Сценарий литературно-музыкальной композиции Неукротимая душа М.Ю. Лермонтову посвящается

Литературно-музыкальная композиция
«Неукротимая душа»
(М.Ю Лермонтову посвящается)
Цели:
Заинтересовать личностью М.Ю. Лермонтова
Увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и убийственная ирония, и страстная любовь
Отметить особенности поэтического стиля М.Ю. Лермонтова: упругость строки, быстрый ритм, неожиданную рифмовку, стремление к сжатому, краткому, выразительному стиху
Обогащать нравственное сознание художественными открытиями
Организовать выход творческих способностей
Повысить потребность в самостоятельности, в ответственности за выбранный участок работы

Ход литературно-музыкальной композиции
(Звучит вальс А. Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад»)

1-й ведущий: Страницы жизни и творчества М.Ю Лермонтова «Семейный дневник»
(Звучит мелодия ноктюрна №1 Ф.Шопена)

2-й ведущий: В ту ночь в мире творилось что-то странное: над московским домом у Красных ворот позабыли зажечь звезду, и волхвы не искали свою дорогу.

1-й: Зато почти всю ночь в самом доме горел свет и суетились люди. Спали беззаботно лишь хозяева дома – семья генерал-майора Фёдора Толя, сдававшего несколько комнат отставному капитану Юрию Петровичу Лермонтову. Поздно ночью капитану сообщили, что он стал отцом: жена родила сына.

2-й: Тяжело перенесла роды мать (на экране портрет матери). От тревог, переживаний и от бессонной ночи осунулся отец (на экране портрет отца).

1-й: Но была в доме женщина, сохранявшая даже в эти трудные часы спокойствие и твёрдую решимость. Она молча, без суетливости, подавала воду или лекарства, не теряя присутствия духа, ухаживала за роженицей, отдавала распоряжения прислуге. (На экране портрет бабушки Е.А.Арсеньевой).

1-й: В эту тревожную ночь в доме у Красных ворот действовали главные лица семейной драмы, перипетии которой окажут существенное влияние на характер, душу, и, может быть, на всю судьбу одного из величайших поэтов России – Михаила Юрьевича Лермонтова.

2-й: Ему дали жизнь Мария Михайловна и Юрий Петрович.

1-й: Но статная пожилая женщина, готовая оказать любую помощь в этом доме, поставит его на ноги, воспитает, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка.

2-й: Тугой узел семейной драмы завязался именно в ту пору, когда Юрий Петрович попросил руки Марии Михайловны, а Елизавета Алексеевна, её мать, произнесла слово «нет». «Нет» произнесла за нею вся родня, потому что считала: они не пара, слишком беден по нынешним временам этот отставной капитан.

1-й: Но Мария Михайловна сказала «да» и сумела настоять на своём. И он стал её мужем.

2-й: А что же Елизавета Алексеевна? Ради дочери она пошла на уступки. Но неприязнь к Юрию Петровичу сохранилась и нарастала с каждым днём.
(Звучит 2-я часть сонаты №2 Бетховена).

1-й: Здоровье Марии Михайловны вызывало опасения. Годы болезни закончились трагедией. 24 февраля 1817 года она скончалась. Лермонтову не было ещё и 3-х лет. Но день похорон матери он запомнил на всю свою жизнь.
Он был дитя, когда в тесовый гроб
Его родную с пеньем уложили.
Он помнил, что над нею чёрный поп
Читал большую книгу, что кадили
И прочееи что, закрыв весь лоб
Большим платком, отец стоял в молчанье.

2-й: 5-го марта Юрий Петрович вынужден был покинуть Тарханы. Взять с собой сына Елизавета Алексеевна ему не позволила. В духовном завещании бабушка сделала наследником своего состояния, но с тем условием, что до полного совершеннолетия он будет воспитываться только ею. Капитан вынужден был уступить.
(Музыка постепенно стихает)

1-й: Шли годы. Мишель болезненно переживал разлуку с отцом. Юрий Петрович изредка приезжал в Тарханы, чтобы повидаться с сыном, но изменить ничего не мог. В день, когда будущему поэту исполнилось 17, он получил известие о скоропостижной смерти отца.

