Конспект урока по азбуке нравственности на тему Труд кормит, а лень портит

Конспект урока по азбуке нравственности на тему "Труд кормит, а лень портит"
Цели:
Воспитание трудолюбия, желания приносить людям радость и счастье своим трудом.
Воспитание заботливости, настойчивости в достижении цели, взаимопомощи, бережное отношение к вещам, аккуратность.
Задачи: Закрепить понятия трудолюбие, ответственность, за порученное дело, уважение к труду человека.
Средства обеспечения темы:
Таблички с частями пословиц, рисунки детей на тему: Как я помогаю дома маме”, картинки “ Профессии и инструменты”,елка, печка, топор, ветки, ножик, одежда для старика, старухи, лесного деда, для Грязи, спицы для вязания, прялка, учебник по азбуке нравственности.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверили, все ли готово к уроку.
II. Сообщение темы.
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о трудолюбии.
– Как вы понимаете смысл слова “трудолюбие”?
Дети. Трудолюбие – это любовь к труду.
У. О ком говорят, что он “трудолюбивый человек”?
Д. О человеке, который любит и умеет трудиться.
У. Если мы обратимся к составу слова, то что мы увидим?
Д. Слова имеет 2 корня, соединенные соединительной гласной.
У. Что, по-вашему мнению, значит – вкладывать душу в свою работу?
3. Работа с пословицами.
У. На свете очень много пословиц. Есть и пословицы о труде. Давайте сейчас  вспомним их. (Дети говорят пословицы.)
У. Молодцы, знаете пословицы.
А сейчас поиграем в игру: Собери пословицы”.
На доске таблички с частями пословиц. Дети их собирают и объясняют смысл пословиц.
Пословицы для работы:
Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда).
Закончил дело – гуляй смело.
Труд человека кормит, (а лень – портит). Вот как звучит тема нашего урока.
У. Молодцы ребята! Вы великолепно справились со всеми заданиями.
4. Вступительная беседа
У. Как вы думаете, наших детей в классе можно назвать трудолюбивыми?
Д. Да.
У. А как вы об этом узнали? Давайте спросим у старосты класса.
(У каждого ученика есть свои обязанности. Они ответственно их выполняют)
У. Расскажите о том, что полезного мы сделали в классе за последнее время.
(Ответы детей)
У. А кто у вас следит за чистотой? (Дежурные.)
– Ребята подготовили интересную сценку. Давайте посмотрим ее и поучаствуем в ней.
5. Заходит Чистота
Добрый день! Я – Чистота! С вами быть хочу всегда. Сначала познакомлюсь с вами,  Чтоб стали мы друзьями.
Я пришла вас научить,  Как здоровье сохранить. Много грязи вокруг нас И она в недобрый час. Принесет нам вред, болезни, Но я дам совет полезный, Мой совет совсем несложный С грязью будьте осторожны! (Заходит “Грязь”)
Грязь. Вы про грязь? А я у вас.
(Грязь все время чешется. Направляется к Чистоте.)
Чистота.
Ты ко мне не приближайся! И ко мне не прикасайся.
Г.
Ах-ах-ах! Какое платье! Да ведь не на что смотреть! Я б такое не надела. У меня другое дело! От борща пятно большое, Вот сметана, вот жаркое,  Вот мороженное ела, Это – в луже посидела. Это клей, а здесь – чернила. Согласитесь, очень мило. Я наряд свой обожаю, На другой не променяю. Я открою вам секрет – Лучше платья просто нет.
(“Грязь” здоровается с детьми за руку. “Чистота” следом вытирает детям руки полотенцем, а “Грязь” говорит, чтобы подавали руки. “Чистота” оттаскивает “Грязь” от детей).
Г.
Вы не вымыли посуду? Значит, скоро я прибуду. Если пол вы не помыли - Меня в гости пригласили. У. Ты не права “Грязь”. Наши дети любят чистоту, порядок, любят вытирать пыль, мыть пол и стирать.
Г. Нет, нет, нет! Я вам не верю.
У. Это мы сейчас проверим У. Ребята, давайте покажем наши рисунки и расскажем как вы помогаете дома маме. А как вы поддерживаете чистоту в классе?
У. Ну что, Грязь, нравится тебе у нас?
Г.
Мне у вас не нравится, В другую школу надо мне отправиться.
Чистота. Запомнить нужно на всегда:
Дети. Залог здоровья – чистота.
У. Что значит это высказывание?
(Надо поддерживать чистоту и в доме, и в школе, быть аккуратными, соблюдать правила личной гигиены и тогда будем здоровы).
А что помогает человеку выполнять работу?
(Желание трудиться, инструменты, здоровье)
6. А сейчас послушайте очень поучительную сказку.
Русская сказка
“Самое дорогое"
Почему старик и старуха попросили у Лесного Деда, чтобы их инструменты никогда не ломались, а руки были всегда здоровыми?
