«Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и краеведения как условие воспитания гражданственности» на примере занятия «История моей семьи в истории государства».


МКОУ «Травянская СОШ»
Костина Елена Георгиевна
Проект мастер-класса
«Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и краеведения как условие воспитания гражданственности» на примере занятия «История моей семьи в истории государства».
Цель: развитие способностей учащихся путем организации последовательной преемственной исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время, создание условий для полноценного формирования исследовательских умений и навыков.
Задачи:
Создать условия, способствующие воспитанию у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к культурному наследию родного края, потребности сохранения исторической памяти, активного включения в работу по преобразованию окружающего мира.
Развитие у учащихся:
познавательных навыков;
критического и творческого мышления;
умения самостоятельно конструировать свои знания;
умения ориентироваться в информационном пространстве;
умения увидеть, сформулировать и решить проблему;
умения использовать современные ИКТ.
Ход занятия:
Организационный момент.
Итоги опережающего задания: изучение истории семьи в контексте истории страны.
Этапы самостоятельной работы:
собрать необходимые документальные источники родовой памяти;
изучить домашний архив;
систематизировать вещественные источники.
Подготовка к работе с электронными базами данных.
4. Консультации групп и ответы на вопросы учителя.
5. Работа с компьютерами с базами данных.
6. Обобщение и представление результатов поисков в электронных базах.
7. Домашнее задание.
Моя семья, ты моя крепость.
Ты в трудную минуту крепкий тыл.
Я знаю что сегодня и отныне,
Своей семьёй я буду защитим.
Пройдёт немало времени,
И предкам не вернуться к нам.
Но будущим своим потомкам,
Историю я передам.
1. Сегодня мы часто рассуждаем о необходимости укреплении института семьи, о недостатках духовно – нравственной стороны личности. В процессе изучения важных, знаменательных дат своей семьи, мы ощущаем непосредственную причастность к прошлому своей семьи, своего рода, учимся быть полноправными, сознательными гражданином своей Родины.
Работая дома, вы применяли уже известные вам методы: интервью, обобщение, анализ исторических событий, сопоставление фактов. Сегодня мы с вами привлечём и информационно-коммуникативные технологии, поэтому наше занятие проходит в кабинете информатики.
2. Мы с вами делимся на четыре группы, в которых вам предстоит работать (Гражданская война, Первая мировая, Советско-Финская, Великая Отечественная), в зависимости от ранее выбранного периода ваших исследований. Выбираете куратора группы, который следит за регламентом 1-1,5 мин. на выступление, и в течении общения фиксирует интересные факты для представления другим группам.
Рассаживаемся по группам и делимся материалом, подготовленным дома. (Время на данный этап отводится в зависимости численности групп и озвучивается в начале работы. Обучающиеся общаются и представляют результат).3. Вы провели большую интересную работу и получили новые значимые для вас знания, а теперь продолжим работу в группах у компьютеров. Наша сельская администрация обратилась к школьникам за помощью – найти информацию о пропавших без вести военнослужащих Великой Отечественной войны.
(Инструктаж по работе с электронными базами данных – «Мемориал» и др.)
Каждой группе я предлагаю список участников и перечень необходимых сайтов. Инструктаж по работе с базами данных – лежит у каждого компьютера. Вы в свою в течении 3-4 минут очередь в группах знакомитесь с инструктажём, распределяетесь внутри группы – кто с каким информационным источником и какими фамилиями будет работать.
4.Консультации групп и ответы на вопросы учителя.
5. Работа с компьютерами с базами данных.
6. Обобщение и представление результатов поисков в электронных базах.
7. Домашнее задание: Оформить результаты домашней и классной работы в электронном виде по предложенному шаблону.