2-й: Из завещания Юрия Петровича Лермонтова: «Прошу тебя уверить свою бабушку, что я вполне отдавал ей справедливость во всех благоразумных поступках её в отношении твоего воспитания и образования и, к горести моей, должен был молчать, когда видел противное, дабы избежать неминуемого неудовольствия. Скажи ей, что несправедливости её ко мне я всегда чувствовал очень сильно и сожалел о её заблуждении, ибо, явно, она полагала видеть во мне своего врага, тогда, когда я был готов любить её всем сердцем, как мать, обожаемой мной женщины». Так завершился 1-й акт драмы.

Чтец: Ужасная судьба отца и сына:
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!
Но ты свершил свой подвиг, мой отец,
Постигнут ты желанною кончиной,
Дай бог, чтобы, как твой, спокоен был конец
Того, кто был всех мук твоих причиной!

(Звучит фрагмент прелюдии №15 Шопена)
1-й: Страницы короткой жизни М.Лермонтова «На перепутье»
Москва! Москва! Люблю тебя, как сын,
Как русский, сильно, пламенно и нежно

2-й: В 1827 году Лермонтов становится москвичом, успешно выдержав экзамены в Благородный пансион при столичном университете.
(На экране изображение дома на Малой Молчановке, где жил поэт)
Переезд в древнюю столицу принёс поэту много новых сильных впечатлений. Первые стихи, первая любовь Первые столкновения с миром зла и несправедливости.

1-й: 11 марта 1830 года Благородный пансион неожиданно посетил император. Он был один, без свиты. Во время перемены ученики всех возрастов с криком устремились из классных комнат в широкий коридор, превратив его в арену для гимнастических упражнений. На царя никто не обращал внимания. Вдруг один из воспитанников, узнав его, стал истошно приветствовать. Все сочли это выходкой, фамильярностью. Николай был взбешён. Через две недели прибыло высочайшее распоряжение пансион преобразовать в гимназию.

2-й: Это было первое столкновение поэта с царём. И первое крушение.

1-й: 16 августа 1830 года, за полгода до окончания учёбы, Лермонтов был уволен из пансиона.
В сентябре того же года учёный совет «подверг проверке знания Михаила Лермонтова и, найдя их достаточными, допустил к слушанию университетских лекций». Каким запомнили его однокурсники?

2-й: И.А.Гончаров: «Нас, первогодичных, помнится, было человек сорок. Между прочим, тут был и Лермонтов, впоследствии знаменитый поэт, тогда смуглый, сутуловатый юноша, с чёрными выразительными глазами. Он казался апатичным, говорил мало и сидел всегда опершись на локоть».

1-й: Вистенгоф: «Он садился постоянно на одном месте, отдельно от других, в углу аудитории, у окна, облокотившись по обыкновению, на один локоть, и, углубясь в чтение принесённой книги, не слушая лекцию».

2-й: А.И.Герцен: «Учились мы чему-нибудь? Могли ли научиться? Полагаю, что да. Преподавание было скудное Университет, впрочем, не должен оканчивать научное воспитание Его дело – возбудить вопросы, научить спрашивать. Именно это и делали такие профессора, как Павлов, а с другой стороны – как Каченовский. Но больше лекций и профессоров развивало студентов аудитория юным столкновением, обменом мыслей, чтений».

1-й: Каким запомнился университет Лермонтову?

2-й: Святое место! Помню я, как сон,
Твои кафедры, залы, коридоры,
Твоих сынов заносчивые споры
О боге, о вселенной

1-й: «Святое место». Но на экзамене, продемонстрировав начитанность сверх программы, он неожиданно вступил в пререкание с экзаменатором, недовольным его пренебрежительным отношением к основному лекционному материалу. И после объяснения с администрацией в списке студентов против фамилии Лермонтов – появилась угрожающая запись: «Посоветовано уйти»!
(Звучит мелодия ноктюрна №13 Шопена. Его тревожные интонации оттеняют драматизм событий).

