Рабочая программа по внеурочной деятельности Учимся быстро читать. Скорочтение в школе (для обучающихся 5-х классов)


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
имени Героя Советского Союза Сафонова Федора Матвеевичагородского округа Самара
Российская Федерация, 443041, г. Самара, ул. Красноармейская, 93-А
Тел./ факс: (846) 332-45-46; е-mail: inform 12 @mail.ru«РАССМОТРЕНО»
Протокол № 1 заседания МО учителей русского языка и литературы
от «28 »августа 2013
Руководитель МО
______С.В. Киргизова«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания
МС школы
от «28 » августа 2013 № 1
Председатель МС
________Л.И. Руденко
«УТВЕРЖДАЮ»
Приказ по школе
от «2» сентября 2013
№ 519
Директор школы
_________Е.В.ГорячеваРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
адаптированная программа внеурочной деятельности
Учимся быстро читать. Скорочтение в школе
для обучающихся 5х классов
Количество часов в год: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
Составитель:
учитель русского языка и литературы Е.В. Горячева
Самара
2013-2014 уч. год
Аннотация
В современном мире ребенку просто необходимы умения быстрого усвоения большого объема информации. Но из-за небольшого количества часов на курс «Литература» многие дети даже в 5-х классах все еще читают по слогам. На коррекцию этого и направлен соответствующий курс. Он включает в себя увеличение скорости чтения, объема памяти и угла зрения учащегося.
Данный курс необходим школьнику, освоив метод скорочтения, он сможет легко и быстро читать и запоминать любые тексты, не просто познавать новое, глубоко изучать любые дисциплины, но и получать удовольствие от этого процесса.
Окончив данный курс, обучающийся сможет воспринимать информацию в максимальном объеме за короткое время, повысит уровень своего интеллектуального развития, пополнит словарный запас, что понадобится ему в дальнейшей учебе и во время прохождения государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах.
Пояснительная записка
Важно с детских лет привить ребёнку любовь к чтению, интерес к книге и показать не только её роль в жизни человека, но и вооружить ребёнка умением читать.
Уметь читать – значит «…извлечь из мёртвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К.Д.Ушинский. – Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное».
На начальном этапе обучения основное внимание уделяется технике чтения. По мере ее совершенствования все больше места на уроках занимает работа с текстом, формирование приемов понимания прочитанного на уровне смысла. Однако, не все учащиеся в одинаковой мере овладевают навыком чтения.
Цель курса – совершенствование навыка чтения, обеспечение общего и литературного развития, подготовка квалифицированного читателя. Обязательное условие успешности самостоятельного обучения — непрерывность, регулярность занятий, полнота и систематичность выполнения всех упражнений. Девять месяцев занимает цикл тренировок. Период занятий нужно спланировать так, чтобы на протяжении всего времени обучения выделять ежедневно для тренировок 30—40 мин
Задачи курса:
1. Научить скоростному чтению, т.е. сформировать у учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать программу в среднем звене школы;
2. Научить полноценно воспринимать различные виды текстов;
3. Развивать артикуляционный аппарат, орфографическую зоркость, широкое поле зрения, внимание, мышление, оперативную память;
4. Воспитывать любовь к чтению, литературе и активное отношение к читаемому, нравственную, эмоциональную и интеллектуальную культуру.
Содержание тем учебного предмета
1. Динамика чтения.
Что такое быстрое чтение. Определение понятия «Скорочтение». Объяснение эффективности данной методики. Введение. Осознанность. Понимание. Правильность чтения. Внутренняя речь. Способ чтения. Темп. Выразительность. Скорость чтения. Используемые тексты: Мифы Древней Греции
ОСОЗНАННОСТЬ. ПОНИМАНИЕ.(8 часов)
2. Осознанность, понимание.
Выразительное чтение, лексический разбор, определение начальной скорости чтения по формуле: V=(Q/T)*K
где V—скорость чтения; О—число знаков в тексте (объем); Т—время, затраченное на чтение текста (в минутах); К.—коэффициент понимания.Под знаком понимается каждая буква и цифра текста (кроме знаков препинания). В некоторых пособиях скорость чтения измеряется в словах. От одной единицы измерения к другой можно легко перейти, зная соотношение между ними.
3. Особенности традиционных методов чтения
Понятия «регрессии», «отсутствия гибкой программы чтения», «артикуляции», «малого поля зрения», «уровня организации внимания».
Изучение объема читаемого текста и бюджета времени
4. Понимание значений слов. Пять способов чтения.
Упражнение 1. Первое правило быстрого чтения: читать без регрессий.
Упражнение 2. «Созерцание зеленой точки».
Измерение скорости чтения.
5. Понимание содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями. Упражнение № 3.Лабиринт.
6. Понимание содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей.
Упражнение № 4. Чехарда
7. Понимание основного смысла всего содержания текста. Изучение объема читаемого текста и бюджета времени.
8. Глубина и уровень осознанности и понимания. Что же такое доминанта?
Упражнение 5. Зрительный образ дифференциального алгоритма чтения. Упражнение 6. Развитие смысловой догадки (антиципации)
9. Техническая сторона чтения.
Упражнение 7. Дифференциальный алгоритм чтения
ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА ЧТЕНИЯ (6 часов)
10. Способы чтения (повторение).
Упражнение 8. Чтение с одновременным выстукиванием ритма
11. Темп (скорость) чтения (повторение)
Измерение скорости чтения
12. Правильность чтения. Понятие периферического зрения.
Упражнение 9.
13-14. Правильность чтения.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ (10 часов)
15. Выразительность чтения.
16. Паузы.
17. Логические ударения.
18. Знаки препинания.
19. Интонация.
