Урок в 7 классе «Судьба русской женщины в одноименной поэме Н.А.Некрасова»


Урок литературы в 7 классе
«Судьба русской женщины в одноименной поэме Н. А. Некрасова»
Автор - учитель русского языка и
литературы МБОУ
Лицей №1 г. Аксая
Ростовской области
Шаульская Елена Евгеньевна

Цели урока:
предметные
- познакомить учащихся с поэмой, через поэму с исторической эпохой 20-х гг. XIX в. в России, дать представление об основной проблематике художественного произведения;
- формировать умение анализировать художественное произведение, характеризовать его героев;
- формировать навык владения элементарной литературоведческой терминологией;
- учить пониманию роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений;
* метапредметные
- формировать умение понимать проблему,
- структурировать материал,
- подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
- выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях,
1
- формулировать выводы;
* личностные
- приобщать к духовно-нравственным ценностям русской культуры;
- учить использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации.
Ход урока:
1 Начало урока.
Проблемный вопрос ( записан на доске):
- Почему Некрасов заменил первоначальное название поэмы ( «Декабристки») на «Русские женщины»?
- Ответив на этот вопрос, мы сможем сформулировать основную мысль ( идею ) произведения.
На другой части доски записан вопрос личностного характера, на который мы тоже попытаемся найти ответ в конце урока:
- Почему поэма некоторым из учащихся показалась неинтересной, скучной?
Обе доски с вопросами закрываются, учитель вернется к ним на этапе обобщения и рефлексии.
2 Этап актуализации знаний.
- Что мы знаем о Некрасове?
- О какой исторической эпохе говорится в поэме?
- Кто такие декабристы? Почему они подняли восстание?
- Какова судьба восставших? Как царь Николай I поступил с декабристами?
- Кто из жен декабристов последовал за мужем?
На все эти вопросы учащиеся отвечают, опираясь на информацию, полученную из разных источников ( энциклопедии, Интернет, учебник
2
истории) при подготовке к уроку.
Далее следует вопрос, помогающий перейти к анализу поэмы:
- О ком же рассказал Некрасов в своей поэме? Обо всех женах декабристов?
Отвечая на этот вопрос, учащиеся могут воспользоваться материалом учебника литературы под ред. Г.С.Меркина ( стр. 289, рубрика «Для вас, любознательные» )
- Что мы узнаем о женах декабристов из материала учебной статьи?
- Давайте же определимся с направлением нашей деятельности на сегодняшнем уроке? Что мы будем делать сегодня? ( формулировка задач для учащихся)
После обмена мнениями формулируем вместе с учащимися задачи урока:
- будем выразительно читать;
- комментировать прочитанное;
- попробуем, работая с текстом, через систему тропов и стилистических фигур увидеть авторское отношение к тем событиям и героям, о которых он говорит, осмыслить проблематику поэмы, выразить свое отношение к прочитанному.
3 Анализ отрывка из поэмы «Русские женщины», посвященного княгине Трубецкой.
Композиционно отрывок делится на 2 части. Учащимся предлагается проанализировать содержание 1-й части, опираясь на систему вопросов, предложенных учителем.
- О каком событии идет речь в этой части? Кто участники диалога?
- Как отнесся отец к желанию дочери последовать за своим мужем? Найдите строки, в которых прямо или косвенно выражено отношение отца к отъезду дочери.
Предполагаемый ответ: княгиня Трубецкая выросла в семье, где всегда царило взаимопонимание и уважение к чужим решениям. Сердце отца
3
княгини рвется на части, но он мужественно принимает решение дочери, отказавшись от всех дворянских привилегий, последовать за мужем в Сибирь.
- С какой целью, говоря о душевном состоянии отца, автор употребляет многоточия?
- Обратившись к тексту, докажите, что отношения между отцом и дочерью очень теплые, трепетные.
…Один, кто мог бы нам помочь,
Теперь…
- О ком идет речь? Почему Екатерина Ивановна прерывает фразу?
Предполагаемый ответ: речь идет о царе Николае I , которого декабристы считали реакционером, душителем свободы. Трубецкая понимает, что такой правитель никогда не станет пересматривать свои решения и смягчать наказание.
- Передавая речь героини, автор использует восклицательные предложения. Какие эмоции выражаются с их помощью?
- Чем же может гордиться отец, отпускающий свою дочь вслед за бывшим дворянином и влиятельным человеком, а ныне бесправным каторжником?
