Конспект по русской литературе «Своеобразие сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»


Конспект урока по литературе:
«Своеобразие сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина «Премудрый пескарь»
Цель: развитие исследовательской компетенции и ассоциативного мышления студентов на примере сатирической сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, обучение работе в группах и сопоставительному анализу произведений, обогащение речи студентов изобразительно-выразительными средствами языка; способствование овладению студентами коммуникативной и информационной компетенциями; развитие познавательного интереса и творческой активности при индивидуальной и групповой работе.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, групповой, методы контроля и самоконтроля.Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Оборудование: доска, проектор, раздаточный материал для учащихся
Ход урока:
I. Организационный момент.
Преподаватель:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Тут раздумья и задачи,
Затеи, мысли- всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
Добрый день! Надеюсь, что вы пришли с хорошим настроением и готовы к работе и творчеству.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.
Преподаватель:
Вы ещё находитесь в начале жизненного пути и начинаете делать первые несмелые шаги в этой жизни. Вы (осознанно или не очень) выбрали учебное заведение, осваиваете профессию) … Вся наша жизнь - это дорога, путь; каждому отмерено определённое расстояние. Важно, куда ты идёшь, как шагаешь, кто рядом с тобой, что ожидает тебя в финале путешествия… (приложение 1, слайд 1). Каждому из вас хотелось бы прожить так, чтобы не делать ошибок, или же ошибаться минимальное количество раз. Для этого нужно уметь делать выбор. Можно ли научиться выбирать и как вам в этом нелёгком деле может помочь литература? (на примере героев произведений можно понять, как нужно поступать, что такое добро и зло).
Сегодня на уроке вы сможете научиться принимать решения и верно выбирать жизненные ориентиры.
К тому же, на уроке вы сами будете делать выбор и решать, какую оценку вам можно поставить за выполнение определённых видов работы. Обратите внимание на оценочные листы, лежащие на столах. По мере выполнения работы не забывайте ставить себе оценки.
Видео «В мире много сказок» (приложение 2)
Вы видите на экране иллюстрации знакомых вам с детства сказок. Нам предстоит прикоснуться к миру детства и вспомнить все те уроки мудрости, которые вам передавали родители и бабушки, рассказывая сказки. И сегодня вы познакомитесь с новой для вас сказкой, которая тоже даст вам определённый урок.
Сказка поможет вам самоопределиться и разобраться в себе. Именно сказке мы и посвятим сегодняшний урок.
Запишите, пожалуйста, в свои тетради дату и тему урока ««Своеобразие сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина «Премудрый пескарь»» (приложение 1, слайд 2).
Для начала мне хотелось бы прочитать вам стихотворение Леонида Мартынова «След».
А ты?
Входя в дома любые -
И в серые,
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет? (приложение 1, слайд 3)
Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (о смысле жизни, о целях жизни, о людях).
Сформулируйте цель нашего урока (понять, как нужно вести себя, как жить при помощи сказки).
III. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы будем рассматривать вопрос, над которым бьется человечество с тех пор, как выделило себя из животного мира и человек стал осознавать себя существом социальным. Вопрос таков: в чем смысл жизни? И поможет нам задуматься, а кому-то и ответить на этот вопрос, как вы уже сами догадались, сказка. Ведь именно со сказки в детстве вы начинаете знакомство с литературой, с культурой, с правилами поведения, законами жизни.
С детства нам хорошо известны слова Пушкина: «Сказка - ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок». Да вот незадача - немногие могут похвастаться сегодня ясным пониманием того, на что намекает та или иная сказка, чему она учит, да и нужна ли она вообще на данный момент.
Вспомните и назовите сказки, которые вам в детстве рассказывали мамы и бабушки ( «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Лиса и Заяц» и др.).
Как вы думаете, чему учат данные сказки?
Сегодня вам предстоит узнать новые для вас сказки- сказки писателя М.Е.Салтыкова- Щедрина. Знакомство с художественным миром сказок писателя я предлагаю вам начать со сказки «Премудрый пескарь» (приложение 1, слайд 4)
СКАЗКА - один из видов народной повествовательнойлитературы: произведение, в котором идет речь о вымышленных событиях, иногда фантастического характера. (Определение на слайде, записывают в тетради) (приложение 1, слайд 5)
Познакомимся с содержанием сказки Салтыкова- Щедрина «Премудрый пескарь». (приложение 1, слайд 6). Но прежде чем знакомиться с сюжетом, обратите внимание на проблемные вопросы, на которые мы должны ответить в конце урока.
