Ответы на вопросы викторины, посвященной 70-летию системы ПТО

Ответы на вопросы интерактивной олимпиады для студентов и школьников, посвященной 70-летию системы профтехобразования в Иркутской области

Учащейся ГБПОУ ИО Черемховского техникума
промышленной индустрии и сервиса
группы ТПП-15 Каргопольцевой Е.Е.
Руководитель: преподаватель ГБПОУ ИО ЧТПрИС
Цыкоркина Л.Н.
Вопрос 1. Когда было открыто первое в Иркутской губернии Ремесленно-воспитательное заведение имени почетного гражданина г. Иркутска Н.П.Трапезникова?
Ответ: Первым специальным ремесленным училищем в Иркутске стало Ремесленно-воспитательное заведение им. Никанора Петровича Трапезникова. Училище было открыто в 1868 году на средства иркутского купца Н.П.Трапезникова, а Устав училища был официально утвержден МНП 31 августа 1889 года. В завещании Н.П. Трапезникова указывалось, что деньги завещаны с тем, «чтобы сиропитательно-ремесленное заведение было учреждено для детей бедных горожан города Иркутска и крестьян Иркутской губернии для обучения грамотам и ремеслам»
Вопрос № 2. Как назывались школы подготовки квалифицированных рабочих для восстановления и дальнейшего развития промышленности и транспорта после Октябрьской революции и гражданской войны 1920 г.?
Ответ: Первым документом, положившим начало советской организации профтехобразования, за подписью В.И.Ленина был декрет от 9 ноября 1917 года «О создании Государственной комиссии по просвещению», в которую входил отдел технических школ и политехнического образования. 21 ноября 1917 года был создан отдел профобразования Наркомпроса. Наркомпросом были разработаны документы, определяющие задачи перестройки старой профессиональной школы и создания советской системы подготовки квалифицированных рабочих. Создание советской профессиональной школы в Иркутской губернии началось позднее, чем в европейской части России и проходило в сложной обстановке. Трудности были связаны с особенностями социально-экономического и политического развития Сибири, гражданской войной. Прослойка квалифицированных рабочих после гражданской войны была крайне мала, что порождало большие трудности в деле восстановления разрушенного народного хозяйства.
С целью решения проблемы нехватки квалифицированных рабочих кадров было решено создавать школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). 3 января 1921 года было утверждено «Положение о школах ФЗУ», 2 февраля 1921 года Главпрофобр утвердил «Положение о фабрично-заводском ученичестве». Согласно этому положению, работающие на предприятиях подростки в возрасте от 14 до 18 лет должны были обучаться в школах ФЗУ. Эти документы стали основой для создания школ профессионально-технического образования на местах.
Вопрос № 3. Возле какого села в Иркутской губернии в 43 верстах от города по Якутскому тракту находилось единственное на всю Восточную Сибирь низшее сельскохозяйственное училище?
 Ответ: 5 июня 1898г. землеустроителем господином Коновиным отведён участок земли вблизи села Оёк под строительство в Иркутской губернии сельскохозяйственной школы по распоряжению Иркутского губернского начальства.29 марта 1899г. было утверждено училище по типу низшей Ольшанской сельскохозяйственной школы. 1 сентября 1899г. в училище начались занятия. Училище находилось в 43-х верстах от города Иркутска, в 140-а верстах от пристани Качуг на реке Лене, в одной версте от выселок Жердовка. Училище давало своим воспитанникам, главным образом детям крестьян Иркутского Генерал – губернаторства, низшее практическое образование по сельскохозяйственному производству, его отраслям по разным министерствам, имеющим связь с сельским хозяйством. Курс обучения продолжался 4 года. В 1921г.- сельскохозяйственное училище было реорганизовано в Иркутский сельскохозяйственный техникум. Выпускники получали звание агронома.
Вопрос № 4. Когда открыто училище, судьба которого непрерывно связана с возникновением и развитием авиационной промышленности г. Иркутска?

Ответ: История и судьба профессионального училища № 2 связана с возникновением и развитием авиационной промышленности города Иркутска. В 1934 году при авиационном заводе № 125 была открыта школа фабрично-заводского ученичества, реорганизованная в 1940 году в Ремесленное училище № 2. С началом войны в Иркутск эвакуировался Московский авиационный завод. Тогда параллельно со строительством цехов началась и подготовка рабочих кадров для него в школе ФЗО № 4. В дальнейшем Ремесленное училище № 2 и школа ФЗО № 4 объединились, как и авиационные заводы. Вначале производственное обучение осуществлялось в цехах завода, а в 1948 году училище переехало в более удобные здания, в которых уже были созданы учебно-производственные мастерские, кабинеты по специальным и техническим дисциплинам. По тем временам училище располагало хорошей материальной базой, имея токарный цех с 26 станками и четыре слесарных цеха. Интенсивнее развивалось училище в 60-е годы, в которые шло строительство новых корпусов и реконструирование старых помещений. К началу 70-х годов здания училища приобрели современный облик.

