Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему Слава, отважным сынам! (5 — 10 класс)

Богданова Ирина Игоревна,
учитель истории

Внеклассное мероприятие по истории для учащихся старших классов, посвященное
Дню народного единства
Тема: «Слава, отважным сынам!»

Цель: Познакомить  учащихся с историей Дня народного единства
Задачи:
Пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в РФ
Показать современную идею Дня народного единства
Воспитывать уважение к русским национальным героям
Развивать у учащихся патриотические чувства, чувства единения многонациональной страны

Оформление: тема мероприятия, государственная символика РФ, изображение памятника Минину и Пожарскому, эпиграфы
1 эпиграф.
Пусть ведают потомки православных
Земли родной народную судьбу,
Своих мужей великих поминают
За их геройство, славу, доброту.
2 эпиграф.
Единство – возвестил оракул наших дней, -
Быть может спаяно железом лишь и кровью!
Но мы попробуем спаять его любовью.
А там увидим, что прочней. (Тютчев Ф.)

Оборудование: компьютер, презентация PowerPoint, музыкальные фонограммы.

Ход мероприятия:
Слайд 1.

Учащиеся:
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА (Слайд 2) С историей не спорят, С историей живут, Она объединяет На подвиг и на труд Едино государство, Когда един народ, Когда великой силой Он движется вперед. Врага он побеждает, Объединившись в бой, И Русь освобождает, И жертвует собой. Во славу тех героев Живем одной судьбой, Сегодня День единства Мы празднуем с тобой!
Ведущий 1:   Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя неё они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи. В каждой стране есть государственные праздники, которые связаны с важными страницами исторического прошлого. В нашей стране тоже есть такие: (Слайд 3)
9 Мая – День Победы, 12 июня – День России, 4 ноября – День народного Единства.
Россия-мать, тебе хвала, В веках ты видела немало. Когда б ты говорить могла, Ты многое бы рассказала. (Слайд 3)

Ведущий 2: Сегодня мы поговорим о государственном празднике России – Дне Народного Единства. Этот праздник вошёл в нашу жизнь с 2005 года. (Слайд 4). Однако если разобраться, то праздник этот не такой уж и новый. С 17 века - это день почитания чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, а также день освобождения Москвы и России войсками Минина и Пожарского от польской интервенции.
Ведущий 1: В этот день Россия прославляет доблестное русское ополчение, спасшее Отчизну и веру православную в тяжкую годину Смутного времени.
( Слайд 5)
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века! Слайд 5)
Ведущий 2: Родина и Единство... Глубокий смысл заложен в этом празднике. (Слайд 6). Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена вражды, хаоса. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Эти времена назывались у нас смутными, а еще кровавыми.
Ведущий 1: Об одной из таких страниц истории - и пойдёт наш сегодняшний рассказ. Итак, обо всем по порядку, перенесемся на 400 лет назад(Слайд 7)
Ушли в историю года, Цари менялись и народы, Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда!
Ведущий 2: (Слайд 8). После смерти царя Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер, средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, - неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия: Годунов Борис Фёдорович! (Слайд 9)
Ведущий 1: Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает!
И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой. (Слайд 10)
Ведущий 2: Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! (Слайд 11). Получив помощь от поляков, Лжедмитрий двинулся на Москву. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Престол перешел к его сыну Федору. Через несколько месяцев в Москве начался бунт, и Федор вместе с матерью были убиты.
Ведущий 1: (Слайд 12). Лжедмитрий торжественно вошел в Кремль и вскоре венчался на царство. При нем ведущие государственные должности получили поляки, и это вызвало недовольство москвичей. В результате заговора во главе с князем Василием Шуйским бояре перебили поляк, и Лжедмитрий I был тоже убит. На престол вступил боярский царь Василий Шуйский. (слайд 13)
Ведущий 2: Шуйский сразу же столкнулся с множеством проблем (слайд 14). К Москве подошел новый самозванец-Лжедмитрий II. Вместе с поляками он встал лагерем в Тушино и попытался создать свои органы власти. Шуйский вынужден был обратиться за помощью к шведам, но они вышли из под контроля и начали грабить страну (слайд 15)
Ведущий 1: Летом 1610 г. группа бояр и дворян заставила В. И. Шуйского отречься от престола и постричься в монахи (слайд 16). Власть перешла в руки "семибоярщины". (Слайд 17). Бояре пригласили на царство польского королевича Владислава и в сентябре тайно впустили польские отряды в Москву. Захватчики дочиста обирали население, сжигали города и села, зверски убивали или угоняли в плен жителей. (слайд 18)
Ведущий 2: Страну рвали на куски. На Севере хозяйничают шведы, в Москве – поляки. (слайд 19). Речь шла о сохранении национальной самобытности и независимости. Осознание этого факта привело к пробуждению русского народа. Он поднялся на борьбу за освобождение Отечества. Первое ополчение против интервентов возглавил Прокопий Ляпунов, но был убит. (слайд 20). Ополчение распалось. К этому времени шведы захватили Новгород, а поляки – Смоленск. Польский король объявил, что Россия войдет в Речь Посполитую, а он сам станет русским царем. (Слайд 21)
Ведущий 1: 1 октября 1611 года на базарной площади Нижнего Новгорода по призыву старосты Минина собрались тысячи нижегородцев и жителей, окрестных сел. (слайд 22). Он зовёт их в новое ополчение: «Встанем же единомысленно всем миром и навалимся громадой на врагов!» Увлечённые его речью, люди жертвуют на общее дело деньги, кольца, серьги, дорогие меха, оружие и одежду (слайд 23)
Ведущий 2: Здесь же, на площади, избрали воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского. Минин и Пожарский обратились с грамотами ко всем городам русским. Они призывали объединиться в борьбе за освобождение родной земли от чужеземцев. (Слайд 24)
Ведущий 1: Ополчение выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля 1612 года. (Слайд 25). По дороге в него вливались новые отряды. В Ярославле задержались почти на четыре месяца, чтобы накопить силы. Отсюда Минин и Пожарский продолжали звать русских на борьбу, отсюда ходили освобождать от захватчиков русские города и села. (Слайд 26)
Ведущий 2: 22 октября, на день обретения иконы Казанской Богоматери, сопровождавшей ополчение, войска штурмом взяли Китай-город, а 26 октября (4 ноября) интервенты открыли ворота Кремля и сдались.(слайд 27)
Народное ополчение торжественно, под звон колоколов, вступило в кремль. (слайд 28). Впереди на конях ехали вдохновители и организаторы ополчения Минин и Пожарский, за ними шли отряды бойцов с развевающимися знамёнами. Ликующие толпы приветствовали победителей. Наш народ спас свою родину, спас веру и государственность.
Ведущий 1: (Слайд 29). В 1613 году на Земском соборе был избран новый царь. Им стал Михаил Федорович Романов.
В память столь чудесного заступничества царь повелел дважды в год (8 июля и 22 октября) праздновать и устраивать крестный ход с иконой Казанской Богоматери. (слайд 30). На средства Дмитрия Пожарского для чудотворной иконы Божией матери был построен Казанский собор на Красной площади. (Слайд 31) Так два праздника на Руси слились в один. (Слайд 32)
Ведущий 2: В 1818 году на Красной площади был установлен памятник Минину и Пожарскому. (Слайд 33). Это первый памятник в Москве, поставленный не в честь государя, а в честь народных героев. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.
Ведущий 1: Ополчение Минина и Пожарского – яркий пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил народ. Это испытание помогло России осознать свое национальное единство и оценить те силы, которыми она располагала, чтобы защитить его. (Слайд 34)
Ведущий 2: Подобное неоднократно будет повторяться в русской истории. Простые русские люди, понявшие, что стране угрожает смертельный враг, самоотверженно встают на её защиту.
(Слайд 35). Символом верности Родине служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов. Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам. В Костроме установлен памятник Сусанину.
Звучит финал оперы «Иван Сусанин» со знаменитым хором «Славься!» и звоном колоколов)
Ведущий 1: (Слайд 36)
Россия, ты – великая держава, Твои просторы бесконечно велики. На все века себя ты увенчала славой. И нет другого у тебя пути.
Учащиеся:
В День единства будем рядом, Будем вместе навсегда, Все народности России В дальних селах, городах! Вместе жить, работать, строить, Сеять хлеб, растить детей, Созидать, любить и спорить, Охранять покой людей, Предков чтить, дела их помнить, Войн, конфликтов избегать, Чтобы счастьем жизнь наполнить, Чтоб под мирным небом спать!