Целеполагание через постановку проблемных вопросов (приложение 1, слайд 7)
- Каким должен быть человек ХХI века?
Постарайтесь разобраться,
Как Щедрин – сатирик смог
Через слово, через образ
Высмеять любой порок.
Чтение сказки по ролям подготовленными студентами на фоне музыки.
Тексты сказки на столах- приложение 3.
Хочется понять, случаен или закономерен в замысле писателя образ мелкой рыбешки? Почему пескарь? Как автор изображает пескаря?
(Рыбка - новый герой для сказки. Это молчаливое существо. Пескарь изображён трусливым).Образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя. К тому же есть старая поговорка: “Молчит как рыба”. Щедрин приписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем показывает, что человеку присущ” “рыбьи” черты.
Подберите синонимы к слову «премудрый». (Умный, мудрый, башковитый, толковый и т.п.)
А какие антонимы? (Глупый, бестолковый, несообразительный, дурак.)
И хотя называет Салтыков-Щедрин своего героя «премудрым», но какой смысл вкладывает в это слово? (Иронический, насмешливый, язвительный.)
Не впервые мы сталкиваемся в художественных произведениях с эпизодом, когда родители дают своим детям заветы, как жить. Вспомните, в каких? Какие заветы? («Капитанская дочка» А.С.Пушкина: «Береги честь смолоду», «Горе от ума» А.С.Грибоедова: «Угождай всем людям без изъятья», «Мертвые души» Н.В.Гоголя: «Береги копейку, она все прошибет»).А какой наказ дали пескарю? («Гляди в оба...»)
Итак, главный мотив пескариного завета - предостерегающий от массы жизненных опасностей и невзгод, призывающий заботиться о себе, о собственной своей сохранности и благополучии.
Кого же высмеивает Салтыков-Щедрин в этой сказке? (Безразличных, равнодушных людей.) Каков их главный порок? (Равнодушие.)
IV. Обобщение и систематизация знаний.
Студентам предлагается поработать в группах над особенностями жанра сказки Салтыкова-Щедрина.
Режиссёр Караваев Валентин в 1979г. снял мультфильм по сказке Салтыкова-Щедрина. Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма (приложение 4) и ответить на вопрос:
1) 1 группа: Для кого предназначены сказки Салтыкова-Щедрина и литературные, народные сказки? (для детей изрядного возраста)
2 группа: Чему поучают литературные, народные сказки, а какую функцию выполняют сказки Салтыкова - Щедрина? (народные сказки учат добру, высмеивают человеческие пороки, а у Салтыкова –Щедрина в первую очередь обличается устройство общества, пороки социальных классов). (приложение 1, слайд 8)
2) Задание: прочитайте пословицы, какие их них выражают жизненную позицию пескаря? Выберете самую подходящую и объясните свой выбор
(приложение 1, слайды 9-10)
(работа в группе)
Группа № 1
Пословицы
1. Хочешь жить – умей вертеться.
2. Моя хата с краю.
3. Иди вперед, а оглядывайся назад.
4. Берегись бед, пока их нет.
5. Живи ни шатко, ни валко, ни на сторону.
6. Осторожность – лучше прибыли. (Украинская)
7. Береги себя пуще глазу.
8. Бесстрашному счастье помогает. (Хакасская)
9. Жизнь не ждёт – проходит. (Марийская)
10. Был, не был, а и след заглох.
Группа №2
Пословицы
1. Береженого и Бог бережет
2. Будь ниже травы, тише воды.
3. Голова не карниз, не приставишь.
4. Не разжевав, вкусу не узнаешь.
5. Глупец и на родине в плен попадает. (Китайская)
6. Все родятся людьми, да не все ведут себя по человечески. (мордовская)
7. Важно, не сколько долго, а сколько хорошо ты прожил. (Греческая)
8. Уши выше лба не растут.
9. С сильным не борись.
10. По рогожке следует протягивать ножки.
(ответы студентов)
Преподаватель: Зачем автор смешивает сказочное и реальное? (Подчеркивая связь сказки с реальной действительностью, Салтыков-Щедрин и здесь соединяет элементы фольклорной речи с современными понятиями).
V. Применение знаний и умений.
Преподаватель: Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку ребёнок познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. Сказки Салтыкова- Щедрина- это сказки нового типа, но со старой, вечной моралью. Актуальна ли в наше время сказка, написанная в ХIХ веке? Давайте обратимся к таблицам на ваших столах и, анализируя текст, заполним таблицу. У вас есть 3 минуты на работу с таблицей.
