ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩ Я ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА по учебному предмету «СОЛЬНОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ» Предметная область ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Лянторская детская школа искусств №2»





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩ Я ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
по учебному предмету «СОЛЬНОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ»
Предметная область
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ

















г.п. Лянтор 2014г.














«Одобрено»
Методическим советом
образовательного учреждения

дата рассмотрения
«Утверждаю»
Директор ______________
(подпись)








Разработчик – Капкан Наталия Васильевна, преподаватель


Рецензент –
Рецензент –






Пояснительная записка
I. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Срок реализации учебного предмета
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Цель и задачи учебного предмета
Структура программы учебного предмета
Методы обучения
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени
Учебно-тематический план
Годовые требования
Требования к уровню подготовки учащихся
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: виды, форма, содержание;
Критерии оценки
Методическое обеспечение учебного процесса
Список литературы и средств обучения
Методическая литература
Учебная литература
Средства обучения

















Пояснительная записка.
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Общеразвивающая образовательная программа по предмету «Сольное народное пение» на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, и с учетом многолетнего педагогического опыта. Общеразвивающая программа создает условия для развития творческих способностей обучающихся, приобщения их к художественным ценностям традиционной народной культуры. Программа рассчитана на детей с 7-13 до 11-17 лет.
Общеразвивающая программа в области искусств реализуется посредством:
личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;
вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности;
обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в области того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области искусств на обучение по предпрофессиональной программе в области искусств.
Обучение по специальности « Сольное народное пение» осуществляется в тесной межпредметной связи с музыкально- теоретического циклом, пением в ансамбле.

Общеразвивающая программа « Сольное народное пение» позволит сформировать личность, обладающую устойчивыми художественно- нравственными образами и эстетическими представлениями, умеющую понимать подлинную художественную ценность предметов и явлений; воспитать национальное самосознание, бережное отношение к русским народным традициям и сформировать культуру межнационального общения.
Педагогическая целесообразность образовательной программы
состоит в том, что в основе ее положена концепция развивающего обучения, согласно которой работа над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков умений находится в неразрывной связи с всесторонним, универсальным развитием личности ученика, расширением его художественного и общекультурного кругозора, активизацией творческих и познавательных сил. Она имеет личностно- деятельностный характер образовательного процесса, способствующий самореализации и самоопределению.
2. Срок реализации учебного предмета «Сольное народное пение» 4 года

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Сольное народное пение»: На предмет «Сольное народное пение» отводится 1,5 часа в неделю с I по IY класс.
Таблица1










Срок обучения
4 года

Максимальная учебная нагрузка (в часах)
405

Количество часов на аудиторные занятия
202,5

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу
202,5







4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Основной формой занятий по предмету «Сольное народное пение» является индивидуальный урок.

5. Цель общеразвивающей программы: развитие музыкально-творческих способностей и индивидуальности обучающихся, на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков народного пения, формирование
устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства,
Задачи общеразвивающей программы:
- создать условия для освоения устойчивыми навыками
народного пения;
- научить выбирать и использовать средства музыкальной
выразительности, понимать и доносить до слушателя содержание народных и авторских песен;
-воспитать стремление к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту и досуговой деятельности.
- воспитать в процессе обучения общую культуру личности
обучающегося, способную реализовать себя в социуме;
сформировать воспитывающую среду, включающую в себя атмосферу терпимости, доброты, уважения, взаимопонимания, сотворчества, содействия развитию лидерских качеств обучащающихся и личному успеху каждого.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Сольное народное пение»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
8. Описание материально-технических условий для реализации программы.
Для реализации общеразвивающей образовательной программы «Сольное народное пение» создана материально-техническая база, которая включает в себя:
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий, концертный зал с роялем;
- звукотехническое оборудование (проигрыватель компакт дисков, магнитофон, видеомагнитофон, персональный компьютер);
- библиотеку и помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку).
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ОУ создана комфортная развивающая образовательная среды.

II. Содержание учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени

Этапы
обучения
Затраты учебного времени
Всего
часов


1-й год 2-ой год 3-ий год 4-ый год


Полугодия
1
2
3
4
5
6
7
8


Количество
недель
16
17
16
18
16
18
16
18


Аудиторные
занятия
24
25,5
24
27
24
27
24
27
202,5

Самостоятельеная работа
24
25,5
24
27
24
27
24
27
202,5

Максимальная учебная нагрузка
48
51
48
54
48
54
48
54
405






1 класс

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п
Учебный элемент
Кол-во
часов

111
Певческая установка
2

2
Певческое дыхание
2

3
Звукообразование
12

4
Дикция
2

5
Интонирование
2,5

6
Малые фольклорные формы устной традиции: считалки, дразнилки. скороговорки Прибаутки и потешки в сопровождении музыкального инструмента
10

7
Русские народные песни в сопровождении музыкального инструмента,
15

8
Постановка концертного номера
4


Итого
49,5




Содержание программы

Певческая установка. Выявление особенностей певческого аппарата. Правила постановки корпуса. При пении стоя учащийся должен стоять прямо, руки опущены , голову держать прямо , не вытягивать шею, не напрягаться. При пении сидя корпус нужно держать прямо, не прислоняясь к спинке стула. Ноги стоят под прямым углом к полу, руки лежат свободно на коленях.
Правила пения. Рот нужно открывать вертикально, нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны упруги.

Певческое дыхание. Работа над упражнениями по постановке и развитию диафрагмального певческого дыхания.

Звукообразование. Работа над основными певческими навыками. Установка на естественность звучания, натуральный тембр голоса, психо-физиологическую свободу поющего.
Работа над формированием парных гласных: ы-и; э-е; у-ю.

Дикция. Работа над осмысленным, ясным, четким произношением слов в попевках, песнях. Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.
Использование скороговорок и упражн6ений на тренировку согласных: Л,М,Н,Р.

Интонирование. Работа над чистотой интонирования. Пение малообъемных попевок, состоящих из двухорда, трихорда. Пение попевок без сопровождения


В конце учебного года учащиеся должны знать: правила певческой установки; нотную запись, длительности(целая, половинная, четверть, восьмая)

В конце учебного года учащиеся должны уметь: правильно держать корпус при пении; пользоваться певческим дыханием; петь естественным , светлым звуком несложные песни в диапазоне не шире квинты;
петь выразительно, осмысленно, четко и ясно пропевать слова и окончания слов в песне; формировать парные гласные у-ю, ы-и; чисто интонировать попевки , песни, состоящие из двухорда, трихорда.

У учащегося должно быть сформировано: правильная певческая установка; .основные певческие навыки: открытый естественный способ звукообразования, навыки свободной певческой артикуляции, четкой дикции; интерес к народному творчеству; положительное отношение к занятиям; эмоциональная реакция на художественное произведение; общее представление о добром и прекрасном.

Учащийся должен в течение года проработать 2-3 несложных песни. На контрольном прослушивании исполнить одну песню.

2 класс

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п
Учебный элемент
кол-во
часов

1
Певческая установка
2

2
Певческое дыхание
2

3
Звукообразование
12

4
Дикция
2

5
Интонирование
2

6
Малые фольклорные формы устной традиции: считалки, дразнилки. скороговорки Прибаутки и потешки в сопровождении музыкального инструмента
10

7
Русские народные песни в сопровождении музыкального инструмента,
15

8
Постановка концертного номера
4

9
Художественно-музыкальная работа
2


Итого
51


Содержание программы

Певческая установка. Повторять правила постановки корпуса, правила пения.
Певческое дыхание. Постановка нижнереберного типа дыхания. Упражнения на выработку спокойного вдоха и длинного выдоха.

Звукообразование. Работа над естественным «близким» звукообразованием, речевой манерой интонирования, единой манерой формирования гласных А-Я, Э-Е;

Интонирование. Работа над чистотой интонирования, пение попевок-формул, диапазон в пределе кварты. Развивать навык слышания звуковысотной остроты интонирования,

Дикция. Работа над осмысленным, ясным, четким произношением слов в попевках, песнях. Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.
Использование скороговорок и упражн6ений на тренировку согласных Б-П, В-Ф;

Художественно-музыкальная работа. Работать над выразительностью исполнения, умением прочувствовать и передать
настроение и характер песни.

В конце учебного года учащиеся должны знать: правила певческой установки; скороговорки на согласные Б-П, В-Ф;
У учащихся должно быть сформировано: правильная певческая установка; открытый естественный способ звукообразования, интерес к народному творчеству; ответственное отношение к занятиям.

