Исследовательская работа на тему: Изучение экологического состояния пришкольной территории


Министерство образования республики Башкортостан
МБОУ «ШИС (П) ОО с. Арлан»


Учебно- исследовательская работа
« Изучение экологического состояния
пришкольной территории»
Выполнила: ученица 10 класса
Алсу Руководитель учитель биологии:
Камалова Расиля Шартдиновна.
с. Арлан-2016г.
Тема: « Изучение экологического состояния пришкольной территории»
Цель: активизировать внимание школьников к экологическому состоянию ближайшего окружения.
Объект исследования: экология.
Актуальность темы: выбранная нами тема актуальна, так как здоровье человека зависит от нашего отношения к окружающей среде.
Задачи исследования:
Обобщить и углубить их знания о влияние окружающей среды на здоровье человека;
2. сформировать умения и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды;
3. продолжить воспитание ответственного отношения к природе и здоровью человека;
4. мотивировать необходимость деятельности по благоустройству пришкольных участков.

Содержание
1.Введение 4
2.Основная часть
2.1 Воздействие автомобильного транспорта на экосистемы с. Арлан. 5-7
2.2 Определение запыленности воздуха . 8 3.Заключение
3.1Вывод. 9
Литература 10
Приложение 11-17

Введение
Пришкольный участок в МБОУ «ШИС (П) ОО с. Арлан» существует с 1978 года и является важным условием в формировании основ рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде. Участок является примером культуры земледелия. Местом отдыха для малышей, исследовательской работе и трудовой школой для старших.
Эмоциональное восприятие окружающего ландшафта, организация живописного фона для быта существенно поднимают общую значимость экологического воспитания. На наглядных примерах общения с природой, в процессе личного переживания практических связей с ней, в ходе природоохранной работы закрепляются определенные морально-нравственные принципы  и требования экологически целесообразного поведения человека, формируется культура его общения с окружающим миром. Участие учащихся в озеленении и цветочно-декоративном оформлении школьной территории способствовала не только  расширению знаний о рациональных и допустимых методах их использования в настоящее время и в будущем, но и усилило практическую направленность таких направлений как экологическая грамматика, здоровый образ жизни и трудовое.
Озеленение пришкольной территории вносит эстетический аспект в экологическое воспитание школьников: радует глаз разнообразием форм, сочетанием цветов и оттенков, умело подобранной композицией ароматов.
В настоящее время как никогда прежде требуется широкая экологизация всего учебно-воспитательного процесса. Учащиеся должны знать, ясно представлять строение и функционирование природы, ее основных частей, знать о взаимоотношениях между природными компонентами и поэтому существенную помощь в этом оказывает экологический отдел.
Растительность на участке представлена различными жизненными формами: деревьями, кустарниками, травами. Культурные формы растений представлены однолетними, многолетними, двулетними, как правило, овощами.
Для подкормок и удобрений участка используются органические удобрения (золу, компост, зеленые удобрения). Воздействие автомобильного транспорта на участок экосистемы с. Арлан.
Цель:
– выявление степени воздействия различных видов транспорта на фитоценоз экосистемы.
Расположение школы в с. Арлан.
Школа расположена близко к автотрассе, расстояние 900 метров.
Изменение качества окружающей среды – это угроза осуществлению биосферой своей самоочистительной функции, создание предпосылок для нарушения гармоничной связи живого организма со средой обитания.
Даже легковому автомобилю для сгорания 1 кг бензина требуется 2,5 кг кислорода. В среднем автомобиль проезжает в год 10 тыс. км и сжигает 10 т бензина, расходуя 35 т кислорода и выбрасывает в атмосферу 160 т выхлопных газов, в которых обнаружено около 200 различных веществ, в том числе 100 кг оксида углерода, 40 кг оксидов азота, 200 кг углеводородов. Если бензин этилированный, то еще и 3,5 кг ядовитого свинца. Кроме того, каждый автомобиль, стирая шины, поставляет в атмосферу 5–8 кг резиновой пыли ежегодно. Выхлопные газы автомобилей дают основную массу свинца и кадмия, при износе шин в воздух попадает цинк. Эти тяжелые металлы являются токсикатами.