- Отвечая на этот вопрос, вы , безусловно, будете говорить о душевных качествах княгини. Предлагаю вам отразить свои выводы в таблице. В первой графе запишем те качества характера, которые присущи Трубецкой, а во второй графе те качества личности, которые она не приемлет.
Истинные качества души княгини Что в людях осуждает Трубецкая
умение любить равнодушие
чувство долга лесть
верность, преданность лицемерие
независимость продажность
стойкость преклонение перед силой и властью
покорность
4
Заполнение таблицы идет по мере анализа текста части 1-й и части 2-й и завершается к концу урока.
Переходим к анализу 2-й части поэмы, расширяя свои представления о главной героине.
- Куда, в какой город направляется княгиня?
( в Нерчинск )
Основываясь на материале, подготовленном вместе с учителем географии, один из учеников рассказывает о климатических условиях Иркутской области, о том, как туда можно добраться и сколько на это понадобится времени.
- А как туда предстояло добираться княгине? Какие трудности ждали ее? Найдите ответ в тексте.
- Перед нами крупным планом еще один персонаж - губернатор Иркутска.
- Каково авторское отношение к этому человеку? Обратите внимание на портрет губернатора. Литературный портрет - один из способов передачи авторской позиции.
Найдите слова, в которых содержится авторская позиция. Сделайте вывод.
Предполагаемый ответ: сравнения «как мощи, сух», «как палка, прям», экспрессивный глагол «подскочил», антитеза «почтенный бригадир» - «перья петуха» - все эти изобразительные средства говорят об авторской иронии по отношению к чиновнику, сухо исполняющему приказ свыше.
- Какими объективными причинами объясняет губернатор невозможность поездки в Нерчинск?
- Как реагирует княгиня на все эти увещевания? Выразительно прочитайте.
- Выразительно прочитайте монолог губернатора, вложив в чтение те эмоции, которые должны помочь генералу остановить княгиню.
- Обратите внимание, ужасные ситуации, с которыми, по словам губернатора, обязательно столкнется княгиня на пути в Нерчинск. Такой прием в литературе называется градацией.
5
Учащиеся, обратившись к словарю лингвистических терминов учебника, делают записи в тетради:
Градация - фигура в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака.
- От чего должна отказаться и с чем должна смириться княгиня?
- Губернатор предлагает Трубецкой вернуться в Санкт-Петербург и начать новую жизнь. Почему княгиня отказывается? Почему она убеждена, что замену своему мужу никогда не найдет в светском обществе? Ответ найдите в тексте.
По итогам анализа продолжаем заполнять таблицу ( вторую графу «Что в людях осуждает Трубецкая»)
- Где, в каком эпизоде наиболее ярко проявляется независимость и стойкость героини?
Инсценирование диалога губернатора и княгини.
4 Завершение урока. Выводы. Рефлексия.
Возвращаемся к началу урока. Открываем доски с вопросами.
- Ребята, почему автор изменил название произведения?
Рассуждая, учащиеся выходят на осмысление идеи поэмы. Верность выводов подтверждается обращением к материалу учебника ( стр. 262 –
263 )
- Ребята, давайте еще раз обратимся к содержанию заполненной вами таблицы. Каким образом вы выявили в характере героини те качества , которые здесь записаны?
- Какие качества личности отрицает героиня? Какие эпизоды поэмы помогли вам понять это?
- Как вы думаете, почему не всем понравилась поэма?
Предполагаемый ответ:
6
Автор рассказал о переживаниях взрослых людей, попавших в экстремальную ситуацию. Возможно, не каждый из семиклассников смог проникнуться страданиями княгини.
Но, безусловно, после тщательной работы с текстом содержание произведения стало понятнее, ближе. И, конечно, каждый из присутствующих, примерив ситуацию на себя, подумал: «Хорошо бы в жизни встретить такого преданного человека, который в самую страшную минуту не откажется от тебя, пойдет за тобой на край света, чтобы разделить с тобой трудности!»
5 Домашнее задание.
Выполнить задания под рубрикой «Живое слово» на стр. 261.
Учащимся предлагается посмотреть фильм «Звезда пленительного счастья» и написать небольшое сочинение на тему «Если бы княгиню Трубецкую ( генерал-губернатора ) довелось играть мне…»
либо
подготовить сообщение с презентацией о другой декабристке ( например, М.Волконской )
либо
выучить отрывок из поэмы «Русские женщины» ( любой ) 25 строк
7