Чтец 1 Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?

Чтец 2 Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье все готовы,
Никто не хочет грусть делить

Чтец 3 ищу спокойствие напрасно,
Гоним повсюду мыслию одной.
Гляжу назад – прошедшее ужасно,
Гляжу вперёд – там нет души родной!
(Звучит ноктюрн №13 Шопена)

1-й: И вот – новый поворот в судьбе поэта! Лермонтов уезжает в Петербург, надеясь завершить образование в тамошнем университете.

2-й: Из письма, посланного с дороги: «Я обретаюсь в ужасной тоске. Извозчик едет тихо, дорога пряма, как палка, на квартире вонь, и перо довольно прескверное»

1-й: И вот – Петербург
Увы! Как скучен этот город
С его туманом и водой!
Куда ни глянешь- красный ворот,
Как шиш, торчит перед тобой.
Нет милых сплетен, всё сурово,
Закон сидит на лбу людей.
Всё удивительно и ново –
И нет непошлых новостей!

2-й: По приезде, однако, выяснилось, что Лермонтов не сможет учиться в Петербургском университете, т. е. устав университета «дозволял перевод не иначе как с условием, чтобы проситель начал сызнова», т. е. выдержал вступительный экзамен! Лермонтов оказался на перепутье

1-й: А. С. Пушкин писал в «Пророке»: «И шестикрылый Серафим на перепутье мне явился».

2-й: Но к Лермонтову явился не небесный посланец, а родственник и друг Алексей Столыпин, тот самый «Монго» (На экране портрет), который избрал для себя военную карьеру. Он был моложе Лермонтова, но его советы действовали неотвратимо.
Жребий был брошен: Лермонтов поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров

1-й: Что значит учиться в школе подпрапорщиков?
Прежде всего, надо было полностью изменить уклад жизни.

2-й: Как можно глубже спрятать свои «учёные наклонности».

1-й: Как можно лучше подогнать к своей невоенной внешности мундир и постараться стать настоящим гусаром, бесшабашным, пьющим, свято чтящим традиции своего полка, вплоть до самых нелепых и глупых.

2й: Итак, подчиняясь выбору, Лермонтов сумел переломить себя.

1-й: Из воспоминаний поэтессы Евдокии Растопчиной: «Его жизнь и вкусы приняли другой характер, насмешливый, едкий, ловкий. Проказы, шалости, шутки всякого рода сделались его любимым занятием. Вместе с тем полный ума, самого блестящего в разговоре, богатый, независимый, он сделался душою общества молодых людей высшего круга, он был запевалой в беседах, удовольствиях, кутежах». Чем не лихой юнкер?!

2-й: Но были не только «шалости» и «шутки». Были и стихи. Стихи, от которых он не смог отказаться. Только писать их надо было тайком. Писать и прятать.

(Звучит ноктюрн №1 Шопена. Чтецы: «Нет, я не Байрон», «Белеет парус одинокий», «Желанье», «Отворите мне темницу», «Зачем я не птица, не ворон степной», «Юнкерская молитва». Можно некоторые из них спеть).

1-й: Перевернём ещё одну страницу короткой жизни поэта. «Любовь и свет».

2-й: В школе гвардейских подпрапорщиков Лермонтов проведёт два года и назовёт их «страшными». За то, что внешне придётся стать таким, как все. За то, что придётся надеть на себя маску легкомысленного и немного циничного горбуна Маешки. И ещё за многое.
Единственной отрадой во всех его превращениях будут стихи и воспоминания о своей первой – последней любви.
(Звучит соната №1 Моцарта)

1-й: Из воспоминаний Акима Гирея: «Будучи студентом, он был страстно влюблён в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Варвару Александровну Лопухину. Это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. Как теперь помню её ласковый взгляд и светлую улыбку. (На экране портрет). Эту любовь Лермонтов пронёс через всю жизнь.

