«Бессмертны в русской истории». (По поэме Н.А.Некрасова « Русские женщины” и на историческом материале)


МБОУ Ивановская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока по
литературе в 7 классе
на тему:
«Бессмертны в русской истории». (По поэме Н.А.Некрасова « Русские женщины” и на историческом материале)Учитель: Борискина В. И.
2013г.
Оформление доски:
Тема урока
«Бессмертны в русской истории».
(По поэме Н.А.Некрасова « Русские женщины» и на историческом материале)
Эпиграф
Вдруг ангелы с лазури низлетели,
Явилися, как дочери земли,
И узникам с улыбкой утешенья,
Любовь и мир душевный принесли.
Александр Одоевский.
Цели урока: (слайд 1)
-показать истоки и глубину подвига жен декабристов, ставших героинями поэмы Н.А.Некрасова;
-выработать умение работать с публицистической литературой, газетными и журнальными статьями;
-способствовать воспитанию эмоционально чутких людей, способных судить о прекрасном в жизни и искусстве, давать ему правильную оценку.
Оборудование:
Выставка книг, презентация к уроку, запись песни "Как молоды мы были»
Ход урока.
1.Слово учителя.
Сегодня урок-размышление о долге, истинном счастье, о том, зачем человек живет на земле, о человеческой красоте на основе впечатлений о прочитанной вами поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» и историческом материале о выступлении декабристов 14 декабря 1825 года, увидеть и понять глубину подвига жен декабристов, ставших героинями поэмы Н.А.Некрасова.Записываем в тетрадях по литературе число, тему урока и эпиграф.
2.Сообщение ученика о биографии Н.А.Некрасова. (Портрет – слайд 2)
Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года в Немирове, где служил тогда его отец. Вскоре майор Алексей Сергеевич Некрасов вышел в отставку и осенью 1824 года вернулся с семьей в родные места. В Грешневе он начал обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было всего лишь 50 душ крепостных. Человек крутого нрава и деспотического характера, он не щадил своих подчиненных. Доставалось подвластным ему мужикам, хватили с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна, женщина доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Горячо любившая детей, ради их счастья и спокойствия, ради их будущего она терпеливо сносила и в меру своих слабых сил смягчала царивший в доме произвол.
Ссора с ним произошла по известному и весьма характерному поводу. Рано стал тяготиться Некрасов крепостническим произволом в доме отца, рано стал заявлять свое несогласие с отцовским образом жизни. В Ярославской гимназии он уже целиком отдался второй любимой страсти, унаследованной от матери,- литературе, театру. Юноша не только много читал, но и пробовал свои силы на литературном поприще. К моменту решающего поворота в его судьбе у Некрасова была тетрадь собственных стихов, написанных в подражание модным тогда романтическим поэтам:
Я отроком покинул отчий дом
(За славой я в столицу торопился)...
20 июля 1838 года шестнадцатилетний Некрасов отправился в дальний путь с "заветной тетрадью". Вопреки воле отца, желавшего видеть сына в военном учебном заведении, Некрасов решил поступить в университет. Узнав о его намерении, Алексей Сергеевич пришел в ярость, отправил сыну письмо с угрозой лишить его всякой материальной поддержки и помощи. Но крутой характер отца столкнулся с решительным нравом сына. Произошел разрыв: Некрасов остался в Петербурге один, без всякой поддержки и опоры. Началась жизнь, совершенно не похожая на жизнь обычного дворянского сына. Будущий поэт сам избрал для себя путь тернистый, типичный скорее для бедного разночинца, своим трудом пробивающего себе дорогу. Неудовлетворительная подготовка в Ярославской гимназии не позволила ему выдержать экзамен в университет, но упорный Некрасов определился вольнослушателем и в течение трех лет посещал занятия на филологическом факультете.