В конце учебного года обучаючащиеся должны уметь: правильно держать корпус при пении; пользоваться певческим дыханием; петь несложные песни в диапазоне кварты, квинты; петь выразительно; четко и ясно пропевать слова.

В течение учебного года учащиеся должны проработать 3-4 малообъемных простых песни. На академическом концерте в конце учебного года учащиеся исполняют 1 песню.

3 класс
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН



Учебный элемент
кол-во
часов

1
Певческая установка
2

2
Певческое дыхание
2

3
Звукообразование
12

4
Дикция
2

5
Интонирование
2

6

6
Малые фольклорные формы устной традиции: считалки,
дразнилки. скороговорки Прибаутки и потешки в
сопровождении музыкального инструмента
10


7
Русские народные песни в сопровождении музыкального
инструмента,
15

8
Постановка концертного номера
4

9
Художественно-музыкальная работа
2

10
Итого
51






Содержание программы
Певческая установка. Обучюащийся с помощью педагога должен усвоить и закрепить в сознании и нервно-мышечных ощущениях наиболее естественное удобное при пении на «зевке» :мягкое небо поднимается, открывая путь в головной резонатор к высокой позиции звука. Корень языка прижимается вниз, открывая и увеличивая объем надсвязочного пространства ротоглоточного рупора. Гортань автоматически опускается. Язык уже прижатый к нижней челюсти , подается вперед, упираясь кончиком в нижние зубы. Нижняя челюсть, вместе с языком, выдвигается вперед и опускается вниз, открывая рот. Диафрагма опускается, при этом возникает ощущение опоры.

Певческое дыхание Развивать и закреплять у учащегося ощущение - «опоры» в области диафрагмы. Упражнения на быстрый вдох и медленный, постепенный выдох.

Звукообразование. Работа ведется над формированием светлого близкого звука, организованного на «кончике языка», овладением речевой манерой звукообразования, умением «собирать» звук, добиваясь единой манеры образования гласных.

Дикция. Упражнения на правильное формирование звуков, обусловленное крепкой и четкой работой всего голосового аппарата, на четкое произношение ударных гласных.
Скороговорки на тренировку согласных Г- К, Д-Т

Интонирование. Освоение речепения, вне музыкального тона. Интонирование на одном звуке прибауток, поговорок, кличей. Пропевание коротких мотивов.Развитие музыкальной памяти и слуха посредством систематического пения мелодических оборотов, характерных для русских народных песен с музыкальным сопровождением и без него.

Художественно- музыкальная подготовка. Развивать певческую волю, достигая поставленные педагогом, конкретные цели.Учить передавать настроение, характер песни, создавая художеств6енный образ.

В конце учебного года обучающийся должен знать: правила певческой установки при пении на «зевке»; скороговорки на тренировку согласных Г-К, Т-Д

В конце учебного года у обучающихся должно быть сформирован: интерес к народному творчеству; желание участвовать концертах и конкурса, доброжелательное отношение к своим соученикам.

В конце учебного года обучающийся долженн уметь: делать быстрый вдох и медленный выдох; формировать светлый звук; четко произносить ударные гласные звуки; определять тональность мелодии.

В течении год обуучающийся должен проработать 3-4 несложных песни.

На академическом концерте в конце каждого полугодия исполнить по одной песне.
4 класс

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН



Учебный элемент
кол-во
часов

1
Певческое дыхание
4

2
Звукообразование
12

3
Дикция
2

4
Интонирование
4


5
Русские народные песни а cappella и в сопровождении
музыкального инструмента,


6
Постановка концертного номера
5

7
Художественно-музыкальная работа
4


Итого
51



Содержание программы.

Певческое дыхание Работа над беззвуковыми упражнениями для укрепления дыхательных мышц, упражнения на координацию дыхания с другими отделами голосового аппарата в процессе пения.

Звукообразование Закрепление верной певческой работы голосового аппарата, правильного звукообразования на гласных на ограниченном участке диапазона.Работа над навыками слаженности органов голосового аппарата

Дикция. Работа над выразительностью слова, интонацией.
Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. Скороговорки на тренировку согласных З-С, Ж-Ш, Ч-Ш, Щ.

Интонирование. Пение попевок и мелодических оборотов в пределах кварты- квинты, перемещаясь по полутонам вверх и вниз, расширяя диапазон учащегося. Пение упражнений с аккомпанементом и без него.
Работа над песнями а cappella.

