Урок духовности (по сказке Г.Х.Андерсена Ангел для обучающихся 5-6 классов)


4053840-272415Урок духовности
По сказке Г. – Х. Андерсена «Ангел»
для обучающихся 5 – 6 классов.
Цель урока: показать особенности мировоззрения писателя – христианина; способствовать формированию у детей христианского отношения к близким людям и миру.
Оформление: книжная выставка «Сказочный мир Андерсена»;
портрет писателя;
выставка детских рисунков по сказкам Андерсена;
цветы.
При слове «Андерсен» на душе теплеет, потому что пером этого писателя водила огромная любовь к людям, ко всему живому и неживому, к Богу, ко всем своим персонажам. Стоит только произнести это имя, и на душе становится тепло. Фантазер и мечтатель, мастер слова и добряк, Андерсен был глубоко верующим человеком.
Библиотекарь: Сегодня мы проведем с вами необычный урок – урок духовности, который посвятим жизни и творчеству великого датского писателя – сказочника Ганса - Христиана Андерсена.
Какие его сказки вы читали ?
(ответы детей)
А что же мы знаем об Андерсене, как о человеке? Рассказать биографию этого писателя, наверное, не столь трудно: он был сыном прачки и сапожника, учился в гимназии, работал ткачом, служил в театре, стал знаменитостью при жизни. Но сегодня я хочу рассказать о жизни Андерсена – христианина, обратить внимание на то, как прошла жизнь великого сказочника в любви и согласии с Богом. О том, что писатель был глубоко верующим христианином, знают немногие. И все, что происходит в сказках великого датчанина, связано с христианским пониманием добра и зла, счастья и горя, греха и покаяния.
Он всю жизнь умел радоваться, хотя его детство не давало для этого никаких оснований. Родился Ганс – Христиан в 1805 году, во время наполеоновских войн, в старом датском городе Оденсе. Он вырос в бедности. Гордостью семьи Андерсенов были необыкновенная чистота в их доме и несколько вазонов на окнах, в которых цвели тюльпаны и розы. Будучи взрослым, Ганс – Христиан вспоминает о вере своей мамы и о ее жизни по вере. Он пишет сказку «Пропащая» о чудесной женщине, которая стирала белье в холодной воде. Ей приходилось пить, чтоб не замерзнуть. Сказочник пишет о доброте женщины, о ее верности Богу и о том, как она была взята в Царство Небесное: «Господь принял ее, а люди пусть зовут ее пропащей». Об отце Андерсен сокрушался, потому что тот не верил в Бога, а довольствовался собственными дикими выдумками о вере. Каждый раз, когда отец говорил какую – нибудь ересь, маленький Ганс молился, чтобы Господь простил ему богохульство. Молился вместе с мамой, с которой жил душа в душу.
Вера в Бога, смирение и любовь, были основой жизни Ганса – Христиан Андерсена. «Благодарю Бога и людей – сердце мое полно любви к Нему и к ним», говорил Андерсен. И действительно, его отличала постоянная благодарность за все, и чувство, что Господь не может допустить зла тому, кого любит.
Библиотекарь: В начале нашей встречи вы назвали много сказок Ганса – Христиана Андерсена. А известна ли вам сказка «Ангел»? Сегодня я познакомлю вас с ней.
(Библиотекарь читает сказку)
Библиотекарь: Скажите, пожалуйста, какие чувства вызывает у вас сказка? Считаете ли вы ее грустной или нет? Почему?
(Ответы детей)
Библиотекарю необходимо подвести детей к выводу, что сказка пронизана светлой грустью. С одной стороны, умер маленький ребенок, и это печально, но с другой стороны, христиане знают, что малютки встречаются с любящим Богом, и это радостно)Библиотекарь: Ребята, а кто из вас может пересказать историю мальчика – калеки?
(Ответы детей)
Библиотекарь: Скажите, обижался ли бедный мальчик на свою судьбу, несчастную долю?
(Ответы детей. Примерный вывод: нет, ему удавалось не роптать. Он был смиренным и умел любить то, что было дано ему Богом, и даже заботился о другом живом существе – цветке.)Библиотекарь: Как мальчик заботился о цветке? Каков характер мальчика?
(Ответы детей. Примерный вывод: Мальчик смиренный и добрый, умеет дарить другим тепло своего сердца.
Библиотекарь: Давайте вспомним все, что говорится в сказке о цветах. Как описывает их автор? Что с ними происходит на небе? Что, по мнению автора, в них важнее – красота или что – то другое? Что именно?
(Ответ ищем в тексте: «доставил больше радости, чем самый пышный цветок в саду королевы», то есть главное – дарить радость другим.)
Библиотекарь: Кого автор подразумевает под цветами?
(Примерный вывод: Души людей, способных делать счастливыми ближнего.)Библиотекарь: Как вы думаете, почему Бог поцеловал именно увядший цветок?
(Примерный вывод: Не только потому, что цветок когда – то согревал больного мальчика – калеку, но и потому, наверное, что он тоже пострадал: был выброшен кем – то равнодушным на свалку, засох и погиб в одиночестве. Но в соре и хламе ангел и умершее дитя нашли его, потому что у цветка была красивая душа. Внешняя красота уже исчезла, но это не важно: теперь цветок обретает вечную жизнь и блаженство рядом с Богом)Библиотекарь: А что можно сказать о душе умершего ребенка?
(Душа ребенка способна на сострадание: ребенку жаль увядших роз он сочувствует рассказу ангела)
Библиотекарь: Как вы думаете, случайно ли то, что автор изобразил самыми добрыми детей и цветы? Почему? Всегда ли дети бывают добрыми?
(Ответы детей)
Библиотекарь: Есть ли в сказке упоминание о злых людях?
(Только одно: о злой руке, выбросившей цветы)
Библиотекарь: Как вы думаете, почему все же Андерсен упоминает об этом?
(Наверное, потому, что на земле далеко не все так добры, как ангел, соседский мальчик, умершее дитя и души цветов. Но автору не хочется подробно показывать злой мир, поэтому он так краток)Библиотекарь: Можно ли сказать, что в сказке есть урок?
(Самые лучшие герои сказок Андерсена обладают одной общей чертой – у них отсутствует себялюбие. Так же и в этой сказке. Пером автора водит любовь – не восторженное чувство, а христианская любовь, ибо это способность забыть себя ради другого. Это урок читателям)Библиотекарь: За что бы мы с вами поблагодарили автора сказки, если могли бы, например, написать ему?
(За то, что соприкоснулись с миром, в котором нас учат чувствовать красоту Божьего мира, верить в добро, прощать и любить)
Библиотекарь: Наш урок закончился. Спасибо всем за интересную беседу.