Литературная гостиная по творчеству А.С. Пушкина

МБОУ ВСОШ №5 г. Кунгур






Литературная гостиная по творчеству А.С.Пушкина





Автор- составитель:
Шавырин Сергей Николаевич
учитель русского языка
и литературы
МБОУ ВСОШ №5 г. Кунгур















Кунгур, 2016

Аудитория – 9 «А» класс.

Цель урока: обучению анализу поэтического текста, научить замечать смысловые оттенки и смысл текста.
Развивающая цель: развитие устной речи, умение и навыки наблюдения, сопоставление и сравнение.
Воспитательная цель: воспитать нравственные качества учащихся, воспитывать любовь к лирике, вызвать интерес к творчеству А.С.Пушкина.



Слайд 1

Тема урока «Литературная гостиная» А.С.Пушкин

Слайд 2
Александр Сергеевич Пушкин годы жизни 1799-1837

Слайд 3
Кратко вспомним биографию поэта.
июня 1799 года на одной из окраиных улочек Москвы у Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр Пушкин. Отец Пушкина- отставной военный был старинного рода, страстный любитель поэзии и острослов. Мать поэта – Надежда Осиповна, была внучкой знаменитого Ибрагима Ганнибала, арапа Петра Великого.

Слайд 4
Еще немного продолжаем по биографии Пушкина А.С.

В 12 лет поэта родители определили в Царскосельский Лицей.
Пушкин впервые покидал Москву, детство кончилось. Впереди- Лицей, учеба, друзья, Петербург, ссылка на юг и в Михайловское, и стихи, стихи, стихи
Одним из дорогих людей для Пушкина была его, Арина Родионовна Матвеева, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ и вынянчившая их детей.
«Она единственная моя подруга – и с ней только мне не скучно», - писал Пушкин. В ссылке, в Михайловском, она была рядом.


Слайд 5.
Смотрим родителей Александра Сергеевича Пушкина и его няню.

Слайд 6

Давайте вспомним произведения Пушкина.
( отвечают учащиеся)

К свободолюбивой лирике Пушкина можно отнести
Во время Петербургского периода 1817-1819 такие произведения как: ода «Вольность», сказки «Ура! В Россию скачет», «К Чаадаеву», «Деревня».
Во время Южной ссылки 1822-1823 – «Узник», «Кто, волны, вас остановил», «К морю», «Свободы сеятель», «Птичка».
1824-1826- ссылка в Михайловское – «Стансы», «В надежде славы и добра».
1827-1828 – «Арион», «Друзьям», «Анчар», «Во глубине сибирских руд».

Слайд 7
Ведущей темой лирики Пушкина является тема свободы. Поскольку для поэта «свобода» - понятие основополагающее, то эта тема видится своеобразным стержнем, проходящим через все творчество поэта. Свобода рассматривается как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской поэзии. Данная тема включает в себя ряд мотивов, которые и раскрывают ее широту.

Слайд 8
Первые вольнолюбивые стихи написаны под влиянием Тургенева ( такие как: ода «Вольность», «Деревня»). Именно в Петербурге Пушкин сблизился почти со всеми видными деятелями Петербургской ячейки Союза благоденствия - ими были Федор Глинко, Михаил Лунин, Никита Муравьев. Особенно поэт сближается с Н. И.Тургеневым, непримиримым врагом крепостного права.

Слайд 9

Давайте рассмотрим особенности вольнолюбивой лирики петербургского периода.

Вольнолюбивая лирика петербургского периода была близка по высказанным в стихах идеям мировоззрения декабристов: отмена крепостного права, создание конституции, которая гарантировала бы свободу народа от деспотизма

Слайд 10
Сейчас мы вспомним стихотворения Александра Сергеевича Пушкина. И некоторые из них мы сейчас послушаем
Учащиеся рассказывают стихотворения.
Ученик 1
Ученик 2
Ученик 3
Ученик 4

Слайд 11

Мы только что прослушали выразительное чтение стихов, давайте же сейчас я немного проанализирую эти стихотворения. Вы внимательно слушайте, потому что в конце урока мы подведем итог и проведем игру вопрос- ответ, чтоб закрепить урок.