Художественно-музыкальная работа Развивать смысловые интонации, умение передавать мысли и чувства через интонацию, эмоции, с помощью мимики, жестов, движений.


В конце учебного года обучающийся должен знать: скороговорки на тренировку согласных З-С, Ж-Ш, Ч-Ш, Щ; понятие о переменном ладе, обращении трезвучий; потешки, пестушки; вокальные ансамбли, исполняющие народные песни; устройство крестьянского дома.


В конце учебного года у бучающегося должно быть сформировано: -интерес к традициям русской культуры.

В конце учебного года обучающийся должны уметь: пользоваться певческим дыханием; петь попевки и упражнения с аккомпанементом; правильно формировать гласные в удобной тесситуре;
создавать художественный образ

В течении учебного годаобуучащийся должны проработать 3-4 разнохарактерных народных песни.
На выпускном экзамене обучающийся должен исполнить 2 разнохарактерных народных песни.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету " Сольное народное пение» приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знания характерных особенностей народного пения;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения
- умения самостоятельно разучивать песни;
- умения сценического воплощения народной песни;
- навыков публичных выступлений.

Выпускники класса народного пения должны знать: правила певческой установки; типы певческого дыхания; скороговорки для настройки голосового и артикуляционного аппарата; понятия о трезвучии и обращении трезвучий; понятия о переменном ладе, модуляции и отклонении;
правила построения доминантового септаккорда и его обращений; тональности до пяти знаков при ключе; исполнителей русских народных песен; русские традиционные календарные праздники.

У выпускников класса сольного народного пения должно быть сформировано:
интерес к народному творчеству и традициям русской национальной культуры; положительное отношение к классическому искусству; желание к творческой самореализации; эстетическое отношение к действительности; творческое воображение, эмоциональность; доброта, умение сопереживать; умение выдерживать серьезные нервные и эмоциональные нагрузки;

Выпускники класса сольного народного пения должны уметь: правильно держать корпус при пении; пользоваться певческим дыханием; петь естественным, светлым звуком; формировать гласные в единой певческой манере; передавать настроение и характер песни
IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются: систематичность, учёт индивидуальных особенностей обучаемого и коллегиальность.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии.
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.
Формы аттестации- контрольный урок, зачёт, экзамен. В случае, если по предмету«Вокальный ансамбль» промежуточная аттестация проходит в форме академических концертов, они могут быть приравнены к зачетам или контрольным урокам.
Виды промежуточной аттестации: академические концерты, исполнение концертных программ, прослушивания.
Итоговая аттестация может проводиться в виде исполнения концертных программ,
Контрольные требования на разных этапах обучения:

Таблица 5


Вид аттестации
Форма аттестации
График
проведения
аттестации по по полугодиям
Материал к аттестации

Текущая
аттестация
Контрольные уроки
1, 3, 5
Песенный материал
(согласно календарно
тематическим планам)

Промежуточная
аттестация
Академические концерты,
зачеты,творчески
епросмотры, прослушивания
2, 4, 6,
Песенный материал
(согласно календарно
-тематическим планам)

Итоговая
аттестация
Экзамен в форме
концертного выступления
8
Песенный материал



2. Критерии оценки

Для аттестации обучающихся используются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных знаний, умений и навыков.
Методы контроля в промежуточных и итоговой аттестации должны быть направлены на оценку сформированных навыков сценического выступления.
Критерии оценки качества исполнения
Критериями оценки качества исполнения могут являться::
- точное знание слов песни;
- точное знание партии;
- стремление к соответствующей стилю манере пения;
- эмоциональность исполнения;
- соответствие художественному образу песни.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 6
Оценка
Критерии оценивания выступления

5 (отлично)
Выступление участников ансамбля может быть названо концертным.
Яркое, экспрессивное выступление, ансамблевая стройность,
выразительность и убедительность артистического облика в целом

4 (хорошо)
Хорошее, крепкое исполнение, с ясным художественно-музыкальным
намерением, но имеется некоторое количество погрешностей,
в том числе вокальных, стилевых и ансамблевых

3 (удовлетво-
рительно)
Слабое выступление. Текст исполнен неточно. Удовлетворительные
музыкальные и технические данные, но очевидны серьёзные
недостатки звуковедения, вялость или закрепощенность
артикуляционного аппарата. Недостаточность художественного
мышления и отсутствие должного слухового контроля.
Ансамблевое взаимодействие на низком уровне

2(неудовлетво-
рительно)
Очень слабое исполнение, без стремления петь выразительно.
Текст исполнен, но с большим количеством разного
рода ошибок. Отсутствует ансамблевое взаимодействие


В связи с возрастными особенностями аттестуемых в 1-2 классах система оценки может быть скорректирована в сторону упрощения.
Данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения она может быть отредактирована/дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.