2-й: Они познакомились весной 1831 года. Компания аристократической молодёжи собиралась ехать в Симонов монастырь ко всеношной. Уселись на длинные «линейки», запряжённые шестёркой лошадей и покатились вверх по Арбату весёлым караваном. Случайно Лермонтов в этой поездке оказался рядом с Варенькой Лопухиной

1-й: С наступлением лета Лопухины поехали погостить в подмосковное имение к Столыпиным. Сюда же приехала и Елизавета Алексеевна Арсеньева с внуком. Уединённые прогулки в аллеях средневекового парка сблизили Вареньку с юным Лермонтовым. (Музыка стихает)

2-й: А летом того года они расстались. Лермонтов уезжал в Петербург. Словно предчувствуя, что они расстаются навсегда, что в будущем судьба подарит им всего лишь несколько коротких встреч, Варенька тяжело переживала предстоящую разлуку. Она призналась Лермонтову в любви, обещала ждать его возвращения.
(Пара учащихся танцует вальс)

1-й: Чувством любви было переполнено и сердце поэта.
По приезде в Петербург он буквально засыпает письмами её старшую сестру – Марию. Но адресованные старшей сестре письма предназначались, в сущности, Вареньке. И читать их нужно, как говорят, между строк. (Звучит тихо соната №14 «Лунная» Бетховена).

2-й: (под музыку) «Мне бы хотелось задать вам небольшой вопрос, но не решаюсь написать. Коли догадываетесь – хорошо, я буду доволен, а нет, значит, если бы я и написал вопрос, вы не смогли бы на него ответить. Это такой вопрос, какой, быть может, вам и в голову не приходит» (2-е октября 1812года)

1-й: «Прощайте же, любезный друг, не говорю до свидания, потому что не надеюсь увидеть вас здесь. А между мной и милой Москвой стоят непреодолимые преграды, и, кажется, судьба с каждым днём воздвигает их всё больше Теперь я более, чем когда-либо, буду нуждаться в ваших письмах: они доставят мне величайшую радость в моём заточении; они одни могут связать моё прошлое и моё будущее, которые расходятся в разные стороны, оставляя между собой барьер из двух тяжёлых печальных лет Возьмите на себя этот скучный, но милосердный подвиг, и вы спасёте мне жизнь Я прошу у вас не любезности, а благодеяния» (15 октября 1832г.) (Музыка затихает).

2-й: В эти трудные дни образ Вареньки Лопухиной возникал перед ним не только в письмах, но и в стихах. Это была особая тема лирики Лермонтова. (Чтецы: «Она не гордой красотою» (1832), «Мы случайно сведены судьбою» (1832), «Послушай, быть может, когда мы покинем» (1832)).

1-й: И вдруг, как гром среди ясного неба: Варенька выходит замуж. Тяжело перенёс Лермонтов это известие.

2-й: В Москву полетело злое, полное язвительных намёков письмо: «Госпожа Углицкая мне также сообщила, что мадмуазель Barbe выходит замуж за господина Бахметева. Не знаю, верить ли ей, но во всяком случае, я желаю им жить в супружеском согласии до серебряной свадьбы».

1-й: За оскорбительными словами стояла боль, помноженная на обиду. Пером поэта руководил не здравый смысл, а чувство невосполнимой утраты.

2-й: Что же всё-таки произошло? Почему «Милая, умная, как день, пылкая, восторженная, поэтическая» Варенька приняла предложение немолодого, во всех отношениях «бесцветного» господина Бахметева? Предала? Разлюбила? Настояли родители?