"Петербургскими мытарствами" называют обычно этот период в жизни Некрасова. И в самом деле, неудач было слишком много: провал на экзаменах в университет, разнос в критике первого сборника подражательных, ученических стихов "Мечты и звуки", полуголодное существование, наконец, поденная, черновая работа в столичных журналах, работа ради куска хлеба, не приносившая подчас никакого морального удовлетворения. Но одновременно "хождение по мукам" формировало стойкий и мужественный характер, закалило поэта, а главное, открыло перед ним жизнь петербургских низов, жизнь тех же мужиков, но только не в деревенском, а в городском, отходническом их быту. В поисках заработка на первых порах петербургской жизни частенько приходил Некрасов на Сенную площадь, где собирался простой народ: торговали своими изделиями ремесленники и мастеровые, продавали овощи и молочные продукты крестьяне из окрестных сел и деревень. За грошовую плату писал будущий поэт неграмотным мужикам прошения и жалобы, а одновременно прислушивался к народной молве, узнавал сокровенные мысли и чувства, бродившие в умах и сердцах трудовой России. С накоплением жизненных впечатлений шло накопление литературных сил, уже опирающихся на глубокое понимание общественной несправедливости.
Литературный талант Некрасова подмечает издатель театрального журнала "Репертуар и пантеон" Ф. А. Кони. Не без его поддержки юноша пробует силы в театральной критике, но обретает некоторую популярность как автор стихотворных фельетонов ("Говорун", "Чиновник") и водевилей ("Актер", "Петербургский ростовщик"). В этих произведениях Некрасов ищет и подчас находит демократического зрителя и читателя. Поэт встретился с В. Г. Белинским в 1843 году.
Сильно подействовали на восприимчивого юношу социалистические убеждения Белинского. Именно теперь Некрасов выходит в поэзии на новую дорогу, создавая первые, глубоко реалистические стихи с демократической тематикой. Восторженную оценку Белинского, как известно, вызвало стихотворение Некрасова "В дороге" (1845). Прослушав его, Белинский не выдержал и воскликнул, обращаясь к Некрасову: "Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный!"
В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Ни знаменитый венский хирург Бильрот, ни мучительная операция не могли приостановить смертельной болезни - рак спинного мозга. Вести о ней вызвали поток писем, телеграмм, приветствий и адресов со всей России. Общенародная поддержка укрепляла слабеющие с каждым днем физические и духовные силы поэта. И в мучительной болезни своей, превозмогая боль, он продолжает работать и создает книгу стихов под названием "Последние песни".
Некрасов умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) в Петербурге.
3.Слово учителя о восстании декабристов. ( Портрет Николая1 – слайд3)
Осенью 1825 года во время поездки по стране Александр 1 внезапно заболел и 19 ноября умер в городе Таганроге. Сыновей у него не было и наследником престола считался его брат Константин. Но он отказался от престола. По закону наследование переходило к следующему брату Николаю. Но против этого выступил генерал – губернатор Петербурга М.А.Милорадович, заявивший, что отречение Константина не имеет силы, нужен манифест. В конце ноября Константин официально отказался от престола. Члены тайного общества воспользовались этой заминкой с вступлением нового императора. Присяга Николая 1 была назначена на 14 декабря, и на этот же день назначено выступление декабристов во главе с полковником Сергеем Петровичем Трубецким. Они собирались не допустить присяги солдат новому царю. С помощью оружия хотели обнародовать манифест русскому народу, в котором объявлялось об отмене крепостного права и изменении системы управления страной. Но получилось все иначе. Николай был предупрежден о готовящемся восстании и провел присягу ночью, и войска присягнули Николаю 1. На утро он попытался мирно договориться с восставшими, но те его не услышали, и он приказал открыть огонь по мятежникам. Восстание было подавлено. К следствию и суду было привлечено 579 человек. Пятеро декабристов приговорены к смертной казни в Петропавловской крепости. Многие сосланы на каторгу и на вечное поселение в Сибирь. После суда над декабристами за сосланными на каторгу последовали их жены, оставляя жизнь, удобную и богатую, часто светскую, даже придворную, покидая родных и детей.
В поэме «Русские женщины» мы знакомимся с двумя из них: М.Н. Волконской и Е. И.Трубецкой .
4. История создания поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины».
Имена декабристов и их жен стали окружаться легендами. Однажды Некрасов встретил в театре сына Волконской Михаила Сергеевича и упросил его прочитать воспоминания Волконской о жизни в сибирском изгнании. Михаил вспоминает, как при чтении Некрасов несколько раз вскакивал со словами: « Довольно, не могу»» бежал к камину, садился и, схватясь за голову, плакал, как ребенок.
В поэме « Русские женщины» поэт продолжает раздумья о характере русской женщины, начатые ещё в поэме « Мороз красный нос». Но там воспевает женщину- крестьянку, здесь же отдает дань благодарной любви и восхищения лучшим женщинам из дворянского круга.
