интегрированное занятие Органы чувств-наши верные помощники

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ «ОРГАНЫ ЧУВСТВ - НАШИ ВЕРНЫЕ ПОМОЩНИКИ».

Образовательная область: Здоровье
Раздел: Валеология
Цель:
- формировать у детей представление о значимости органов чувств  для жизнедеятельности человека.
Задачи:
Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира при помощи органов чувств;
Помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками
-работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментирования;
Продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия;
- учить делать выводы на основе наблюдений,  экспериментирования; - развивать быстроту мышления, творческое воображение; -развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое,  обонятельное восприятие, память, мышление; развивать активную речь детей.
- воспитывать потребность быть здоровыми, желание соблюдать правила личной гигиены, заботиться о своем  организме. Предварительная работа: Беседа об органах чувств у животных и человека; Беседа по теме «Зрение», «Органы слуха», «Органы вкуса». Чтение художественной литературы К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», А. Барто «Очки», «Игра в слова». Сюжетно-ролевая игра «Больница»; Разучивание комплекса упражнений для глаз; Разучивание дидактических и подвижных игр; Рассматривание познавательных рисунков;
Материалы и пособия:
-картинки с изображением органов чувств
- картинки для игры «Какой предмет спрятался?»;
- баночки с запахами лимона, лука, чеснока, свежего огурца.
- грецкий орех;
- аудиозаписи для слухового восприятия;
- тактильные дощечки для определения материала;
- мелко нарезанные овощи и фрукты, продукты для игры «Узнай на вкус».
Билингвальный компонент:
Глаз – к™з, ухо- KaлаK, нос- мaрын , пальцы- саусаK, рот- ауыз. .

Ход урока.

Воспитатель. Сегодня нас с вами предстоит очень сложная и серьезная работа. Нам необходимо изучить и исследовать несколько предметов. Но у нас нет никаких инструментов. Как и при помощи чего это можно сделать? (если дети затрудняются, воспитатель помогает при помощи наводящих вопросов.)
Какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей). Молодцы, правильно .
Почему их называют помощниками? (Ответы детей)
А теперь пора приступить к нашей работе. Для начала помассируем орешками наши ладошки и пальчики. Это непростой орех, а орешек знания.
Орешек знанья твердый,
Но всё же, мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Желание наше «Хочу все знать».
Воспитатель. Сегодня нам орешек поможет узнать все о наших помощниках, о наших органах чувств.
.
Показывает детям очки. Какой орган чувств я имела в виду? (Глаза). Б.к.
Как по-другому можно их назвать? (Орган зрения).
Для чего нужны глаза, что мы замечаем глазами? (Глаза помогают видеть все вокруг, различают цвет, форму, размер предметов). Выставляет на доске карточки-схемы, обозначающие цвет, размер, форму.
Что нужно делать, чтобы глаза лучше видели и не уставали? (Нужно делать гимнастику для глаз).
Гимнастика для глаз "Белка" Белка дятла поджидала,- (Резко перемещать взгляд вправо - влево) Гостя вкусно угощала: - Ну-ка, дятел, посмотри! - (Перемещать взгляд вверх - вниз). Вот орехи: раз, два, три! - Пообедал дятел с белкой - (Помигать глазами) И пошел играть в горелки - (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами) Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!
Игра «Какой предмет спрятался?»
(Цель: различить контуры 4-5 предметов, наложенных друг на друга)
В: Глаза способны защитить себя, но если о них плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности. Нам необходимо самим заботится о своем зрении, и беречь глаза. Дидактическая игра «Что полезно, а что вредно для глаз» Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке внимательно рассмотреть, подумать и решить, что для глаз вредно – положить к грустной рожице, а полезное – к смешной рожице. Объясняют свой выбор. В: Правильно разложили карточки. Теперь я думаю, что вы будете самостоятельно заботиться о своем зрении.
Воспитатель: Следующий орган чувств отгадать будет несложно. (Показывает детям фонендоскоп). Чем мы слышим и слушаем? (ушками) Б.к. Какой это орган?  (Орган слуха). 
В: Чтобы уши были здоровы и хорошо слышали, есть правила, которые нужно выполнять.
Кто знает, что нельзя делать? (ответы детей).
Массаж ушных раковин: Дети проговаривают чистоговорку.
1. Растирание ушей ладонями рук жу-жу-жу – я летаю и жужжу. «Согреем ушки».
2. Потягивание ушных раковин в Жи-жи-жи – мне цветок покажи
стороны, вверх, вниз.
3. Складывание пополам сверху - Же-же-же – Василек растет в меже. вниз, снизу-вверх и прижимание
ушных раковин к голове.
4. Почёсывание козелки уха.
5. Мизинцами пощекотать в ухе. Жу-жу-жу – про цветы всем расскажу.