1-й: Выходя замуж за сорокалетнего Бахметева она сразу всех освобождала: Лермонтова – от каких-либо обязательств, родных – от дальнейших забот о её судьбе, себя – от мучительных надежд на новую встречу и новое чувство. Она выходила замуж так, как уходят в монастырь.
(Портрет Лопухиной в костюме испанской монахини).

2-й: Чтобы не нарушить полудетской клятвы, чтобы остаться верной той романтической любви.

1-й: Я понял, что душа её была
Из тех, которым рано всё понятно.
Для мук и счастья, для добра и зла
В них пищи много – только невозвратно
Они идут, куда их повела случайность,
Без раскаянья, упрёков и жалобы
Им в жизни нет уроков,
Их чувствам повторяться не дано

2-й: Эти строки будут написаны позднее. А в те дни была обида, горькая, невыносимая. Пройдут ещё не один день и не один месяц, прежде чем Лермонтов сделает шаг к примирению.
Весной 1838 года он напишет письмо Марии Лопухиной и вложит в конверт стихи. Они будут обращены к её младшей сестре. В них прозвучат страстная мольба о прощении и признание в страстной вечной любви. За этими стихами последуют и другие.
(Чтецы: «Молитва» («Я, матерь божия, ныне с молитвою» (1837 г.)), «Они любили друг друга так долго и нежно» (1841 г.), отрывок «Валерика» (1841 г.).

1-й: Летом 1841 года в Пятигорске Лермонтов встретит свою кузину Екатерину Григорьевну Быховец. По свидетельству близких поэту людей, она была очень похожа на Лопухину. И даже перед самой гибелью, обращаясь к кузине, Лермонтов скажет (Чтец: «Нет, не тебя так пылко я люблю» (1841 г.)).

2-й: В.А. Лопухина – Бахметева пережила Лермонтова на 10 лет. (Её портрет). Она умерла в 1851 году, 36-ти лет от роду и похоронена в Москве в соборе Донского монастыря.

1-й: Из письма М.А.Лопухиной 18 сентября 1841 года: «Последние известия о моей сестре Бахметевой поистине печальны. Она вновь больна. Муж предлагал ехать ей в Москву – она отказалась, за границу – отказалась и заявила, что решительно не желает больше лечиться. Быть может, я ошибаюсь, но я отношу это расстройство к смерти Мишеля, поскольку эти обстоятельства так близко сходятся, что это не может не возбудить известных подозрений».
Так разрешилась ещё одна драма.
(Мелодия ноктюрна №13 Шопена)

2-й: И вот последняя страница жизни Лермонтова. «Слава и смерть».

1-й: Напрасно молился поэт: «Царь небесный! Спаси меня от куртки тесной, как от огня. От маршировки меня избавь. В парадировки меня не ставь». « Тесная куртка» цепко обхватывала стан молодого гусара, мундир сковывал движения, не давал свободно дышать. 1834 – 1836 годы. Юнкер Лермонтов, произведённый «по экзамену» в корнеты Лейб-гвардии гусарского полка, служил исправно
Неумолимо приближался январь 1837 года.
(Трагическая мелодия прелюдии №20 Шопена)

2-й: Н всю Россию прогремел злодейский выстрел: 27 января в Петербурге, за Чёрной речкой, был смертельно ранен Александр Пушкин.

1-й: И свершилось изречённое поэтом: «Восстань, пророк! И виждь, и внемли, исполнись волею моей и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей»
(Чтец: «Смерть поэта» 1837)

2-й: Лермонтовская лира зазвучала, как набат, в день народной беды.

1-й: 19 февраля 1837 года шеф Третьей его императорского величества собственной канцелярии граф Бенкендорф доложит императору о стихах Лермонтова как о чрезвычайном происшествии: «Вступление к этому сочинению дерзко, а конец – бесстыдное вольнодумство, более чем преступное».

2-й: Высочайшее повеление последовало 25 февраля 1837 года: «Корнета Лермонтова тем же чином перевести в Нижегородский драгунский полк». Тот самый Нижегородский, что стоял на Кавказе: царю не терпелось отправить дерзкого поэта под пули горцев.