Вопрос № 5. Назовите дату выхода первого номера журнала «Профессионально-техническое образование» и его первое название.

Ответ: В январе 1941 года вышел первый номер журнала «Производственное обучение»,( позднее переименованный в «Профессионально-техническое образование») - органа Главного управления Трудовых резервов при СНК СССР.

Вопрос № 6. Как изменилась система профтехобразования в годы Великой Отечественной войны?

Ответ: Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для всего народного образования страны. С первых дней шла мобилизация подростков в профессиональные учебные заведения. Чтобы заменить ушедших на фронт отцов и старших братьев, встать у станков, необходимо было освоить рабочие профессии.
27 июня 1941 года Главное управление трудовых резервов при СНК СССР издало приказ, который обязывал все учебные заведения, органы управления трудовыми резервами в короткие сроки перестроить работу с учетом военных нужд страны. На училища и школы ФЗО, в соответствии с требованиями военного времени, возлагалась задача подготовки возможно большего количества рабочих для военной промышленности. Менялись сроки подготовки рабочих кадров, проводились досрочные выпуски и новые наборы в течение года. Учебных классов практически не было. Шесть месяцев в мастерской, экзамен – и на предприятие, на рабочее место.
Возраст молодежи, поступающей в учебные заведения Трудовых резервов, был снижен до 14 – 16 лет. Профессиональная школа была напрямую подчинена системе государственных трудовых резервов. Добровольного набора не было, шла мобилизация учащихся. Директора предприятий, управляющие трестом, начальники строительства, на базе которых создавались училища и школы ФЗО, обязаны были обеспечить учебные заведения всем необходимым для учебно-производственного процесса, общежитием, организацией питания. Военная подготовка занимала важное место в жизни подростков. Каждый должен был уметь стрелять, бросать гранату, быть сильным и крепким. С 23 июня 1941 года ужесточалась дисциплина в учебных заведениях. Побег из школы ФЗО расценивался как преступление.
К 1943 г. сеть учебных заведений была представлена тремя типами учебных заведений: ремесленные училища, железнодорожные училища, школы ФЗО. Итого по области было 5 ремесленных училищ, 3 – железнодорожных и 10 школ ФЗО с общим контингентом учащихся на 1943 год 8100 человек.
За годы войны в Иркутской области было подготовлено 26228 квалифицированных рабочих. За пять военных лет система государственных резервов подготовила больше, чем школы ФЗУ за все довоенные пятилетки. Молодые специалисты были мобилизованы не только на предприятия Иркутской области, но и направлены на заводы Советского Союза.

Вопрос № 7. Назовите причины реформирования системы профессионального образования в Иркутской области после Великой Отечественной войны
Ответ: Перестройка системы профтехобразования на мирные рельсы началась в марте 1946 г., когда первая сессия Верховного Совета СССР обсудила и утвердила четвертый пятилетний план (1946-1950). Основная задача новой пятилетки состояла в том, чтобы восстановить пострадавшие во время войны районы, достигнуть довоенного уровня развития промышленности, сельского хозяйства и затем значительно его превзойти. Задача подготовки кадров рабочего класса через систему трудовых резервов оставалась по-прежнему государственной. Пополнение молодыми рабочими кадрами считалось одним из главных условий выполнения четвертой пятилетки. Решая проблему обновления техникой промышленности и сельского хозяйства, необходимо было готовить заблаговременно квалифицированные кадры рабочих. В первую очередь надо было привести в соответствие их подготовку с потребностями производства.
В Восточной Сибири, особенно в Красноярском крае и Иркутской области, не хватало рабочих рук. 30 сентября 1946 г. Совет Министров СССР принял Постановление «О мерах по улучшению подготовки трудовых резервов и увеличению количества рабочих, подготавливаемых в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО» . В документе, прежде всего, отмечалось, что в подготовке квалифицированных рабочих в ремесленных, железнодорожных училищах и школах фабрично-заводского обучения Министерства трудовых резервов имеются крупные недостатки. И что Министерство трудовых резервов готовит недостаточное количество квалифицированных рабочих, в особенности для угольной и горнорудной промышленности, металлургии, железнодорожного транспорта, строительства, текстильной промышленности и промышленности строительных материалов.
В постановлении указывалось, что существующая учебная и материально-техническая база ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО крайне недостаточна и не обеспечивает подготовку квалифицированных рабочих для промышленности, строительства и транспорта. Особый акцент правительство сделало на качество обучения.

Вопрос № 8. Сколько выпускников профессиональных учебных заведений Иркутской области удостоены звания Герой Советского Союза?

