Внеклассное занятие к юбилею Есенина Певец страны березового ситца

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Оренбургской области



Внеклассное занятие
к 120-летию со Дня рождения С.А. Есенина

«Певец страны березового ситца»
9,11 классы
Подготовила и провела
Крутоголова Л.Н.
02.09.2015.





Внеклассное занятие
к 120-летию со Дня рождения С.А. Есенина.
9-11 классы

1. Звучит песня на слова А.Дементьева “У Есенина - день рождения”.

2. Вступительное слово учителя.

3 октября исполняется 120 лет со Дня рождения С.А. Есенина, великого русского поэта. Бурной и печальной была судьба Есенина. Яркая и беспокойная жизнь во многом способствовала неимоверной популярности его стихов. Поэзия Есенина - это чистота души, искренность, доброта, любовь,любовь к природе, земле, матери, Родине.
Очень короткую жизнь (всего 30 лет) прожил Есенин, но наследие его очень велико.
Многие из вас подготовили к сегодняшнему мероприятию предложенные учителем задания: презентация по биографии Есенина, виртуальная экскурсия по есенинским местам, стихотворения и песни на слова Есенина.

3. Презентация по биографии Есенина (показ слайдов и рассказ о жизни поэта)

4. Виртуальная экскурсия по есенинским местам (в роли экскурсовода выступает учащийся)

5. Прослушивание аудиозаписи – чтение Сергеем Есениным своего стихотворения «Я покинул родимый дом»

6. Чтение стихотворений учащимися.
«Осень»,
«Разбуди меня завтра рано»
«Заметался пожар голубой»
«Я помню любимая, помню»
«Ты меня не любишь»
«Дай, Джим, на счастье лапу мне»
«Я положил к твоей постели»
«Не жалею, не зову, не плачу»



Сам Есенин напишет позже в автобиографии: “Стихи начал слагать рано. Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохим концом мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам”. Мать поэта была замечательной песенницей. Есенин любил русские песни, заставлял петь всех, приходивших к нему. Народное творчество укрепило песенную основу лирики поэта.
Слово учителя, стихи Есенина понятны и близки нам. В воспоминаниях поэта Г.И.Иванова Есенин назван “наследником Пушкина наших дней”. Для поэзии Есенина свойственна естественность, искренность тона, исповедальная интонация, ощущение кровной связи со всем живым, благодарное принятие мира.


7. Песни, написанные на слова Есенина.
С самого рождения жизнь Сергея Есенина была связана с песнями (дед-книжник, бабушка-рассказчица, мать-певунья). “Эх, песня, песня! Есть ли что в мире чудесней?”- Сергей Есенин. Хорошая музыка не оставляла поэта равнодушным, она возбуждала его поэтический дар, вдохновляла его. “В стихах Есенина пленяет какая-то “сказанность” слов, слитость звука и значения, которая дает ощущение простоты”. Зинаида Гиппиус Посмотрим на название некоторых стихотворений Сергея Есенина, и становится очевидным его неразрывная связь с песней, с музыкой.
“Поет зима, аукает”... (1910)
“Подражание песне” (1910)
“Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха"
Прослушивание песен на стихи Есенина
«Письмо матери»
«Тихо струится река серебристая»
«Отговорила роща золотая»

8. Сообщение учащихся о литературном творчестве.
Константиново, где он родился, вовсе не деревенская глушь, а большое, чистое, утопающее в зелени село. Рядом еще более крупное селение, с шумными базарами по вторникам. Здесь можно было купить все, и книги тоже. Они были в библиотеке начального училища. В Спас-Кпепиковской шког/е Есенин хорошо изучил церковнославянский язык, что позволило ему прочитать в оригинале “Слово о полку Игореве" и полюбить его. Он знал наизусть отрывки из “Калевальт”, стихи Лермонтова и Некрасова. Никитина и Кольцова, Фета и Тютчева. Но больше всего был привязан к Гоголю и Пушкину, учился у них. Как и Пушкин, искал истоки “Песенного слова” в народном творчестве. “Это все есть у народа, - говорил Есенин. - Это только надо найти, прочитать, услышать, по-своему осмыслить". Из окон бревенчатой избушки были видны луга без конца и без края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Тишина. Простор. Красота сама собою закрадывалась в душу юного Есенина и укреплялась там беспредельной любовью к родине.
Первый образ, который рождает воображение, когда вы вступаете в поэтический мир Сергея Есенина, - это береза.
Время отложило отпечаток на все творчество поэта, отразилось на всех его взглядах. Но путеводная звезда его жизни оставалась прежней, какой он ее однажды полюбил, - это старая деревенская Русь. И вторжение в ее просторы городской цивилизации Есенин переживал болезненно. Новая деревня казалась ему чужой. В ней он видел конец истинно сельского уклада жизни: вот и назвал себя “последним поэтом деревни”. Но, несмотря на это, он не переставал повторять: “Я очень люблю Родину”. И молодому поэту советовал: “Хочешь добрый совет? Ищи Родину! Найдешь - пап. Не найдешь - все псу под хвост. Нет поэта без Родины!” А понять и принять новую Родину помогла Есенину поездка за границу. Послушайте отрывок из его письма: “Только за границей я понял все значение русской революции, спасшей мир от безнадежного мещанства”. Все, кто встречался с поэтом после его поездки, чувствовали в нем перемену. Он вернулся с осознанной тягой к новому. И это настроение передал в своих стихах. Больше всего мне нравится в нем привязанность к родному краю, желание понять новое. Есенин по-разному пытался преодолеть настроения одиночества и тоски как результат внутреннего конфликта между мечтой и реальностью. Форма преодоления были дружба с другими поэтами (например, с Клюевым), путешествия (в Европу, Америку, на Кавказ), любовь. Но самым продуктивным способом сопротивление тоске было творчество.
9. Письмо Сергею Есенину.
(Уважаемый Сергей Александрович! В честь Вашего 120-летнего юбилея я решила написать Вам это письмо. Вам интересно, как же все изменилось в нашей необъятной, могущественной России за эти долгие годы?
Конечно, изменилось многое. Широкое внедрение машин, компьютеров в жизнь человекано. Многие люди все также любят и почитают литературу, книги, стихотворения. Мы все также учим стихотворения известных поэтов: Пушкина, Фета, Бунина и Ваши, Сергей Александрович. Ваше стихотворение «Белая береза» мы все помнит с детства.
Россияне очень гордятся своими поэтами.
Если говорить в отдельности обо мне, то я очень люблю читать книги и учить стихотворения. Ведь когда мы читаем, мы обогащаемся, мы буквально расцветаем изнутри.
В заключении своего письма хочу выразить уверенность в том, что Ваша слава, любовь народа к Вашим стихотворениям не угаснет никогда. Ольшева Полина, ученица 9класса)



10. Заключительное слово учителя.
В этом имени – слово «есень» .  Осень, ясень, осенний цвет.  Что – то есть в нём от русских песен –  Поднебесье, тихие веси,  Сень берёзы и синь – рассвет.  Что – то есть в нём и от весенней,  Грусти, Юности и Чистоты  Только скажут : «Сергей Есенин» , -  Всей России встают черты (Николай Леопольдович)

11. Рефлексия ( на выбор) . Составление синквейна «Есенин»
Продолжить одну из фраз
Я узнал
Я понял, что
Меня удивило
Мне захотелось



12.Подведение итогов урока. Выставление оценок, их мотивация

Использованные ресурсы.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]