Как создать презентацию к уроку


ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ И ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКУ
Презентация к уроку имеет два равноправных назначения. Первое - облегчить процесс усвоения материала учеником, создать у него целостный образ предмета или явления, которые изучают на уроке. Этого достигают с помощью представления информации в разном виде (текст, рисунки, фотографии, схемы, карты, графики, диаграммы, чертежи, анимация, видео -, аудиоматериалы). Второе - облегчить процесс подачи материала для учителя. Вместо длительного объяснения явления можно показать его фотографию, вместо рисования, черчения или решения примера на доске можно показать процесс рисования и решения на слайдах. Кроме того, один раз подготовленную презентацию можно использовать в нескольких параллельных классах, а также в течение нескольких лет преподавания.Таким образом, облегчение процесса подачи и усвоения информации - основа любой презентации. Однако создание презентации может забирать очень много времени (до нескольких дней). Чтобы облегчить и ускорить процесс создания, предлагаю типовые правила подготовки презентации к различным этапам урока комбинированного типа.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТВо время проведения организационного момента презентацию используют в основном для объявление темы урока.Тема урока должна быть размещена на отдельном слайде, написанная крупным шрифтом. Рекомендуется разместить под темой иллюстрацию, которая характеризует тему урока.
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯВо время проверки домашнего задания можно использовать один-два слайда презентации с вопросами, на которые нужно ответить ученику. Для проверки знания географической номенклатуры следует использовать соответствующую контурную карту, которая размещена на отдельном слайде.
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯВ процессе актуализации знаний необходимо повторить усвоенные учеником знания, которые являются необходимыми для изучения темы. Например, для изучения природных зон Африки необходимо знать основные типы почв на всем материке, а также растительный и животный мир. Можно разместить соответствующую таблицу или схему на слайде презентации и предложить заполнить ее устно.4. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИМотивация учебной деятельности - один из важнейших этапов урока. Мотивировать любую деятельность ученика можно с помощью разнообразных иллюстраций или фактов, которые помогут заинтересовать школьника и подтолкнуть его к учебной и познавательной деятельности.Обычно используют материал, который привлекает большее внимание ученика и иллюстрирует значение темы для дальнейшей его деятельности.Например, для того чтобы мотивировать ученика к изучению темы «Индийский океан», можно показать космический снимок островов на севере Индийского океана. Увидев такие странные объекты, дети обязательно захотят узнать, что это за объекты и как они образовались
5. УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.На этапе изучения нового материала вы можете разместить на слайдах презентации самую разнообразную информацию, которая поможет вам в проведении урока, а детям - в запоминании новой информации. Следует подавать основные термины, тезисы, факты, схемы, рисунки, фотографии, карты. Все это позволяет учащимся легче усваивать новый материал.Слайды, которые вы готовите для объяснения нового материала, являются наиболее важными, поэтому необходимо очень внимательно подойти к вопросу их создания и оформления.
Текст на слайдах на этапе изучения материала урока имеет подчиненный характер, что помогает учителю усилить смысловую нагрузку, или является самостоятельной единицей информации, которую учитель намеренно не озвучивает. Вполне естественно, когда на экране появляются определения терминов, ключевые фразы.Для старших классов можно размещать тезисный план урока. В этом случае главное не переусердствовать, не загромоздить экран текстом.Следует обращать внимание и на то, как и когда подавать материал на экран. Так же, как и наглядность, текст должен появиться в заранее продуманное учителем время. Педагог либо комментирует поданный текст, либо усиливает слайдом устную информацию.
6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Для закрепления изученного материала можно использовать слайды с вопросами, пустыми схемами, заданиями и терминами, задачами и упражнениями.
7. ИТОГИ УРОКА
Для подведения итогов урока обычно достаточно одного слайда, на котором основные выводы поданы как список или в виде таблицы или схемы.
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Для объявления домашнего задания необходимо использовать один слайд, на котором можно разместить все задания по пунктам, чтобы ученики имели возможность его записать.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
ОШИБКА 1
В презентацию не следует включать информацию о цели, задачах и типе урока. Она не нужна ни детям, ни коллегам на открытом уроке.