Ответ: Высшая степень отличия в СССР – звание «Герой Советского Союза» было установлено Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 16. 04.1934 г. Постановлением ЦИК СССР от 29 июля 1936 г. было утверждено Положение о звании Героя Советского Союза, а указом Президиума Верховного совета СССР от 1.08. 1939 г. учреждена медаль «Золотая звезда».
Звание Героя Советского Союза являлось высшей степенью отличия и присваивалось Президиумом Верховного Совета СССР за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига.
Тысячи выпускников училищ и школ ФЗО награждены орденами и медалями СССР, а 12 человек выпускников профессиональных учебных заведений Иркутской области удостоены звания Герой Советского Союза. Это:
Антипин Иван Николаевич – выпускник Иркутской школы ФЗО. Присвоено звание Героя Советского Союза в 1944 году за мужество при форсировании Днепра посмертно.

Баламуткин Григорий Васильевич – выпускник ФЗУ завода им. Куйбышева. Звание Героя Советского Союза присвоено 26 октября 1944 года.

Богашев Александр Иннокентьевич - выпускник горнопромышленного училища г. Черемхово. Звание Героя Советского Союза присвоено 13 сентября 1944 года.

Гореликов Иван Павлович - выпускник школы ФЗУ. Звание Героя Советского Союза присвоено 28 апреля 1943 года.

Давыдов Владимир Ильич – выпускник школы ФЗУ завода им. Куйбышева. Звание Героя Советского Союза присвоено 16 мая 1944 года посмертно.

Евстигнеев Александр Дмитриевич – выпускник школы ФЗО № 4 г. Усолья-Сибирского. Звание Героя Советского Союза присвоено 24 марта 1945 года.

Кузаков Степан Алексеевич – выпускник школы ФЗУ г. Киренска. Звание Героя Советского Союза присвоено 29 июня 1945 г.

Протасюк Василий Васильевич – выпускник железнодорожного училища г. Нижнеудинска. Присвоено звание Героя Советского Союза 10 апреля 1945 г.

Сгибнев Григорий Иванович - выпускник Заларинской школы механизации. Звание Героя Советского Союза присвоено 26 октября 1943 г.

Тюрнев Петр Федорович – выпускник школы ФЗУ г. Киренска. Звание Героя Советского Союза присвоено в 1965 году.

Шаманский Анатолий Федорович – выпускник школы ФЗУ завода им. Куйбышева. Присвоено звание Героя Советского Союза 10 апреля 1945 года.

Шмельков Николай Иванович – выпускник школы ФЗУ г. Нижнеудинска. Звание Героя Советского Союза присвоено 31 декабря 1936 года

Вопрос № 9. В каком году вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об утверждении почетных званий «Заслуженный мастер профессионально-технического образования», «Заслуженный учитель профессионально-технического образования»?

Ответ: 18 июля 1956 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об учреждении почетных званий «Заслуженный мастер профессионально-технического образования РСФСР», «Заслуженный учитель профессионально-технического образования РСФСР».

Вопрос № 10. Когда был создан и в каком учебном заведении находится музей истории профессионально-технического образования Иркутской области

Ответ: Музей в Иркутске, посвященный истории профессионально-технического образования в области, был основан в 1994 году при ГТУ-1(ныне ИПЛ-1 Иркутский профессиональный лицей). Основателем его была Татьяна Николаевна Коренева. Уникальное здание лицея, в котором расположен музей было построено в 1908 году по спецпроекту архитектора Р. Марфельца. В нем представлены документы, мемуары, фотографии, продукция, изготовленная учащимися системы ПТО.

Музей истории ПТО Иркутской области - единственный музей в нашем регионе в котором содержится полная информация о становлении и развитии начального профессионального образования в Иркутской области. В нем сосредоточены материалы об истории ПТО: мемуары, фотографии, продукция, изготавливаемая учащимися системы ПТО (с XIX века по настоящее время), документы учерждений ПТО (аттестаты, похвальные листы и проч.). На базе музея работает поисковый отряд, многие члены которого принимают активное участие в Всероссийских слетах ПТО.

Вопрос № 11. Какие типы училищ были определены указом Президиума Верховного совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР» 2 октября 1940 г.

Ответ: 2 октября 1940 года вышел указ Президиума Верховного совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР». В соответствии с этим указом учреждались три типа профессиональных учебных заведений: ремесленные училища (РУ), железнодорожные училища (ЖУ) и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО).
Ремесленные училища призваны были готовить металлистов, металлургов, химиков, горняков, квалифицированных рабочих водного транспорта и других отраслей народного хозяйства. Железнодорожные училища создавались для подготовки помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, бригадиров по ремонту железнодорожных путей и других профессий. В школах ФЗО планировалось готовить рабочих массовых профессий для угольной, горнорудной, металлургической, нефтяной промышленности и строительства.