Викторина (Слайд 37)
Учитель. Любить свою Родину – это значит знать ее историю, культуру, традиции.
И сегодня мы увидим, насколько глубоки ваши познания.
-В качестве разминки предлагаю расшифровать пословицы о Родине.

АЛИМ ИТСЕРОГ В И
ЯЛМЕЗ ЯОВС. (Своя земля и в горести мила)


Без не растет
корня и полынь. (Без корня и полынь не растёт)

Учитель. Молодцы. Пословицы вы знаете о Родине. А вот сможете ли вы объединить свои усилия, чтобы ответить на следующий вопрос.

-Кем и когда был установлен День народного единства?
М.Горбачевым (1991)
Б.Ельциным (1998)
В.Путиным (2005)
Д.Медведевым (2008)

( Отвечает тот, кто раньше поднимет руку).

День народного единства как государственный праздник был установлен в 2005 году В.В. Путиным.
Внимание. Вопрос.
-Какая историческая дата имеет отношение ко дню народного единства?
1242 1380 1612 1812 1941

Учитель. А теперь внимание на экран. Перед вами портрет царя Федора Иоановича.
-Почему начало Смуты связано с уходом из жизни Царя Федора Иоановича?
С его смертью пресеклась не только династия Рюриковичей, но кончилась целая эпоха, когда на престол восходили «прирожденные государи».
-Какие враги были у России в «смутное время»?
Поляки и шведы
-Какой город стал центром народного ополчения?
Центром народного ополчения стал Нижний Новгород.

-Кто изображен на этом памятнике? Где он находится?
На памятнике изображены руководители народного ополчения Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Памятник находится в Москве на Красной площади.

-Какая сабля принадлежала Минину, а какая Пожарскому? Почему вы так думаете?
Пожарский князь, поэтому его сабля богаче отделана, а Минин- простой человек, и у него она простая.
-С именем, какого русского царя связано окончание Смутного времени?
В 1613 г. был провозглашён на царство Михаил Романов
- Перед вами отрывок из поэмы К.Рылеева. О ком идёт речь? Кто и какой подвиг совершил?
“Не страшен ваш гнев Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело. И радостно гибнет за правое дело. Ни казни, ни смерти и я не боюсь: Не дрогнув, умру за царя и за Русь”.
-Какая икона была прислана в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков? 1. Икона Христа Спасителя 2. Икона Казанской Божьей Матери 4. Икона Святой Троицы
-Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?
День народного единства
Давайте же всегда помнить, что мы, россияне, - единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим. Давайте трудиться сообща во имя благополучия нашей Родины. Нас всех объединяет Россия, и пусть наша любовь к Отечеству служит общему благу!
 









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615






15