Открытый урок по русскому на тему:Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным на конце и в середине слова или перед согласным


Русский язык
Тема: Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным на конце и в середине слова или перед согласным.
Цель: Развивать умение различать в корне слова парный согласный, написание которого надо проверять, сопоставлять его звучание в сильной и слабой позиции для согласных в слове, воспроизвести знания о способах подбора проверочного слова для слова с парным согласным в корне, развивать умение подбирать проверочное слово и обосновывать правильность написанного.
Прогнозируемые результаты
Учащиеся будут учиться различать проверяемое и проверочное слова для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне.
Учащиеся расширят свои знания и умения в подборе проверочных слов.
I. Организованный момент
Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок
Постарайтесь всё понять
Будем грамотно писать
Тихо сели
Ножки вместе
Спинки ровно
И к уроку всё готово.
II. Проверка д/з
-На какую орфограмму задания, которые вы выполнили дома?
( чу, щу, ча, ща, жи, ши )-Приведите примеры
III. Актуализация знаний
а) Минутка чистописания:
Записываем число. Классная работа. Зз, оз, уз здоровый, здравствуйте
б) Эмоциональный настрой
К нам на урок проситься герой из сказки К.И. Чуковского
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам
А нечистым трубочистом
Стыд и срам! Стыд и срам!
( вывешивается картинка Мойдодыра )
-Но этот герой пришел со своими пожеланиями. Если мы разгадаем его загадки мы узнаем, что это за пожелания. Готовы?
(Записываем слова подчёркиваем орфограммы)
- Век живи – век (Учись)
- Что при испуге уходит в пятки ? (Душа)
- Как зовут предводительницу разбойников из мультфильма «Бременские музыканты»? (Атаманша)
-Тело деревянное, одежда рваная, не ест, не пьёт, огород стережёт? (Чучело)
-Имя богатыря из города Мурома? (Илья)
( первые буквы каждого слова записываю на доске Удачи!)
IV. Работа по теме урока
1)-На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные)
-Что вы можете рассказать о гласных звуках?
-Что вы можете рассказать о согласных звуках?
-Вспомните какие из них произносится с участием голоса и шума? (звонкие)
-Какие только с участием шума? (глухие)
-Давайте проведем опыт
Положите ладонь на горло и произнесите звонкие и глухой согласные звуки. При произнесении такого звука вы чувствуете дребезжание (вибрацию) голосовых связок глухого или звонкого? (звонкого)
-На стр.17 учебника парные согласные звуки. Давайте их произнесём и ещё раз вспомним (закрепим)
2.Поёт зима аукает.
Стозвоном сосняка.
Мохнатый лес баюкает
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую седые облака.
А по двору метелица ковром шелковым стелятся,
Но больно холодна.
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые.
Прижались у окна.
-Почему воробушки прижались у окна? (холодно, мороз)
(На доске зашифрованные слова роз-мо, зор-у, су-ет-ри)
-Посмотрите на доску, какие слова зашифрованы? (мороз, узор, рисует)
-Можно ли объединить эти слова но смыслу? (да)
-Что у нас получится? (предложение)
-Сколько слов в этом предложении? (три)
-Как мы будем записывать предложение? (с большой буквы)Диктую.
1.-Давайте подчеркнём грамматическую основу предложения
Мороз рисует узор.
2.-Давайте мы с вами попробуем образовать родственные(однокоренные) слова.
Мороз, морозец, заморозки, изморозь, заморозить, и т.д.
-Что общего во всех этих словах? (они однокоренные?)
-Обратите внимание на корень.( выделяю мороз)
-Какую букву мы пишем последнюю в корне слова? (з)
-Какой звук она обозначает [ c ]
Так как же отличать когда какую букву писать?
3.-У нас возникла проблема, которую мы будем решать.
-Если мы сомневаемся в написании букв то как это называется?
-Орфограмма
-Почему мы можем назвать парные согласные орфограммой?(есть выбор)
-Между чем мы выбираем?(между з и с,з-звонкая,с-глухая)
-Догадались какая у нас тема урока?
Вывод: парные согласные на конце и в середине слова. (учебник стр.18)
4.Выход из затруднения
-Что нам надо делать, чтобы не ошибаться в правописании? (Алгоритм)
-подобрать проверочное слово
-понаблюдать за согласной
-изменить слова так, чтобы после согласного стала гласная
Правило в стихах учим.
Если слышишь парный звук
Будь внимателен, мой друг!
Звук согласный проверяет
Рядом гласный подставляй!
V.Закрепление и систематизация знаний.1.
1)Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется…..(глаз) глаз-глаза2)Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший….(друг) друг-друга3)Весь я сделан из железа.
У меня ни руг, ни ног.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё стук, да стук. (гвоздь) гвоздь-гвозди
4)Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть- нет головы. (гриб) гриб-грибы
2.Самостоятельная работа
Холо…(д,т) сугро…(б,п) сне…(г,к) зу…(б,п)
-Подчеркните проверяемую согласную
-Обменяйтесь тетрадями, поверьте друг-друга, исправьте ошибки карандашом.
(Если останется время придумываем предложение с любым из записанных слов. Наиболее удачное записывается на доске и в тетради)VI.Подведение итогов.-С какой орфограммой познакомились? (парные согласные на конце и в середине слов)
-Как проверить? (подобрать проверочное слово)
Вы ребята, молодцы!
Все трудились от души!
За хорошую работу, вы получите призы!
Д/з стр. 23 упр. 35*
стр. 23 упр. 36**