План-конспект урока русского языка с применением ЦОР «Что обозначает имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные»

План - конспект урока русского языка
Тема: «Что обозначает имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные»
Шаблинская Надежда Семеновна
МБНОУ «Гимназия № 44» г. Новокузнецк
Учитель русского языка и литературы
Русский язык
5 класс
Тема: «Имя прилагательное», первый урок в теме.
Базовый учебник: М.М. Разумовская, П.А. Лекант «Русский язык 5 класс», «Дрофа», М., 2015.
Цель урока: поиск знаний по теме «Имя прилагательное как часть речи. