Литературно-музыкальная гостиная, посвященная жизни и творчеству М.И.Глинки


Литературно-музыкальная гостиная
Песни и романсы М.И. Глинки (обзор жизни и творчества)
Цель: пробудить интерес обучающихся к русской музыкальной культуре через творчество русского композитора М.И. Глинки(1804 – 1857).
Задачи:
- познакомить с биографией и творчеством русского композитора Михаила
Ивановича Глинки, в частности, с его романсами;
- формировать умение слушать и понимать классическую музыку;
- повышать культурный уровень обучающихся;
-расширить их музыкальный кругозор.Форма: литературно-музыкальная гостиная.
Содержание
Звучит отрывок из романса Глинки на стихи Баратынского «Не искушай меня без нужды»
-Добрый день, дорогие друзья. Я рада вас приветствовать в нашем музыкальном зале, в литературно-музыкальной гостиной, посвященной жизни и творчеству замечательного русского композитора Михаила Ивановича Глинки, а именно его романсовому творчеству. Этот композитор прожил интересную, достаточно насыщенную жизнь. М.И. Глинка по праву считается основоположником русской классической музыки. Он стал первым русским композитором мирового значения.
-Чтобы понять, почему именно Глинке еще при жизни суждено было статьпопулярным и известным композитором, не только вРоссии, но и во многих зарубежных странах: Германии, Франции,Испании, Италии, необходимо «окунуться» в мир его детства. Ведь именно в детстве он получил первые музыкальные впечатления, которые во многом определили его будущую профессию - музыканта и композитора.
-Родился М.И. Глинка в 1804 году в селе Новоспасское Смоленскойгубернии в семье помещика Ивана Николаевича Глинки. Старший брат егоумер в младенчестве, и потому родители и бабушка с тревогой смотрели нановорожденного. Бабушка Фекла Александровна, была склонна обвинять всмерти старшего своего внука, его молодых и неопытных родителей, поэтомувскоре после рождения Миши, она потребовала, чтобы он был отдан вполное ее распоряжение. Сама выбрала ему кормилицу и нянек, и следила заним, не спуская глаз. Она нежно любила его, дрожала за его здоровье ипотому почти не выпускала внука из своей всегда жарко натопленнойкомнаты.
-Став взрослым человеком, сам Глинка в шутку называл себя«мимозой» - растением, складывающим листики от неосторожногоприкосновения к нему.
-У него были нянька с «поднянькой». Поднянька Авдотья была молодаяи веселая, она знала множество сказок и рассказывала их каждый раз по-разному. А когда няня пела русские песни, мальчик готов был их слушать часами. Для будущего композитора они стали первыми музыкальнымивпечатлениями. Глубокую любовь к русской песне он пронес через всюсвою жизнь.
- За пределы бабушкиной комнаты Миша выходил редко. Летом, впраздничные дни, его брали в церковь. В церкви было жарко и душно, ноМише там нравилось: он любил слушать пение церковного хора, громкое иторжественное. Но больше всего он любил слушать колокольный звон. Им,заслушивался не только Глинка; слушать Новоспасские колокола приходиликрестьяне из далеких деревень.
- По-новому пошла Мишина жизнь после смерти бабушки. Теперь онжил в детской комнате, среди детей. Он наконец познакомился со своей младшей сестрой Поленькой, которую раньше видел очень редко. Мать Миши, оторванная от сына деспотичной любовью бабушки, теперь старалась возместить утраченные годы и обратила на сына все свое внимание и любовь.
- Летом 1812 года, когда Мише было 8 лет, неожиданные событиянарушили мирную жизнь их дома. Войска Наполеона перешли русскуюграницу без объявления войны. Численность французской армии почти втроепревосходила численность русской армии. Русские войска отступали, иродители Глинки, забрав детей, спешно уезжали в Орел. Зиму 1812-1813 гг.семья Глинки провела там.