Стихотворение «К Чаадаеву»
Пушкин в стихотворении «К Чаадаеву» выражает, в первую очередь, идеи декабристов. Здесь речь идет о политической свободе, о крушении власти, нарушающей законы (И на обломках самовластья...). Пушкин представляет себя и друзей-декабристов борцами за свободу всего российского народа.
По жанру это стихотворение – послание, обращенное к другу поэта, «товарищу» по делу освобождения,- Чаадаеву, и в этом послании слышны политические нотки: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, «отчизне посвятим Души прекрасные порывы»
Все мечты и надежды Пушкина связаны теперь с передовой молодежью России, которую он призывает «отчизне посвятить души прекрасные порывы»
Понимание свободы связано с жизнью сердца, с представлением о чести, долге, с прекрасными порывами «нетерпеливой» души. Образ России связан с надеждой прекрасного будущего, она как спящий богатырь, который воспрянет ото сна.


Cлайд 12

Стихотворение «Анчар»
Главная идея свободы - отрицание всякой власти над человеком, хоть политической, хоть духовной. Ярким примером здесь служит стихотворение Анчар, посвященное дереву яда, которое сеет вокруг смерть. Этот яд действует на людей только после осуществления ими своей власти. И тогда погибают все, в том числе сам владыка - яду не щадит никого, если вы его коснулись 
(И умер бедный раб у ног непобедимого владыки).
«Анчар» - сюжетная зарисовка, основанная на легенде, с философской проблематикой, которой соответствует жанр притчи. Композиция состоит на основе антитезы. Сюжетная зарисовка – произведение, построенное на смене фабульных событий, переживаний лирического героя. Фабула – фактическая сторона повествования, состояния в их причинно-хронологической последовательности.
Главная тема «Анчар» - мировое зло, которое рассматривается, как с философской, так и социальной точки зрения. Его символ «древо смерти» - анчар. C ним соотносится философская проблема жизни и смерти.
Поэт обращается в этом стихотворении к важнейшей теме – теме свободы и тирании, но раскрывает ее в общефилософском плане. Пушкин Александр Сергеевич представляет свой взгляд на ту систему, где существует неограниченная власть одного человека над другим. Поэт видит в самой ее сущности источник зла и раскрывает эту важную идею всем ходом стихотворения. Так поэт выражает важнейшую идею стихотворения: зло порождает зло.