1-й: К счастью, первая ссылка продолжалась недолго. Одно за другим появляются новые стихотворения. Россия внимательно прислушивалась к голосу своего певца.
(Звучит начало прелюдии №6 Шопена. Исп-ся стих-е: «Когда волнуется желтеющая нива» 1837, «Молитва» («В минуту жизни трудную» 1839, «Есть речи – значенье» 1839)

2-й: Казалось, литературная слава поэта вот-вот достигнет своего зенита. Имя Лермонтова у всех на устах, его приглашают в аристократические салоны, он в центре всеобщего внимания Внешне он доволен происходящим, но внутренне Нет, он не был счастлив.
(Портрет Лермонтова кисти Л. Пастернака. Передавая трагизм судьбы поэта, последний раз звучит ноктюрн №13 Шопена).
(Чтецы: отрывок из поэмы «Демон» от слов: «О, если б ты могла понять» до сов: «И всё на свете презирать!..», «И скучно, и грустно»).

1-й: Надвигалась катастрофа. Она разразилась 16 февраля 1840 года на балу у графини Лаваль. (Раздаются главные аккорды финала 2-й части прелюдии до диез минор С.Рахманинова).

2-й: Произошло столкновение с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом, которому показалось, что стихотворение «смерть поэта» оскорбляет достоинство французской нации. Он подошёл к Лермонтову и бросил с вызовом:

1-й: «Вы слишком пользуетесь тем, что мы в стране, где дуэль воспрещена».

2-й: Ответ был столь же недвусмысленным: «В России следуют правилам чести так же строго, как и везде. И мы меньше других позволяем оскорблять себя безнаказанно».

1-й: И снова чёрные сани, теперь уже с Лермонтовым, скользят к Чёрной речке. И снова дуэль. За ней арест и новая ссылка.

2-й: Во время ареста Лермонтова в ордонанс – гаузе произошло свидание его с В.Г.Белинским. Передавая свои впечатления, критик пишет Боткину о поэте: «Глубокий и могучий дух. Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного. О, это будет русский поэт с Ивана Великого Я с ним спорил, и мне отрадно было видеть в его рассудочном и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинства того и другого».

1-й: И вновь Лермонтов едет на Кавказ на сей раз уже в Тенгинский пехотный полк, расположенный в одном из самых опасных пунктов войны с горцами.
О чём думал поэт? (Портрет поэта. Чтец: «Тучи» 1840)

2-й: Впереди всего один год жизни. Лермонтов проведёт его в походах и сражениях. Смерть будет ходить за ним по пятам. Но он не погибнет в бою. Ещё раз бабушка добьётся для него разрешения приехать в Петербург. Как мгновение, пролетит 3-х месячный отпуск. В последний раз обнимут его друзья, провожая на Кавказ.

1-й: И снова дуэль13 июня на одном из вечеров происходят столкновение и ссора Лермонтова с майором Мартыновым, бывшим однокашником по юнкерской школе, сослуживцем Ж. Дантеса, убийцы Пушкина. Мартынова давно звали человеком свирепым. Однако до поры до времени он держался в рамках, но сорвался, понимая, что царь, в случае чего, особенно преследовать его не будет. Все знали, что двор Лермонтова не любил. 15 июля между 6 и 7 часами вечера, во время грозы у подножия горы Машук, состоялась дуэль, закончившаяся трагически.

Чтец: Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остаётся жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж Да что? Моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.

А если спросит кто-нибудь
Но, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был,
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря
И что родному краю
Поклон я посылаю

2-й: «Пистолетная пуля, попав в правый бок ниже последнего ребра пробила правое и левое лёгкое, поднимаясь вверх, вышла между пятым и шестым ребром левой стороны». Пуля прошла навылет, убив Лермонтова на месте. Разразилась гроза, дождь хлестал, а ни врача, ни коляски не было. Пошли за людьми. Комендант Ильяшенко, узнав о смерти поэта, заплакал: «Мальчишки, мальчишки, убей меня бог! Что вы наделали, кого вы убили!»