- По возвращении обратно в Новоспасское, жизнь в нем стала болеешумной. В имении появились новые люди: учителя для Миши и Поли(младшие сестры и брат были еще малы). Детей учили французскому языку,рисованию, а молодая гувернантка Кламмер обучила будущего композитораи его сестру бойко читать ноты и разыгрывать в четыре руки модныеувертюры французских опер.
- В доме Глинки музыка звучала постоянно, устраивались вечера станцами. В концертах участвовали крепостные музыканты из Шмакова -имения родственников Глинки. Оркестр дяди Глинки (Афанасия Андреевича)мог исполнять не только танцевальную музыку, но и различные концертныепроизведения. У музыкантов оркестра Глинка научился играть на скрипке ифлейте.
- Еще одним увлечением отмечены годы детства Глинки. Один изего дальних родственников, заметив в мальчике необыкновеннуюлюбовь к рассказам о путешествиях и дальних странах, подарил ему книгу:
«История о странствиях вообще...», в ней были описания путешествийзнаменитых первооткрывателей земель: Васко де Гамы, Кука и др. С тех порчтение книг о природе и жизни далеких стран стало второй страстью будущего композитора (наряду с музыкой).
- Осенью 1817 года Глинку повезли учиться в Петербург. Здесь онпоступил в Благородный пансион при Педагогическом институте. Много дали Глинке занятия и общение с гувернером, поэтом-декабристом В.К. Кюхельбекером, который был одним из самых одаренных и образованных людей своего времени.
Музыка в это время занимает в жизни Глинки видное место. Он беретуроки музыки у лучших педагогов того времени: пианистов Джона Фильда,Майера, скрипача Франца Бема.
В 1822 году Глинка закончил Благородный пансион. Родные Глинки, даи сам будущий композитор еще не знали, что музыка станет основным деломего жизни.
Подчиняясь воле отца, Глинка поступает на должность помощникасекретаря в Главное управление путей сообщения.
- В 1825 году Глинка оказался непосредственным свидетелем Восстания декабристов: он был в тот день на Сенатской площади и слышал первые залпы картечи - начало разгрома восстания. Среди восставших были его друзья по пансиону и учитель Кюхельбекер. Глинка очень переживал за их судьбу, когда понял, что восстание разгромлено. Его даже вызывали на допрос по поводу местопребывания Кюхельбекера, которому удалось на некоторое время скрыться.
- После этих событий Глинка уезжает в Новоспасское. Здесь у неговозникает план поездки в Италию. И в апреле 1830 года он впервыеотправляется за границу. В Италии он знакомится с разнымидостопримечательностями, театрами, храмами, итальянскимикомпозиторами, их операми - так он путешествует в течение 3-х лет.
- В течение своей жизни Глинка еще много будет путешествовать, онпобывает в Германии, Польше, Франции, Испании, и снова в Италии. Онпознакомится с культурой и музыкой этих стран, жизнью и бытом людей,которые в них живут. И впечатления от увиденного и услышанного отразитв своих музыкальных произведениях. Например, идея создания истиннорусской оперы «Иван Сусанин», впервые возникла, когда композитор был заграницей.
От впечатлений пребывания в Испании и Италии, он написалсимфонические произведения «Арагонская хота» (хота - испанскийнародный танец, энергичный и темпераментный) и «Ночь в Мадриде».
Так и среди романсов Глинки есть такие, возникновение которыхсвязано с его путешествиями. Например, романс на стихи Пушкина «Яздесь, Инезилья». Он написан в духе серенады.
Как вы думаете, что такое серенада? (Ответы).
Серенада - это любовная песня, которую исполняет мужчина илимолодой человек под окном своей возлюбленной. Обычно ночью, при луне, сгитарой в руках («Серенада» дословно - вечерняя музыка).
Наверное, подобную картину видел и Глинка, будучи в Италии илиИспании. И тогда он решил написать свой вариант серенады. «Я здесь,Инезилья». (Инезилья - имя девушки, возлюбленной, той, к кому обращаются).
-Итак, мы слушаем романс, и после прослушивания вы мне ответите на вопрос: в чем еще кроме содержания по тексту проявляются в романсе черты серенады?(Звукоподражание в фортепианной партии - гитарному сопровождению: бас и два аккорда).