По данным ВОЗ, тяжелые металлы уже сейчас занимают второе место по степени опасности, уступая пестицидам и значительно опережая такие широкоизвестные загрязнители, как диоксиды углерода и серы. Основная масса свинца и кадмия поступает в воздух с выхлопными газами автомобилей, а цинка – с продуктами износа шин. Особый вред окружающей среде наносят автомобили, технические параметры которых не соответствуют нормам.
В атмосферном воздухе тяжелые металлы присутствуют в форме органических и неорганических соединений, входящих в состав пыли и аэрозолей.
Из 12 распространенных и вредных для здоровья человека тяжелых металлов автотранспорт обычно выделяет в воздух пять: свинец, кадмий, ванадий, бериллий, хром. Основные сведения о влиянии тяжелых металлов на здоровье человека и способах поступления их в организм приведены в таблице.
Влияние некоторых тяжелых металлов на организм человека
Тяжелые металлы Пути поступления в организм Поражение органов и тканей человека
Свинец (Pb) Дыхательная и пищеварительная системы Поражение нервной ткани, нарушение памяти, распад личности
Кадмий (Cd) Дыхательная и пищеварительная системы Болезни органов дыхания, пищеварительной и нервной системы, все формы рака
Ванадий (V) Дыхательная система Аллергия, экзема, астма, заболевания крови, нарушение психики
Бериллий (Be) Дыхательная и пищеварительная система Аллергия, поражение кожи и слизистой
Хром (Cn) Дыхательная и пищеварительная система Болезни кожных покровов дыхательных путей, органов зрения, нервной системы
Автотранспорт оказывает губительное воздействие и на зеленые насаждения. У хвойных деревьев, растущих вблизи дорог, появляются характерные темные верхушечные некрозы хвои, причем наиболее чувствительной оказывается ель. У сосен уменьшается диаметр ствола, уменьшается крона, ветви истончаются и выглядят сухими.
Страдают от близости дорог, выбросов автомобилей и лиственные деревья. У них появляются точечный пятнистый некроз листьев, хлороз, омертвение краев и кончика листа, изменение формы листа и окраски, асимметрия и другие нарушения. Виновниками этого являются: этилен, действие которого приводит к хлорозу и деформации листьев, двуокись серы и окислы азота, приводящие к межжилковому и верхушечному некрозу листьев и изменению их окраски.
Материал и методика
В учебно-исследовательской работе использовались известные методики, применяемые для школьного экологического мониторинга:
методика учета движения автотранспорта и расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта;
Результаты исследования степени загрязненности атмосферы экосистемы автомобильными выбросами обрабатывались в виде таблиц, диаграмм.
Результаты исследования
Учет автотранспорта
Таблица 1
Типы
автотранспорта С 07-до 09 часов С 12-до14 часов С 17-до 19 часов Примерно за 24 часа.
Легковые автомобили 255 120 277 1200
Грузовые автомобили 58 60 68 500
Автобусы 25 10 20 100
Вывод. В утренние вечерние часы количество легковых, грузовых автомобилей и автобусов на выбранном нами участке проезжают достаточно много, а также увеличился их общий путь (в км), который эти машины прошли. Следовательно, увеличилось и количество вредных газов от них, выброшенных в атмосферу.
Учет вредных выбросов в атмосферу Таблица 2
Вид топлива в утрен. время дневное время вечернее время
бензин 845кг.О2 за 1кг бензина 475кг.О2 365 кг.О2
Результаты исследования рекреационных нагрузок на пробных площадках показали следующее:
– интенсивность движения автомобилей в утренние часы рабочего дня осталась без изменений, а в вечерние – даже снизилась;
– интенсивность движения автобусов в утренние часы рабочего дня снизились, а в вечерние несколько возросло;
– интенсивность движения грузовиков в утренние и вечерние часы рабочего дня возросла.