Чтец: Он был рождён для счастья, для надежд
И вдохновений мирных! – Но, безумный,
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной;
И мир не пощадил – и бог не спас!
Но до конца среди волнений трудных,
В толпе людской и средь пустынь безлюдных
В нём тихий пламень чувства не угас
Он сохранил и блеск лазурных глаз,
И звонкий детский смех, и речь живую,
И веру гордую в людей и жизнь иную.

1-й: Из письма бабушке: «Дорогая бабушка, пишу вам с того света. Когда вы получите это письмо, меня уже не будет в живых. Завтра у меня дуэль с Мартыновым, Мартышкой, черкесом с большим кинжалом. Сам виноват: не шути с дураком, нарвался на вызов. Стрелять я в него не стану, а он выстрелит и не промахнётся. Я понял по его злобному взгляду».

2-й: (Отрывок из пьесы Ю.Нагибина «Заступница»): «Мёртвый Лермонтов лежал под дождём. Много ещё чего было гадкого и глумливого: и хоронить по христианскому обычаю не хотели, и царь сказал: «Собаке собачья смерть». Но а как были наказаны повинные в гибели поэта? Вот строки из документа: «Майора Мартынова посадить в крепость на гауптвахту на три месяца и передать церковному покаянию, а князя Васильчикова и корнета Глебова простить, первого во внимание к заслугам отца, а второго из уважения к полученной им в сражении тяжёлой ране».

Чтец: Когда я стану умирать,
И, верь, тебе недолго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно золотист
Играющий на солнце лист!
Там положить вели меня,
Сияньем голубого дня,
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлёт,
Пришлёт с прохладным ветерком
И близ меня перед концом
Родной опять раздастся звук!
И стану думать я, что друг
Иль брат, склонившись надо мной,
Отёр внимательной рукой
С лица кончины хладный пот.
И что внимательно поёт
Он мне про милую страну
И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну.

1-й: А. Е. Арсеньева, узнав о гибели внука, упала, как срубленная. А когда пришла в себя, велела вынести прочь из дома, в сельскую церковь икону: «Как же я живу ещё?.. Разве я имею право жить? Ответь, Господи! Что ты всё молчишь? Зачем ты отнял у земли Лермонтова, Господи, лучшее твоё создание, твой самый драгоценный дар людям? Неужто ты так скуп, Боже? Ты не меня одну, ты всю Россию осиротил, отнял её звонкий голос. Зачем ты так мучаешь детей своих? Или сам не ведаешь, что творишь?.. Я ли не молила тебя?.. Нет у меня больше Бога, умер мой Бог!..»

2-й: Через 9 месяцев бабушке удалось перевезти тело внука из далёкой кавказской стороны в Тарханы.
(Романс Е. Шашиной на стихи Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»).

Чтец: «Выхожу один я на дорогу»

1-й: Ираклий Андроников о Лермонтове: «Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, язвительного, мечтательного, насмешливого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта бессмертного и навсегда молодого».

Чтец: Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно,
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет

2-й: Весьма вероятно, что умелая, скрытая рука жандармов сделала своё чёрное дело. Трагедия свершилась. И никто тогда не написал о Лермонтове, как Одоевский о Пушкине: «Солнце русской поэзии закатилось»
Глухо дошла в Петербург весть о смерти поэта. А между тем Лермонтов был именно солнцем русской поэзии. И после смерти Пушкина не было на Руси поэта блистательней, чем Лермонтов.

1-й: Ему шёл 27-й год. Убийство – всегда убийство, и нет для него оправдания.
Но, убивая Лермонтова, убивали не только человека – вычёркивали блестящую главу из русской национальной истории.
(Вальс Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад».












13PAGE 15


13PAGE 14115




15