В 1 части поэмы автор знакомит нас с княгиней Екатериной Ивановной Трубецкой.
5. Рассказ ученика о Екатериной Ивановной Трубецкой. (Портрет – слайд 4)
6.Центральным эпизодом этой части поэмы является встреча княгини Трубецкой с Иркутским губернатором.
Ролевое чтение диалога Трубецкой с Иркутским губернатором.
7. Работа по вопросам.
-Найдите и зачитайте цитаты, в которых губернатор приводит доводы и показывает весь ужас, который ждет княгиню.
-Какими художественными средствами удалось Некрасову так глубоко раскрыть духовный облик и характер княгини?
( При помощи риторических вопросов, которые нужны не с целью задать вопрос, а служат средством выразительности, чтобы привлечь внимание. Готов ли мой возок?)( При помощи риторических восклицаний, чтобы показать эмоциональный настрой, её внутреннее состояние.Я еду! Еду!)(Умолчаний, лексических повторов, чтобы придать динамизм, интонацию естественного разговора.Я гордость, гордость в нем спасу…)(Обращений, для усиления выразительности, показать, к кому обращается.Молчите, генерал!)-В какой форме построены убеждения генерала?
Как этот прием называется?
(Градация. Благодаря градации создается нарастание производимого впечатления.)-Какие конструкции позволяют губернатору сделать разговор более живым?
(Разговорные синтаксические конструкции).
-Неделя целая прошла.
Уж шла бы я давно.
-Какое средство выразительности используется в этом отрывке?
( инверсия, для усиления выразительности речи героини.)
8. Учитель зачитывает цитату декабриста Розена: (Слайд5)
« Губернатор представил ей сперва затруднения жизни в таком месте, где находится до 5 тысяч каторжных, где ей придётся жить в общих казармах с ними, без прислуги, без малейших удобств. Она этим не устрашилась и объявила свою готовность покориться лишениям, лишь бы быть вместе с мужем… Наконец, он решился употребить последнее средство, уговаривал, упрашивал и, увидев все доводы и убеждения отринутыми, объявил, что не может иначе отправить её к мужу, как пешком с партией ссыльных по канату и по этапам. Она спокойно согласилась на это, тогда губернатор заплакал и сказал: « Вы едете!»
9.Слово учителя.
Некрасов не просто воспроизвел драматический диалог, а создал характер женщины, создающей свою правоту. И начался долгий и томительный путь. По этому бескрайнему тракту, длинною цепью, звеня кандалами, холодные и голодные, шли в Сибирь партии арестантов и каторжников.
10.А.С.Пушкин был потрясён расправой Николая 1 над декабристами и их ссылкой на вечное поселение в Сибирь, и он пишет стихотворение – послание декабристам « В Сибирь». (Портрет А.С.Пушкина – слайд 6)
(Ученик читает наизусть стихотворение А.С. Пушкина « В Сибирь»)
-Почему же дум высокое стремление?
Чего хотели декабристы?
( Освобождение народа от крепостного рабства.Их не устраивало общество, где царит несправедливость, бесправие.
Это стремление не к собственному благополучию, а к счастью других.)11. Сообщение ученика о М. Н. Волконской. (Слайд 7)
12.Слово учителя.
Сквозь лишения и горе сумели пронести декабристы и их жены нежную, преданную любовь друг к другу. Женщины были просветом добра и милосердия в этой жизни. Возвращаясь с работы, князь Трубецкой срывал цветы, делал из них маленькие букетики и незаметно от конвоиров оставлял на дороге, по которой затем шли жены декабристов. Эти хрупкие на вид женщины, выросшие в богатстве и роскоши, жили вблизи тюрьмы в деревянных избах, сами готовили еде, ходили за водой, рубили дрова.
(Обращаемся к эпиграфу урока: стихам пота-декабриста о женах декабристов.)
13. Обращаемся к выставке книг. ( Комментарий сельского библиотекаря)
14. Прослушайте песню Н. Добронравова и А. Пахмутовой « Как молоды вы были» и ответьте на вопрос: « Какие строки из песни созвучны нашему сегодняшнему разговору?»
(Чтоб тебя на земле не теряли,Постарайся себя не терять.)-Зачем же живет человек на земле?
( Человек должен оставить добрый след на земле, чтобы потомки не забыли о нем.)
15. Дом. задание.
Выставление оценок за урок.