Конспект по азбуке на тему Буква М (эм), звуки М- Мь


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
центр детского творчества «Дагомыс» г. Сочи
Конспект открытого занятия по азбуке на тему:
Буква Мм (эм), звуки [м] – [мь]
Педагог дополнительного образования
ВАРАВА Г.Н.
2016 г.

Цель урока:
 Познакомить детей с буквой - М (эм), звуками [м] – [мь]
Задачи урока:
Образовательные:
- продолжать знакомить с гласными и согласными буквами и звуками;
- способствовать чёткому произношению звуков;
- формировать навыки правильного слогового чтения;
Развивающие:
- развивать у детей интерес к обучению грамоте;
- развивать речь, память, воображение.
- формировать умение аккуратно пользоваться учебниками, тетрадями, правильно держать карандаш, ручку;
-Воспитательные:
- формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
- воспитывать умение слушать педагога, своего сверстника, не перебивать;
- формировать желание соблюдать правила дорожного движения.
Использование педагогических технологий: здоровьесберегающая: физкультминутка, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз; личностно-ориентированная: сотрудничество с детьми с учётом индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка; гуманно-личностная:  терпение и доброжелательность к детям.
Оборудование: картинки с буквами печатными, магнитные буквы, DVD диск по обучению грамоте (фрагмент о букве «Мм»), учебники, ванночки с магнитными буквами, слова с названиями станций, ванночки с раздаточным материалом, стаканы с карандашами и ручками.
Ход урока
Организационный момент (осанка детей, правильно стоят стульчики, на столах порядок)
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок;
улыбнулись, подтянулись, друг на друга посмотрели,
и спокойно тихо сели.
--- Сообщение темы урока.
 - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Во - первых, у нас как всегда гости, сегодня - это Маша и Миша. Во - вторых, чтобы урок был интересным, мы отправимся в путешествие по стране «Азбука». Вы же знаете, что это за страна? (давайте споём песенку про Азбуку)
 - Обычно в путешествие отправляются на каком - либо транспорте.
Отгадайте загадку, на каком транспорте мы поедим.
 Четыре колеса,
 Резиновые шины,
 Мотор и тормоза
 И что это?  (машина)
Давайте попросим быть нашим водителем Мишу? А Машу инспектором ДД.
Если мы успеем сегодня проехать все остановки, то вы многое узнаете. А в конце занятия вас ждёт сюрприз, который вам приготовили Маша и Миша.
Повторение пройденного материала
Первая наша остановка «Повторялка» ( показ на доске)  - О какой букве идёт речь?
1. Удобная буква!
 Удобно в ней то,
 Что можно на букву
 Повесить пальто. ( У)
 - Что вы узнали об этой букве, звуке? ( гласная, живёт в красном домике для гласных, звук легко произносится)
2. А бедняжка буква - …. . ыыБродит с палочкой; увы.
3. В старом дереве дупло
 Ну, совсем как буква «О»
4. Вот два столбика наискосок
 А между ними – поясок. «А»
5. Взял я лук и крикнул: - «Эх!»
 Удивлю сейчас я всех!
 Натянул потуже лук,
Да стрела застряла вдруг!
 И вокруг сказали все:
 - Э - э - э!
 6. На калитку посмотри:
 Чем она не буква «И»?
 Между двух прямых досок
 Одна легла наискосок.
 - Как мы называем эти звуки? ( ртооткрывайки), т. е. гласные.
- Как мы их обозначаем в схеме, в словах? (красным цветом) - В каком домике живут эти буквы? (в красном) - Сколько всего гласных букв? (10, игра « кулачки»)
Д/игра «Инопланетяне»
III. Работа над новой темой.
Вторая наша остановка «Познавалка»  - Послушайте о какой букве идёт речь?
Самая любимая, нежная, родная,
Ну, конечно- же, друзья, это наша – МАМА!
( Какой первый звук? Этот звук можно изобразить специальным значком, буквой)  Мама, глянь - ка! Две горы
  Словно две родных сестры!  «М» (эм)
- А теперь встаньте и превратитесь в букву М (показывают телодвижением)
Взялись за руки друзья и сказали:
Ты да Я, а между тем, получилась буква М (эм).
Работа с учебником (страница 60-61)
(посмотрите из каких деталей выложена эта буква?)
Физкультминутка « Семья»
-- Мы приблизились к остановке «Конструкторная»
- Подвиньте к себе ванночки и выложите на столе из раздаточного материала букву М (эм)
 - У буквы «М» есть свой звук ммммм.
 - Как мычит корова? (Му - у - у)
 - Как вы думаете, а будет ли этот звук ртооткрывайкой? (нет)
 - При произношении воздух встречает преграду. Такие звуки будем называть  Ртосмыкайки (ртозакрывайки), т. е. согласными звуками.
Схематично будем обозначать квадратиками (синим и зелёным), а буква эта будет жить в сине-зелёном домике, потому что звук этой буквы может быть твёрдый и мягкий.
- А сейчас мы с вами поучимся составлять слоги и определять в каком домике они будут жить.
 Остановка «Слоговая»
- Послушайте звуковую азбуку (дети по очереди читают слоги)
 прочти слоги.
Ма - мо Ма - мо - муАм - ом - ум - ымМо - маМу - мы - маУм - ом - ам - ымМу - мы Мо - ма - муЫм - ом - ам - ум
Мы - муМу - ма - мы Ом - ум - ым - ам - А на каком мы транспорте путешествуем? (машине)
 - С какой буквы начинается слово? (М)  - А какие правила движения должны соблюдать пешеходы и водители.
Игра «Светофор» - физкультминутка
Есть три цвета у светофора, они понятны для водителя и пешехода:
красный цвет – хода нет (руки над головой крест-накрест),
желтый - будь готов к пути (голова – слева - направо), а зелёный цвет - иди, доброго тебе пути (шаги на месте).  IV. Практическая часть.  - А мы отправляемся дальше к станции «Узнавалка»
 - На этой станции мы будем учиться писать букву М и распознавать звуки ( м – мь) в начале слова, в середине слова, в конце слова.
(Работа с рабочей тетрадью, страница 2,3)
Физкультминутка для глаз (глазки крепко закрываем, дружно до пяти считаем, открываем, поморгаем, и работать начинаем).
- Возьмите синий карандаш, обведите 2 спрятанных М, строго по контуру, потом зелёный карандаш и обведите ещё 2 спрятанные буквы.
- А теперь возьмите ручки и пропишите верхнюю строчку, букву М – большую (напомнить как правильно держать ручку, писать не выходить за линию)
 - Подведём итог Игра «Кто внимательный» (хлопаем) Мох, март, стол, парта, мёд, школа, муравей. На полу скребётся мышка,
 Спит в берлоге бурый Мишка.
 Этот Мишка очень мил,
 Только лапы он не мыл.
Убежала в норку мышка.
 Спать залёг в берлогу мишка.
 Мальчик мал, но очень мил.
 Он водичкой руки мыл.
 V. Закрепление изученного.
- Наша последняя остановка «Закреплялка»
 - Итак, с какой новой буквой вы познакомились сегодня на уроке?
 - Что запомнили о букве М? (согласная)
- Что узнали о звуках (бывают твёрдые и мягкие)
 - Каким значком в схемах мы будем его обозначать? (квадратиком зелёным или синим). Каким цветом будем обводить согласные буквы в словах? (синим или зелёным)
 Вы сегодня МОЛОДЦЫ!
Самооценка: Дети оценивают своё участие в занятии, выбирая соответствующий значок.
Поощрение: Маша и Миша привозят на машине обещанный сюрприз.