Конспект урока по азбуке на тему:Звук и буква Тт


Класс: 1
Тема: Звук и буква Т т.
Цель: познакомить с согласным звуком [т] и буквой, который он обозначает.
Знать гласные звуки и буквы, изученные согласные звуки и буквы; для чего используются заглавные буквы; слова, с изученной буквой; характеристику согласных звуков.
Уметь читать слоги и слова с изученными буквами; отвечать на вопросы; производить звуковой анализ слов; находить изученную буквы в ряде букв.
Развивать мышление, память, устную логическую речь, внимание, каллиграфические навыки; воспитывать интерес к уроку.
Оборудование: карточки с изученными буквами, синий и красный домик, картинки – отгадки, напечатанные слоги и слова, карточки с заданиями.
Ход урока
Мотивационно – целевой этап урока
Эмоциональный настрой
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте мои друзья!
Очень рад вас видеть я!
Актуализация знаний
Игра «Спрятанные буквы»
В классе в разных местах, спрятаны карточки с изученными буквами. Ребятам необходимо найти все буквы. Кто нашел букву, называет слово, которое начинается на эту букву.
Беседа
- какие это буквы? (согласные и гласные)
- чем гласные буквы отличаются от согласных?
- что такое звук, что такое буква?
Игра «Распредели буквы»
На доске 2 домика – синий и красный. Необходимо распределить все найденные буквы в два столбика и доказать свой ответ.
Тема и цели урока
Все ли буквы алфавита мы знаем?
Что мы должны сегодня сделать?
Познавательно – закрепляющий этап урока
Отгадывание загадок
Для того, чтобы узнать, с какой мы познакомимся буквой, вам, необходимо отгадать загадки. Слова отгадки и будут подсказкой. Будьте внимательны.
Через поле и лесок подается голосок
Он бежит по проводам
Скажешь здесь, а слышно там! (телефон)
То я в клетку, то в линейку
Написать на мне сумей – ка.
Можешь и нарисовать,
Что такое я? (тетрадь)
- Что общего у этих загадок?
- С какой буквой мы сегодня познакомимся? (Показываю две карточки с буквой Т, одна прописная, другая печатная).
- Чем отличаются эти буквы?
- Не забыли, для чего используем заглавные буквы?
- Назовите слова, с буквой Т. (Дети называют слова, все вместе делим эти слова на слоги, обозначаем ударение, составляем звуковые схемы).

Игра «На что похожа буква?»
Посмотрите на букву Т, как вы думаете, на что она похожа?
(Зонтик, гриб, молоток, антенна и т.д).
Фонетическая зарядка.
- Как тикают часы? (Тик – так)
- Какие звуки мы слышим в начале слов?
- Произнесите слово «Тик», а теперь слово «Так».
- Как прозвучало первое слово? А второе?
* Звуковой анализ слов «Тик» и «Так»
- Чем отличаются эти слова?
- Какой вывод можно сделать?
(В словах звук [т] может быть твердый, а может быть мягкий).
Музыкальная физическая минутка.
(Танцуем танец «У жирафа пятна»)
Работа по «Азбуке» (с. 84)
Что изображено на «волшебном» рисунке? (Труба.)
Для чего нужна такая труба? (Из неё выходит дым, когда топят печь.)
Произнесите первый звук в слове труба.
Дайте характеристику этого звука. (Согласный, твёрдый, глухой.)
Какую букву напоминает труба? Почему?
Составьте слоги из букв, данных в рамке, и прочитайте слоги, записанные рядом.
Что вы заметили? (Перед буквой и произносится мягкий звук [т'], а перед остальными буквами — твёрдый звук [т].)
- Какой можно сделать вывод? (Звуки [т] и [m'J парные по твёрдости-мягкости.)Рассмотрите рисунок справа. Что на нём изображено?
В названиях каких предметов, изображённых на рисунке, есть твёрдый звук [т]? (Мольберт, ствол, бант, штрих.)
В названиях каких предметов есть мягкий звук [т']? (Птица, кисть.)
А как зовут художника? Прочитайте его имя под звуковой схемой.(Антон.)
(Звуко-буквенный анализ слова Антон. Следует обратить внимание учащихся на стечение согласных.
Далее чтение текста в парах. Учащиеся читают текст по очереди по одному предложению. Затем чтение вслух.)-        Что такое талант? (Выдающиеся врождённые качества, особые природные данные.)
(Звуко-буквенный анализ слов труба, лист. Анализ значений слов через составление предложений.)Работа по «Азбуке» (с. 85)
(Анализ слов аист — аисты, сон — сны, уснул — уснули, стоит -стоит.Далее чтение текста «Сон аиста» по цепочке.)
Продолжите: что мог видеть во сне аист?
Прочитайте заголовок к следующему заданию. Обрати!: внимание на знак препинания.
С какой интонацией нужно читать это предложение? (С восклицательной интонацией и одновременно с интонацией удивления.)
Чем же нас так может удивить слово нос? (Оно имеет много значений.)
Назовите эти значения.
Как вы понимаете выражения «зима на носу», «заруби себе на носу»? (Зима на носу — скоро (близко) зима, заруби себе на носу — запомни.)
Игра «Твердый – мягкий»
Называю разные слова, в которых есть буква Т. ()Если в слове данная буква звучит мягко, дети хлопают, а если твердо – топают. (стол, труба, картина, артист, тьма, торт)
Чтение
Показываю слоги и слова, дети читают.
ТА ТО ТУ ТЫ ТИ
СТУК СТОЛ СТУЛ ТОК КОТ
Закрепление
Каждый ребенок получает карточку, в которой напечатаны буквы, необходимо обвести в кружок, все буквы Т.
Рефлексивно – оценочный этап урока.
Рефлексия
- С какой буквой мы сегодня познакомились? - Какая это буква?
- Сможем ли мы теперь прочитать слоги и слова с буквой Т?
- Было ли трудно на уроке?
- У вас на столах лежит тучка и солнышко. Если вам было трудно на уроке, поднимите тучку, а если вам понравилось на уроке, и было не трудно – поднимите солнышко.