(приложение 1, слайд 11-12)
Актуальность сказок М.Е. Салтыкова- Щедрина
Вопросы для анализа Мои размышления
1.Сформулируйте жизненную позицию главного героя, его взгляды на жизнь. 2.Какие недостатки и пороки высмеивает автор? 3.Актуальна ли сказка «Премудрый пескарь» в наше время? VI. Подведение итогов.
Преподаватель: Когда за два года до смерти писатель задумал издать свои сказки отдельными выпусками, ценой в три копейки каждый, то цензурный комитет не разрешил этого народного издания сказок, а один из цензоров заявил: «То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки – та же сатира, а сатира едкая… направленная против общественного и политического нашего устройства».
В начале урока мы поставили вопрос. Пришло время ответить на него:
-Каким должен быть человек ХХI века? (Необходимо не бояться жить и совершать поступки; нужно быть ответственным, смелым, иметь свою позицию и т.д.)
Преподаватель: Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор. А выбор совершается благодаря своим внутренним моральным ориентиром. Поэтому настолько важно, чтобы ребёнок с детства, вместе со сказкой, получил верные культурные коды и крепкую нравственную основу.
Чему научила вас эта сказка?
Итак, в сказке “Премудрый пескарь” содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете, кроме собственной персоны, рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла; житейская “премудрость” умерщвляет в людях ум, честь, совесть. И вылезают тогда наружу «рыбьи» качаства: немота, холодность, скользкость, изворотливость, безразличие.Стратегия «Займи позицию».
Сколько голов – столько и умов, гласит пословица. Сколько людей, столько и мнений. Я предлагаю вам задание, которое называется «Займи позицию». Определите, какое высказывание вам ближе, аргументируйте:
1.Высший позор – ради жизни утратить смысл жизни. (Ювенал)
2.Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. (Достоевский)
По итогам работы вы каждый себя оценили, теперь найдем среднее арифметическое всех ваших оценок и поставим общую оценку за урок.
VII. Домашнее задание.
Познакомьтесь со стихотворением А.Прокофьева «Премудрый карасик» и определите его черты сходства со сказкой Салтыкова - Щедрина.
И на выбор следующее домашнее задание.
1. Тем, кто любит работать творчески, попробовать сочинить сатирическую сказку на какой-нибудь сюжет из жизни учебного заведения, используя опыт Салтыкова-Щедрина.
2. Найти черты сатирических сказок в любой другой сказке писателя.
(приложение 1, слайд 14-15)
Я думаю, вы справитесь с заданием, так как в ходе исследований я убедилась, что вы внимательно работаете, умеете определять особенности сатирических сказок, знаете литературоведческие термины. (Приложение 1, слайд 16)
VIII. Рефлексия
Сдайте мне оценочные листы и заполненные таблицы.
Ребята, а теперь оцените, пожалуйста, нашу совместную деятельность, настроение, психологический климат, в котором мы работали. На столах есть листы, ответьте в них, пожалуйста, на вопросы.
Выберите, пожалуйста, рыбку, которой соответствует ваше настроение на конец урока, и обведите рисунок. Поднимите карточку и покажите мне, какое настроение было у вас на уроке.
(приложение 1, слайд 17)
Как много в жизни хочется сказать,
Как мало говорим на самом деле.
Мы так боимся душу раскрывать
И прячемся, как та улитка, в теле.
Как редко мы с друг другом говорим -
Торопимся, спешим всегда куда-то.
Порой не ведаем мы сами, что творим
И замолкаем снова виновато.
Как мало теплоты мы дарим тем,
Кому нужна порой она бывает.
Кому-то улыбнёмся, а затем
Проходим мимо, миг тот забывая.
Не лучше ль чаще в лица заглянуть
Чтобы увидеть, что в душе творится.
Быть может, там внутри, есть что-нибудь,
Что может в жизни нашей пригодиться.
Быть может, мы увидим там всё то,
Что в жизни нам порой казалось малым.
Что виделось когда-то уж давно,
Но только времени всегда нам не хватало.
Тогда, быть может, мы заговорим
И скажем то, что мы сказать хотели.
Но а пока, как рыбы мы молчим
И прячем души вновь в уставшем теле.
Приятного вам плавания в реке под названием жизнь.
(приложение 1, слайд 18)
Спасибо за урок!