20. Чтение громкое и внятное.
21. Основные средства выразительности для отражения в чтении понимания.
22. Оценка содержания и смысла текста.
23. Причины, влекущие за собой снижения темпа чтения.
Проверка скорости чтения
См. тексты, предложенные в тематическом планировании.
24. Блок тренировочных упражнений, отработанных ранее.
УСТНЫЕ ФОРМЫ РЕЧИ (4 часа)
25. Устные формы речи.
26. Речедвижения.
27. Чтение вслух и про себя.
Упражнение 10. На концентрацию внимания.
28. Писание тесно связано с чтением, читанием.
29. Произнесения слов: орфоэпически и орфографически.
Упражнение 11. На устойчивость внимания.
30. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ (6 часов)
31. Домашнее чтение.
32. Итоговая оценка результативности чтения.
33. Проверка сформированности умений и навыков чтения.
34. Индивидуальная и фронтальная проверка.
Тематическое планирование
(34 часа)
№ Тема Количество часов Тип урока Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля Д/з*
1. Введение. ОсознанностьПониманиеПравильность чтения      
 Внутренняя речь                
Способ чтения
Темп.Выразительность                      
Скорость чтения    
Навык чтения (схема) – умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, освоить выразительное чтение, ориентируясь на знаки препинания и содержание, темп чтения
1 Урок обобщения и систематизации знаний адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальнымсамоконтроль 2. Осознанность, понимание 1 Комбинирован-ный урок соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; Работа в парах 3. Смысловая сторона чтения. Особенности традиционных методов чтения. Понятия «регрессии», «отсутствия гибкой программы чтения», «артикуляции», «малого поля зрения», «уровня организации внимания». Изучение объема читаемого текста и бюджета времени 1 Комбинирован-ный урок применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); Работа в парах 4. Понимание значений слов. Пять способов чтения. Упражнение 1. Первое правило быстрого чтения: читать без регрессий. Упражнение 2. «Созерцание зеленой точки». 1 Урок-практикум применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); Работа в парах 5. Понимание содержания каждого       из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями. Упражнение № 3.Лабиринт 1 Урок обобщения и систематизации знаний. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); Работа в парах 6. Понимание содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей. Упражнение № 4. Чехарда 1 Комбинирован-ный урок способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; Проверка техники чтения 7. Понимание основного смысла всего содержания текста. Изучение объема читаемого текста и бюджета времени. 1 Урок-практикум способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; Самоконтроль 8. Глубина и уровень осознанности и понимания. Что же такое доминанта? Упражнение 5. Зрительный образ дифференциального алгоритма чтения. Упражнение 6. Развитие смысловой догадки (антиципации) 1 Урок обобщения и систематизации знаний. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); Проверка техники чтения 9. Техническая сторона чтения. Упражнение 7. Дифференциальный алгоритм чтения 1 Комбинирован-ный урок применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); Проверка техники чтения 10. Способы чтения. Упражнение 8. Чтение с одновременным выстукиванием ритма 1 Урок-практикум способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать собственное прочтение Самоконтроль 11. Темп (скорость) чтения. Измерение скорости чтения. 1 Урок обобщения и систематизации знаний. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Проверка техники чтения 12. Правильность чтения. Понятие периферического зрения. Упражнение 9. 1 Комбинирован-ный урок • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; Проверка техники чтения 13. Правильность чтения. 1 Комбинирован-ный урок Работа в парах 14-15. Выразительность чтения. 2 Урок-практикум применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); Проверка техники чтения 16. Паузы. 1 Комбинирован-ный урок соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; Работа в парах 17. Логические ударения. 1 Урок-практикум коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Работа в парах 18. Знаки препинания. 1 Комбинирован-ный урок речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать собственное прочтение Проверка техники чтения 19. Интонация. 1 Комбинирован-ный урок коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Работа в парах 20. Чтение громкое и внятное. 1 Комбинирован-ный урок применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); Работа в парах 21. Основные средства выразительности для отражения в чтении понимания. 1 Урок обобщения и систематизации знаний. речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать собственное прочтение Самоконтроль 22. Оценка содержания и смысла текста. 1 Урок-практикум коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Проверка техники чтения 23. Причины, влекущие  за  собой снижения темпа чтения. 1 Урок обобщения и систематизации знаний. речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать собственное прочтение Самоконтроль 24. Блок тренировочных упражнений, отработанных ранее. 1 Комбинирован-ный урок коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Проверка техники чтения 25. Устные формы речи. 1 Урок-практикум применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); Работа в парах 26. Речедвижения. 1 коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Работа в парах 27. Чтение вслух и про себя. 1 Комбинирован-ный урок речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать собственное прочтение Проверка техники чтения 28. Писание тесно связано с чтением, читанием. 1 Комбинирован-ный урок коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Самоконтроль 29. Произнесения слов: орфоэпически и орфографически. 1 Комбинирован-ный урок применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 30. Общеучебный навык. 1 Урок обобщения и систематизации знаний. речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать собственное прочтение Самоконтроль 31. Домашнее чтение. 1 Урок-практикум коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Проверка техники чтения 32. Оценка результативности чтения. 1 Комбинирован-ный урок коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Самоконтроль 33. Проверка сформированности умений и навыков чтения. 1 Урок обобщения и систематизации знаний. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Проверка техники чтения 34. Индивидуальная и фронтальная проверка. 1 Комбинирован-ный урок коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Проверка техники чтения Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Основная литература
Андреев О.А. Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. Краснодар, 2011.
Дополнительная литература
Электронные ресурсы
Материально-техническое обеспечение
Ноутбук, колонки, проектор, экран, раздаточный материал.