В: Ребята, а уши нужны только людям? О чем ушки могут предупредить животных?
Дидактическая игра «Чьи это уши?» В: А сейчас я предлагаю вам разобраться вот в этих картинках. Что-то художник не дорисовал. Посмотрите внимательно, я что-то не пойму? Д: Не хватает ушей у зверей. В: Найдите их и присоедините. Будьте внимательны, не перепутайте! В: Вы молодцы! Правильно справились с заданием. Проделаем такой опыт. (Фонограмма тихо).
1) Возьмём бумажную воронку и подставим её к уху.
2) Как можно усилить голос или звук? Сложить руку рупором или опять эту же воронку и произнести “мама”. Почему голос слышно лучше? Звук не рассеивается по всей площади.
3) Проведём ещё такой эксперимент, как звук доходит до нашего уха.
А) Возьмём расчёску, натянем – она загудела.
Б) Если капнуть из леечки в таз, то услышали “кап”.
В) Если ударить по металлофону, другой звук.
Звук может быть сильнее или слабее, но он должен бежать по чему- нибудь: по воздуху или воде.
  Сейчас проверим, хорошо ли слышат ваши уши.
Игра «Угадай музыкальный инструмент», «Угадай мелодию».

Физкультурная минутка: Есть в большом лесу избушка – наклоны с поворотом вокруг себя. Стоит задом наперед. В той избушке есть старушка – приседания с хлопками Бабушка Яга живет. Нос крючком – показ руками вперед себя Глаза большие, – круговые вращения руками в стороны. Словно искорки горят – сжимать и разжимать пальцы в кулак Уши старые, глухие, - наклоны вправо влево с выставлением ладоней возле ушей. Но подслушать всё хотят. А под печкою кузнечики куют-куют-куют – удары кулачками по кругу перед собой. Словно песенку веселую поют-поют-поют Хлоп – туда, хлоп – сюда - хлопки вправо, влево Нет особого труда - прыжки на месте.
Воспитатель показывает детям флакон капель для носа.
Ребята, что это у меня в руках? Для чего они нужны? (нос) Б.к. Какой это орган чувств? Какую роль играет нос в жизни человека?
Конечно, нос нужен, чтобы чувствовать запахи. Если пахнет булочками, мы можем определить, где мы находимся? А если лекарством?
Дидактическая игра “Узнай по запаху”.
На небольшом подносе на тарелочках лежат ароматизированные предметы (овощи, фрукты). Воспитатель завязывает одному ребенку глаза и подносит к носу тарелочки. Ребенок должен определить по запаху, что лежит в тарелочке.
В: Молодцы, ребята! Хорошие у вас носики! Все отгадали!
После выполнения задания педагог совместно с детьми делает вывод о том, для чего нужен нос.
Проводится дыхательное упражнение “Аромат цветов”.
Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».
В: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.) В: А определить продукты на вкус нам помогает? Правильно язычок. Б.к. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными). Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки. В: Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения. Выполняется артикуляционная гимнастика: "Улыбка" Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И. "Бублик" Округлить губы, удерживать под счет до десяти. "Покусывание кончика языка" "Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо. "Лошадка" Поцокать языком. "Подуть на кончик языка" Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней?
Дидактическая игра “Узнай на вкус”. Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту.
Воспитатель показывает детям варежку. Что и от чего она защищает? (руки) Чем покрыты наши руки и все тело? (кожей) Б.к.
Как иначе называют этот орган? (Орган осязания).
Для чего нужна кожа? (Защищает наше тело от перегревания и от переохлаждения, от микробов, от ударов, от ожогов).
Какую поверхность чувствует кожа?
Игра «Прочувствуй поверхность предметов руками».
(Цель: узнавать предметы на ощупь, кратко описать поверхности предмета)
Найдите карточки, отображающие уход и заботу за органом осязания.
Итак, ребята, мы убедились, как важны и что действительно являются помощниками наши органы чувств.
Я хочу поиграть с вами в игру “Какой орган узнает об этом?”
Яркий – глаза – красный
Ароматный – нос – запах
Сладкий – рот – кислый
Стучит – уши – музыка
Больно – кожа – горячо
Молодцы, ребята, вы хорошо закрепили какой орган за что отвечает.
Наше путешествие закончено.

Заголовок 1 Заголовок 315