(Потому что, если будет здоровье и инструменты в порядке, то старик со старухой будут работать и не будут знать нужды ни в чем)
Считаете ли вы их просьбу мудрой и почему?
(Если бы они приняли другое решение, они бы стали зависеть от старика, им бы пришлось все время его просить о чем то. Сами бы они разленились, заскучали, даже могли бы заболеть)
Итог.
7. У. А какая у вас сейчас основная работа?
(Учиться и выполнять школьные правила, быть ответственными)
А теперь я хочу проверить, как вы знаете правила поведения в школе. Предлагаю игру “И я”. Если я назову правильный поступок, скажите: “И я”. Если нет – молчание.
– Я вижу, что вы знаете правила поведения в школе и научились их выполнять.
Ребята, я знаю о том, что вам хочется поскорее вырасти, стать сильными, получить профессию. Каждый мечтает кем-то быть. Кто хочет поделиться своей мечтой, кем он хочет стать?
8. Игра “ Загадай свою профессию”
Что нужно в каждой профессии? (Умения и способности.)
Ваша задача – перечислить способности, которые требуются в данной профессии, не называя саму профессию.
Например: умеет быстро превращаться в клоуна, любого сказочного героя, может и заплакать и захохотать. Это артист.
– А теперь я вам загадаю загадки. а вы отгадайте о каких профессиях идёт речь.
(Дети отгадывают загадки)
У. Молодцы! А может кто-нибудь хочет рассказать о какой-нибудь профессии.
(Слово даётся ученикам, идёт беседа о профессиях.)
У. Людям разных профессий нужны разные инструменты.
9. Поиграем в игру “ Соотнеси инструменты с профессией”
(На доске картинки с инструментами и с изображением людей разных профессий. Вызываю 2 учеников. Они соотносят инструменты с профессией)
10. Итог.
У. Ребята, подготовили стихотворение Дж. Родари “Чем пахнут ремёсла”.
– А почему лодырь не пахнет никак?
(Он ничего не делает)
У. Люди разных профессий трудятся для нас. Вещи и предметы которые нас окружают сделаны их руками. Как же надо относиться к вещам?
Начнем заседание в клубе бережливых.
Появляются вещи: Меловая тряпка, стул, парты, линейка, ручка, шкаф, книги.
Линейка. Это клуб бережливых?
Знайка. Да, а вы, извините, кто?
Л. Мы – вещи. Пришли к вам с жалобой.
Мел. т. Фуф! АпхчиЯ вся пропиталась меловой пылью!. А эти забывчивые ребята даже не подумали меня вымыть.
Стул (скрипучим голосом). Тебе еще ничего. А вот меня каждый пинает ногой, все бока поотбивали
Парты. А я вся исцарапана чем то острым. А я вся исписана.
Шкаф. А нас вы думаете, ценят? Все внутренности мне переворошили, стекло разбили.
Ручка: Думаете, мне не обидно? У папы одного мальчика, моего нынешнего хозяина, я всегда лежала в футляре, была заправлена и никогда не делала ни одной ошибки. А этот, этот мальчишка.(заплакала) . В каждом слове он заставляет меня делать по 3, 4 ошибки. Я не заправлена и постоянно валяюсь на полу.
Указка: А мне каково! Мне отломали половину головки. Как я буду показывать на карте?
Книга (стонет). А яЯ- Гришкина книжка из стихотворения С. Маршака. Вся потрепана. Теперь никто ничего во мне не поймет.
Вещи поют песенку обиженных вещей (под мелодию песни о Чебурашке).
Мы бедные подружки,  Мы книжки и игрушки Мы жили в магазине в порядке, в чистоте Теперь мы у Володи, Он славный парень вроде, Но здесь, для нас условия не те. Оборвана обложка, На ней заснула кошка. А рядом под кроватью разбитый грузовик, Разломанная клюшка, без головы Петрушка – Беречь их, видно, мальчик не привык. Страничка “ Мойдодыра” – На ней пятно от жира, С чернильными усами страдают Чук и Гек. Бежать отсюда надо! Спасите нас . ребята: Володя – очень страшный человек.
У. Значит, вы обиженные ребятами вещи?
Все: Да, обиженные.
У. Ребята, не знаю, как вы, а я сочувствую этим вещам. Давайте разберемся, чем мы их обижаем? Что делает их несчастными?
– Их обижает наша невнимательность. Не посмотрел, повернулся – и книжка на грязном полу.
Портфель станет несчастным, если им драться или футболить. Ручка тоже станет печальной, если ее грызть. Вещи надо использовать правильно.
Обобщение. Вещи – результат человеческого труда. Беречь вещи – значит уважать труд людей. Вещи – достояние, богатство страны. Беречь их – значит заботиться о богатстве страны. Вещи – наши помощники и друзья. беречь их- значит заботиться о том, чтобы лучше жить, отдыхать.
Бережливое отношение к вещам – признак культуры человека
11. Чтение и работа над текстом “Белые перчатки” С. Михалков. (Обсуждение)
12. Итог урока[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заголовок 115