Звучит романс «Я здесь, Инезилья» на стихи А.С. Пушкина
М.И. Глинкой написано более 80 романсов, многие из них связаны состихами современника Глинки - А.С. Пушкина. И это неслучайно, так какГлинку по значению в русской музыке сравнивают с Пушкиным, которыйявляется основоположником русской литературы. Глинка также писалромансы на стихи Жуковского, Дельвига, Кукольника, Баратынского,Батюшкова и других поэтов.
Среди десятков романсов Глинки почти нет совсем забытых, и есть ряднеобыкновенно популярных: «Не искушай», «Сомненье», «В крови горитогонь желанья», «Венецианская ночь», «Я помню чудное мгновенье» имногие другие.
-Все очень просто в романсах Глинки, но эта простота является высшейступенью искусства, ибо здесь неразрывно слиты естественность чувства истрогая культура композиторского мастерства.
-В стихотворении Пушкина «Я помню чудное мгновенье» нашлоотражение, как известно, увлечение поэта юной очаровательной Анной Керн. - Романс «Я помню чудное мгновенье» стал автобиографическим и в жизниГлинки. Его вдохновила любовь к дочери Анны Керн, Екатерине Керн. Ихотя до Глинки уже были написаны романсы на этот пушкинский текст,только он сумел подняться в музыке до высот пушкинского стиха, вложив внее особую трепетность, нежность и любовь.
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина
- Иногда романсы Глинки возникали, по его собственному признанию, как «песни без слов». Композитору вообще был свойственен такой метод работы, даже в опере, где он нередко писал музыку раньше текста. Поэтому при всей важности текста, все же музыка в них важнее, она находится на первом плане, смысл же слов передается обобщенно.
Довольно часто у Глинки можно наблюдать выражение длящегосятомительного душевного состояния, выдержанным внутри мотива тоном, вокругкоторого сплетаются другие голоса, повторами интонаций или «опеванием».
В романсе «Жаворонок» на стихи Кукольника, таким тоном являетсязвук «си», выразительное вибрирование которого соответствует впечатлениюзвенящего над полем, высоко в небе, голоса птицы. Очень тонко, без всякогозвукоподражания, композитору удается написать фортепианный наигрыш,предшествующий задумчивой мелодии жаворонка, и в целомрождается музыкально-поэтический образ - песня надежды.
Звучит романс «Жаворонок» на стихи Кукольника
- Итак, какие же выводы можно сделать о романсовом творчестве М.И.Глинки?
-Во-первых, в романсах Глинки сочетается естественность, простота,интеллектуализм.
-Во-вторых, его романсы были нередко откликом на какие-токонкретные события, причем откликом не натуралистическим, апсихологическим.
В-третьих, музыка для Глинки и музыкальная логика развитияважнее слова.
Заслуга Глинки также в том, что в своих романсах он утвердил новыймузыкальный стиль, опирающийся на русскую песенность.
Вопросы для закрепления:
Итак, ребята, сколько же романсов написано М.И. Глинкой? (80).
На стихи каких русских поэтов он писал романсы? (Баратынский,Дельвиг, Пушкин, Кукольник).
Какой женщине Глинка посвятил свой романс «Я помню чудное мгновенье»?(Екатерине Керн).
Какие музыкальные произведения Глинки, помимо романсов вы ещезнаете? (Опера «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Арагонская хота»,«Ночь в Мадриде» и другие).
Молодцы! Можно сказать, что музыка Глинки, пройдя испытаниевременем, вот уже по прошествии почти двух веков, остается живой, популярной и любимой и музыкантами-профессионалами, и простолюбителями музыки, как в России, так и за рубежом.
- И в завершении нашей литературно-музыкальной гостиной прозвучит еще один шедевр романсовой лирики М.И. Глинки - романс на стихи А.С. Пушкина «В крови горит огонь желанья».
Звучит романс «В крови горит огонь желанья» на стихи Пушкина