Слайд 13
Далее стихотворение «Бесы»
Как всякое лирическое стихотворение великого поэта, «Бесы» - произведение многоплановое.
Во-первых, это рассказ, передающий душевное томление, тревогу, страх заблудившихся в снежной вьюге, потерявших дорогу путников – лирического героя и ямщика.
Но вспомним, что это произведение было написано болдинской осенью 1830 года, когда сам поэт стоял на пороге нового этапа жизни. После скитаний, одиночества он мечтает о семейном счастье и душевном покое. Но мрачные предчувствия, мучительные раздумья не оставляют его.
Автор думал не только о личном счастье, о своем месте в жизни. Он размышлял о путях современной ему России, о ее будущем.
Стихотворение написано в Болдино в 1830 году, Жанрово можно отнести к лирической балладе и философской лирике. В рассказе путника раскрывается фольклорный мотив произведения, в центре повествования – поездка в метель, которая сопровождается появление бесов, домовых и других мифических существ. Основа произведения – мифический сюжет.
Образ бесов аллегоричен, он символизирует тех, в чьих руках сосредоточена власть над Россией. А путник, блуждающий в метели, - русский народ, которому мешают найти дорогу к благополучию, свободе и счастью. Произведение можно трактовать с двух позиций политической и философской
Хочу пояснить политическую и философскую позицию
Политическая напрямую связана с проблемой крепостного права. Русский народ не может добраться до счастья и свободы, так как «бесы», то есть власть имущие, не хотят отказываться от бесплатной рабочей силы и не желают дать людям свободу, которая может отрицательно сказаться на их положении. «Бесы» - правительство России, которое морочит, запутывает, унижает и запугивает простых людей.
C философской точки зрения - заблудившимися путниками может быть любой человек. А «Бесами» - его собственные страсти и пороки, которые мешают ему найти путь к своей цели.
Слайд 14
В стихотворении «Я вас любил» автор не передает свои мысли через картины природы или какого-нибудь сюжета. Лирический герой открыто говорит о своих чувствах. Неразделенная, но все равно глубокая и нежная любовь окрашена легкой грустью и заботой о женщине. Читатель видит трепетное желание поэта оградить любимую от тревог и печалей. Лирический герой желает, чтобы избранник его возлюбленной был столь же честен в своих чувствах. Возможно, в этих словах скрыта грустная ирония Пушкина. Поэт намекает, что так же «искренно» полюбить героиню не сможет никто.
Большую выразительность стихотворению придают внутренние рифмы: «безмолвно, безнадежно», «то робостью, то ревностью». Строгий ритмический рисунок «нарушает» только анафора «Я вас любил». Но этот повтор нисколько не влияет на красивое звучание стихотворения, а лишь выделяет его главную мысль.
В лирической миниатюре Пушкин мастерски использовал инверсию: «быть может», «в душе моей», «печалить вас», «любимой быть». С ее помощью легче постичь особую глубину чувств героя. В качестве метафоры выступает вся первая строфа, в которой говорится о любви. Она «угасла не совсем», «больше не тревожит». Фразеологический оборот «дай вам Бог» дополняет палитру художественных средств стихотворения.
Основную смысловую нагрузку в произведении несут глаголы: «любил», «угасла», «печалить», «тревожит», «быть». С их помощью выстраивается логическая цепочка всего повествования – история неразделенной любви. Эпитеты выступают в форме наречий: «безмолвно», «безнадежно», «искренно», «нежно»..
Жанр лирического стихотворения требует от поэта краткости, обуславливает компактность и в то же время емкость в способах передачи мысли, особые изобразительные средства, повышенную точность слова.
«Слов немного, но они так точны, что обозначают все», – восхитился этим вечным памятником любви [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Cлайд 15
Закрепляем наш урок по пройденной теме.
1-В каком году родился А.С.Пушкин 1.1970 2.1977 3.1799

2-Как звали няню А.С.Пушкина
1.Наталья Родионовна 2.Арина Родионовна 3.Маргарита Сергеевна

3 -Назовите жанр стихотворения «Вольность».
1- мадригал           3- стансы
2- баллада 4- ода

4-Назовите направления лирики Пушкина. Патриотическая Свободолюбивая, Любовная Поэт и поэзия О природе Тема дружбы Философская
5- Как звали жену А.С. Пушкина?
Наталья Николаевна Гончарова 6- Назовите стихи, относящиеся к свободолюбивой лирике «Вольность» (1817),  «К Чаадаеву» (1818),  «Деревня» (1819),  «Кинжал» (1821),  «Узник» (1822),  «Птичка» (1823),  «Арион» (1827),  «Анчар» (1828)

7-Назовите центральный образ стихотворения «Анчар» Дерево Анчар. 8-.Какую роль в стихотворении «Анчар» играют глаголы и деепричастия?
Передают движение смертоносного яда 9-Какой прием использован в строчках: «князь» – «раб»; «послал» – «потек»; «непобедимый, властный» - «послушный, бедный»?  Антитеза.
10-Для чего использовали яд дерева анчар? Им пользовались для отравления наконечников стрел.


11-К кому обращался Пушкин с восклицанием?

Товарищ, верь: взойдёт
она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Батюшкову
Чаадаеву
Пущину
Дельвигу



12-Кто стоит « в пустыне чахлой и скупой, на почве, зноем раскаленной»
1- Онегин
2-ангел
3-анчар
4- пророк

13-К кому обращался автор со словами:
«Прощай, свободная стихия!»
1-к ветру
2- к огню
3- к морю
4- к морозу

14-Какие эпитеты выступают в форме наречий в стихотворении «Я вас любил» ? «безмолвно», «безнадежно», «искренно», «нежно»


Подводим итог урока




Заголовок 1 Заголовок 215