Определение запыленности воздуха
Изучить запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории: со стороны улицы Ленина, Крупской и в глубине зеленой зоны школы. Для этого собрать в указанных местах листья растений и приложить клеящуюся прозрачную пленку. Затем снимать пленку и той стороной. Где отпечатался контур листа вместе со слоем пыли, прикрепить её на лист белой бумаги. Сравнить степень запыленности листьев разных мест. Сделать соответствующие выводы.
Со стороны ул. Ленина расположены жилые дома и проезжают автомобили.
В утреннее время- 30 автомобилей, дневное время-25автомобилей, вечернее время 25.
Запыленность деревьев выхлопными газами.
Со стороны Крупской и автотрасса ближе, жилых домов мало, проезжают мало автомашин, но запыленности больше выхлопными газами. В утреннее время 5 автомобилей, в дневное4 автомобиля, вечернее 6.
В глубине зеленой зоны школы- это плодово- ягодный участок, запыленности выхлопными газами и пылью очень мало.

Выводы
Загрязнение воздуха, воды, почвы оказывает влияние на физиологические функции растений, их внешний облик, состояние, продолжительность жизни, генеративную сферу.
Так, вещества-токсиканты, которые адсорбируются на клеточных оболочках растений, проникают внутрь клеток, нарушают обмен веществ; в результате резко снижается фотосинтез, усиливается дыхание. Обычно признаки поражения растений токсикантами выражаются в некрозе края листа, побурении листьев и хвои, появлении уродств, отмирании. Пыль, оседающая на листья, действует как экран, снижающий доступ света и усиливающий поглощение тепловой радиации. Кроме того, возможна закупорка листьев
пылевыми частицами.
Подводя итог работы, невольно вспоминаешь слово «экология», которое означает «наука о доме, о среде обитания», но в этом «доме» у человека масса беспорядка и проблем, хотя вопросы охраны природы в решающей степени определяют будущее любого государства, любого народа не только в плане развития и совершенствования политики и экономики, но и в плане создания нормальных условий для жизни, охраны здоровья и, наконец, самой жизни на Земле. И если каждый человек будет заботиться о чистоте и красоте территории, прилегающей к его жилью, то вопрос экологии в значительной мере будет решен.
Практические рекомендации
1. Регулярно заниматься благоустройством и озеленением участков земли, на которых проживаем.
2. Регулярно организовывать проведение экологических субботников.
3. Повышать уровень экологической грамотности населения при проведении внеклассной, внешкольной работы.
4. В озеленении использовать растения, поглощающие больше вредных веществ.

Литература
1.Г.М. Григорчак , Л.Г. Наумова «Экология Башкортостана» Уфа «Китап» 1998
2. В. А.Бухвалов, Л.В. Богданова « Методы экологических исследований»
М.: ЛА Варяг, 1995

Приложение А
Рис.1 Интенсивность движения автомобилей на исследуемом участке в утренние, дневное и вечерние часы рабочего дня.
Категория 1 – легковые автомобили
Категория 2-грузовые автомобили
Категория 3 - автобусы
Приложение В
Рис.2. Запыленность воздуха на пришкольной территории
Категория 1- со стороны ул. Крупской
Категория 2- со стороны ул. Ленина
Категория 3- в глубине зеленой зоны школы

Приложение С - Фотоэкскурсия по пришкольному участку

Человек по натуре -художник. Он всюду. так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту.
М. горький


Эстетическое чувство есть основа добра и нравственности.
В.Г.Белинский


Любовь к родной стране не возможна без любви к её природе.
К. Паустовский.


Быть может. вся природа- мозаика цветов?
Быть может, вся природа – различность голосов?
К. Бальмонт


Пусть живут не в вазе и не в книжке,
Пусть растут, качаясь на ветру…..
Ж.Делиль