Вопрос № 12. Как увековечена память выпускника Киренской школы ФЗУ, а затем РУ № 3 и ПТУ № 3 Шелковникова Владимира Ивановича?
Ответ: Владимир Иванович Шелковников родился в Бодайбинском районе в 1914 году, окончил там десять классов. В 1931 году переехал в Киренск и поступил местное ремесленное училище. С 1935 года начал работать в ремесленном училище (ныне профессиональный лицей речников N 3), с 1948-го по 1969 год был его директором. Под руководством Шелковникова В.И. учебное заведение становится подлинной кузницей кадров для Ленского речного пароходства.
Самоотверженный труд Шелковникова В.И. отмечен высокими наградами и званиями: «Отличник Министерства Речного Флота», «Отличник трудовых резервов», «Отличник профтехобразования РСФСР», многими медалями.
Киренские речники решили увековечить память бывшего директора профессионального училища, ныне ушедшего из жизни, назвав его именем сухогруз «Владимир Шелковников». В конце сентября в Киренске прошел митинг в честь присвоения сухогрузу имени местного учителя
.

Вопрос № 13. Назовите выпускников профтехучилищ Иркутской области, которые достойно представляли нашу страну на Олимпийских играх?

Ответ: Елизавета Багрянцева - серебряный призер XV Олимпийских игр (легкая атлетика),
Константин Вырупаев - Олимпийские игры 1956 и 1960 гг. (классическая борьба).
Эдуард Бурмистров – Олимпийские игры 1992 , 1994 год (санный спорт),
Александр Зубков – Олимпийские игры 1992, 2002, 2006, 2010, 2014 г. (санный спорт) и другие.

Вопрос № 14. Какое учебное заведение изображено на фотографии?

Ответ: Здание первого ремесленного училища в г. Иркутске. Ныне Профессиональный лицей № 1.

Вопрос № 15. Как вы думаете, почему сегодня в России актуально получать рабочие профессии?

Ответ: Задумываясь над вопросом, мне вспомнились строки стихотворения: «Много есть профессий нужных очень.
Выбирай, твори, дерзай, учись!
Знай, что без профессии рабочей
Трудно в жизни будет обойтись!»

Огромен выбор рабочих профессий, без которых нельзя представить жизнь современного общества. Какую бы сферу жизни мы не взяли, везде нужны умелые руки. Именно умелые, квалифицированные рабочие сейчас особенно востребованы, потому что качество жизни постоянно меняется, и то, что было хорошо несколько десятилетий назад, сейчас уже не отвечает современным требованиям. Люди привыкают жить комфортно, красиво. И для обеспечения такой жизни нужны специалисты, которые могли бы все это обеспечить. Мастера отделочно-строительных работ, сварщики, каменщики, плотники, автослесари, парикмахеры, повара-кондитеры Перечень востребованных сегодня профессий очень велик. На мой взгляд, тот, кто овладел одной или несколькими рабочими специальностями, всегда, в любые, самые кризисные времена, будет нужен обществу, сможет благополучно трудоустроиться и обеспечить себя и свою семью всеми благами.
Я выпускница профессионального училища № 9 г. Черемхово - лучшего в городе учебного заведения. Окончила его, получив профессию повара-кондитера. В этом году я решила получить еще одну профессию, уже более высокого уровня, поступив учиться по специальности «технология пищевой промышленности». Мне нравится моя профессия повара-кондитера, нравится работать с хорошими продуктами, готовить из них вкусные блюда, которые доставляют удовольствие людям. Поработав кондитером, я поняла, что мне еще многому нужно учиться, чтобы стать высокопрофессиональным специалистом, кулинаром, известной в своей профессии личностью. Общаясь со своими однокурсниками, я убедилась, что так думают многие. Ведь именно с рабочих профессий начинался путь многих самых выдающихся людей нашей страны, тех, которыми общество гордится, и на которых мы, молодое поколение равняемся.
В этом году нашей системе профтехобразования исполнилось 75 лет. Огромное количество выдающихся людей нашей страны прошло через эту замечательную школу профессионального мастерства.
Закончить ответы на вопросы интерактивной олимпиады, посвященной славному юбилею, мне хочется поэтическими строками:

«В сороковом предвоенном году
Система профтех создавалась.
В класс рабочих, на полном ходу,
Наши мальчики смело вливались.
Победили в жестокой войне,
И страну из руин поднимали.
Возвели Усть-Илимск, Братск и БАМ,
Уголек «нагора» выдавали.
И теперь можем смело сказать:
Наша жизнь не напрасно прошла!
Нам всего лишь 75,
Впереди – ждут большие дела!»
15