Методика Как научить детей читать быстро и еще быстрей


Как научить детей читать
быстро и ещё быстрей
Колодезная Ирина
Ивановна
учитель начальных классов
МОУГ №1 г. Светлограда
Петровского района
Ставропольского края
Развитие ученика – основная цель обучения. Пути к этому разные. Один из самых главных – чтение, потому что литература в единстве с другими искусствами (пение, танцы) гармонирует ребенка. Нет такого учителя, который не заинтересован в том, чтобы всех детей научить читать. Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, вот уже 20 лет я ищу пути повышения качества обучения чтению. Попытки уйти от единообразия привели к поискам новых технологий обучения чтению. С одной из них я хочу вас познакомить.
Задумывались ли вы от чего зависит скорость чтения? Когда об этом спросили десятиклассников, они ответили, что скорость чтения находится в прямой зависимости от скорости движения глаз: чем быстрее глаза двигаются по строке слева направо, тем скорее происходит чтение. Однако, они ошиблись. Ученые доказали, что при чтении глаза находятся только в одном из двух состояний: остановки или движения. Восприятие текста (чтение) происходит только в момент остановки глаз. Во время движения глаз текст не воспринимается.
Глаза читающего большую часть времени находятся в покое (96 %) и лишь 4 % времени затрачивается на движение глаз. Движение глаз при чтении человек не осознает.
Но самым интересным результатом исследований чтения явился такой вывод: скорость движения глаз от одной остановки до другой и продолжительность остановки движения глаз у всех взрослых читателей почти одинакова.
Чем же объясняется, что один читает быстро, а другой медленно?
Оказывается, различной величиной поля зрения, т.е. количеством слов, воспринимаемых читателем во время одной остановки глаза и числом остановок, которые делает читатель. Тому, кто читает быстро, требуется меньше остановок (), чем тому, кто читает медленно ().
Таким образом, можно сделать вывод: быстрее читать – значит "шире глядеть", т.е. одновременно захватывать в поле зрения как можно больше слов.
Исследования ученых показали, что для повышения скорости чтения необходимо:
1) уменьшить число остановок глаз (фиксаций);
2) увеличить число слов, воспринимаемых за одну фиксацию (поле зрения).
Поле зрения можно увеличить путем упражнений, используя числовые, буквенные, картинные таблицы. Всю работу над ними можно разбить на 3 этапа. Таблицы различаются размером и количеством чисел, букв или картинок.
I этап –малое поле зрения.
II этап –поле зрения увеличивается.
III этап –поле зрения равно ширине страницы.

Размер таблиц 9 х 9 см Размер таблиц 12 х 12 см
Размер таблиц 18 х 18 см
Количество чисел, букв или картинок – 9.
Количество чисел, букв или картинок – 16.
Количество чисел, букв или картинок – 25.
.На каждом этапе работа с таблицами ведется в определенной последовательности: от простой к сложной.Можно пользоваться памяткой.
Числовые таблицы
Памятка
1. Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.
2. Старайся запомнить расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел.
3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят ее целиком.
I этап
1 7 3 1 3 8 1 9 4
5 9 6 5 9 6 6 3 8
2 8 4 7 4 2 5 7 2
II этап
1 7 11 3
5 13 6 14
9 12 15 10
2 8 16 4
5 8 10 13
2 15 7 12
14 11 16 1
6 4 13 9
15 3 11 7
1 5 16 13
8 14 4 10
9 12 2 6
4 16 13 6
14 1 8 3
7 10 5 12
2 11 15 9
16 3 7 2
5 12 14 9
15 8 4 11
1 10 13 6
III этап
1 7 11 18 3
5 13 20 16 6
9 15 17 14 10
19 21 23 25 22
2 8 12 24 4
12 21 4 13 8
1 10 17 19 2
23 16 5 15 6
7 24 22 18 25
11 20 3 14 9
22 25 7 21 11
8 2 10 3 23
17 12 16 5 18
1 15 20 9 24
19 13 4 14 6
14 18 7 24 21
22 1 10 9 6
16 5 8 20 11
23 4 25 3 15
19 13 17 12 2
15 6 16 9 14
1 8 20 24 2
18 22 10 21 12
17 11 23 5 25
7 4 13 19 3
12 21 4 13 8
1 10 17 19 2
23 16 5 15 6
7 24 24 18 25
11 20 3 14 9