, лук, арбуз, мандарин, виноград,
№ 5 Любят труд, не терпят скуки,
Все умеют наши…
Молодцы. Все угадали правильно.
Как называется верхний слой, которым покрыты наши руки? (кожа).Как вы думаете, что нам помогает чувствовать кожа? Вы знаете, ребята, самая чувствительная кожа у нас находится на кончиках пальцев рук. А сейчас я вам предлагаю проверить чувствительность ваших пальцев с помощью разных предметов.
Игра «Чудесный мешочек». (В мешочек складываются предметы разной формы, материала, качества - стеклянный стакан, деревянная ложка, вата, карандаш, ластик, монета, мягкая игрушка, бумага, ножницы. Ребёнок должен, не заглядывая в мешочек, а только на ощупь определить, что это за предмет и дать его сенсорную характеристику). Это уши
Обсуждаем правила охраны слуха (экран с картинками: в холод носи шапку, чисти уши, громким звукам - нет).
Это глаза
Когда закрываем глаза ничего не видно.
Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире
С помощью зрения мы можем определять цвет, форму, размер предметов.
Это нос
Нос выполняет функцию дыхания, но есть еще одно свойство человеческого носа - ощущать запахи.
От стакана пахнет апельсином.
Это язык
Определяет вкус
Наши руки
3. Рефлексивно – оценочный 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий - Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Сейчас мы проверим как запомнили наших помощников. Откройте рабочие тетради на странице 16 № 7
С помощью условных знаков, что кроме глаз, тебе распознать клубнику кошку петуха
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов - Наш урок подходит к концу!
Давайте вместе попробуем ответить на вопросы:
1) Сегодня я узнал…(знаю что?)
-Сколько их?2) Я попробую…(знаю зачем?)
Ребята, поднимите руку, кто может сказать, что урок для него был результативным, важным, значимым?
- У кого всё получилось хорошо?
- Кому совсем было трудно?
- Кому ещё нужно поработать?
Оцените себя по шкале на сколько вы были внимательные, активные, добрые .
Используя 3 цвета красный, желтый, зеленый
Спасибо за урок!
Есть 5 органов чувств , это глаза, уши, кожа, нос, язык