ОШИБКА 2
Не следует перегружать слайды текстом. Если нет необходимости, то текста на слайдах должно быть как можно меньше. Большой текст вызывает раздражение у слушателей.
ОШИБКА 3
На слайды не нужно выносить слова учителя: «вычисли, проверь, определи, докажи, совмести, отгадай», - инструкцию может дать учитель устно, если презентация предназначена для работы в классе. Исключение - тренажеры, тесты, игры для индивидуальной работы, где ребенок должен сам прочитать задание и выполнить его без помощи учителя.
ОШИБКА 4
Слишком пестрый фон с немалым количеством объектов очень сложный для восприятия детьми. Они будут вынуждены напрягать зрение, стараясь указать объекты на слайде.
В такой ситуации, если замысел требует рисованного фона, а заменить на менее пестрый нет возможности, можно сделать его менее ярким. Например, можно наложить на весь фон белый прямоугольник, сделав его полупрозрачным, и установить порядок «На задний план». Нужно стараться ограничивать себя в использовании ярких, пестрых фонов, особенно если для материала, с которым следует работать на уроке, они совершенно не важны. Лишние рисунки отвлекают от учебного материала и напрягают зрение детей.
ОШИБКА 5В презентации желательно использовать контрастные цвета.Если вы на светло-зеленом фоне напишете зеленый текст, то дети потратят много усилий, чтобы его прочитать, и в результате в конце презентации почувствуют усталость, а впечатление от презентации будет отрицательным.Нужно помнить, что во время демонстрации на большом экране контрастность презентации снижается. Чаще всего это вызвано недостаточным затмением кабинета или просто невозможностью его затемнить, потому что ученикам необходимо вести записи в тетрадях (учитель не может сделать кабинет очень темным, если на уроке предусмотрено работу с учебником и тетрадью).
ОШИБКА 6Не стоит устанавливать ко всем объектам интересные анимационные эффекты - выскакивания, вылет, ветер, бумеранг и т.д. Использование анимации затягивает урок и отнимает время (например, на использование анимаций букв, которые падают, для названия темы урока нужно втрое больше времени, чем на ее простой показ и чтение). Не рекомендуется анимировать и заголовки на слайдах в случае их изменения. Поскольку в таком случае появляется сначала чистый слайд, а затем «выползает» название, или, еще хуже, необходимо щелкать мышкой, чтобы увидеть новый заголовок. Это отнимает время и воспринимается крайне плохо. То же касается и эффектов смены слайдов и звуковых эффектов.
ОШИБКА 7Оформление шаблона не должно мешать объектам на слайде, рисунки и текст не должны сливаться с элементами оформления шаблона.
Вывод: использование готовых шаблонов оформления слайда должно быть оправданным и осторожным. Лучше всего располагать объекты на однотонном фоне, иногда его можно сделать градиентной из двух оттенков цвета.
ОШИБКА 8Плохо на слайде воспринимаются неодинаковый иллюстрированный ряд. Не рекомендуется использовать на одном слайде графические файлы разного формата, например, одновременно фотографии и рисунки. Однако это допустимо, если вы желаете отобразить разные аспекты одного и того же объекта.
ОШИБКА 9
Создавая презентацию, нужно помнить, что показывать ее вы будете в классе, где не все дети будут сидеть близко к экрану.Необходимо учитывать, что дети, которые сидят далеко, будут хуже видеть некоторые объекты на экране, а значит, снова возникает большое напряжение для зрения. Старайтесь не размещать на слайде слишком много мелкого текста и мелких рисунков. Минимальный размер шрифта для презентации - 28-й. Чем больше шрифт и объекты на слайде, тем лучше.
ОШИБКА 10Разный размер иллюстраций на слайде подсознательно может вызвать эффект ранжирования.Нужно подбирать картинки одинакового размера, иначе те, которые заметно крупнее других, первыми привлекут внимание, а остальные будут восприняты второстепенными и могут остаться незамеченными.
Следуя предложенным выше положениям, вы сможете создать качественную презентацию за короткий промежуток времени и провести эффективный мультимедийный урок