V. Методическое обеспечение учебного процесса В работе с обучающимися учитываются возрастные особенности. С обучающимися в возраастеми 7-9 лет используются игровые элементы обучения, нагрузка на голосовой аппарат не больше 20 минут в удобной тесситуре. В возрасте 10-12 лет, время расцвета детского голоса, даются основные певческие навыки. В период мутации (13-15 лет) работа с голосом ведется очень бережно. Исключается твердая атака звука, как постоянный прием звукообразования, не допускается форсированное пение, время активного пения чередуется с другими видами деятельности не требующими голосовой нагрузки
Основная форма учебной и воспитательной работы – урок, включающий в себя , совместную работу педагога и учащихся над песней, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы участников ансамбля, проверку выполненного задания Урок может иметь различную форму:
- работа над вокальным и артикуляционным аппаратом;
- постановка дыхания;
- разбор музыкального материала по партиям;
- работа над партитурой;
- постановка концертных номеров и т.п.
Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с вокальным показом необходимых фрагментов музыкального текста, а также прослушиванием первоисточников.
Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, исходящих из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, а также уровня подготовки.
На индивидуальных занятиях , преподавателем должен решаться целый ряд задач:
- формирование вокально-исполнительского аппарата учащегося;
- воспитание звуковой культуры, выразительности, красоты и певучести звучания;
- работа над важнейшими средствами музыкально-художественного исполнения (точность прочтения музыкального текста, выразительность интонации, ритмическая четкость, соблюдение динамики, фразировки особенностей формообразования).
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных учащихся зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара, который подбирается с учетом индивидуальных возможностей учащегося и обязательно в удобной тесситуре.
Формами воспитательной работы являются: классный концерт, сольный концерт, концерт-лекция, театрализованный концерт, посиделки, где каждый ученик реализует себя в роли сценариста, режиссера, артиста, ведущего, актера.
В основе данной программы лежит три основных психологических
метода: наблюдение, в процессе которого анализируются психологические особенности ученика и выбираются наиболее целесообразные пути воздействия; беседа позволяет собрать необходимую информацию, выяснить правильность или ошибочность выводов полученных посредством наблюдения, наметить перспективу развития учащегося, помогает достижению тесного контакта между педагогом и учеником;
эксперимент, предполагающий активное воздействие на явления, обнаруженные путем наблюдения и уточненные посредством беседы, позволяющий объяснить изучаемые психические явления, а не только констатировать их качественные особенности.
Для успешного обучения и воспитания необходимо притворять в жизнь важнейшие дидактические принципы музыкальной педагогики:
принцип систематического и последовательного обучения, включающий в себя такие требования, как последовательное изложение материала от простого к сложному, от легкого к трудному, с раскрытием причинно – следственных связей и подведением к необходимым обобщениям.
Принцип сознательного усвоения знаний. Сознательная работа
помогает выработать целесообразные приемы звукообразования, учит управлять свободными движениями, повышает эффективность упражнений и постепенно формирует у ученика собственный подход к изучению произведения, индивидуальный метод организации работа самостоятельность мышления и интерпретации.
Принцип наглядности обучения служит «внешней опоре внутренних
действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями» (А.Н. Леонтьев) К нему относятся показ и объяснение. Цель показа – создание представления о художественном образе в одном из конкретных исполнительских вариантов, сопровождаемый анализом исполнительских приемов и указанием овладения ими.
Принцип индивидуального подхода связан с задачей развития
присущих каждому ученику черт, свойств и особенностей, составляющих творческую музыкальную индивидуальность.
Принцип активности – это признание ведущей роли педагога в
музыкальном развитии и как необходимость активной деятельности учащегося на всех стадиях учебного процесса.
В работе используются такие педагогические технологии: педагогика ненасилия, педагогика сотрудничества и сотворчества и игровые технологи.

VI. Списки литературы и средств обучения






















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 6 Заголовок 715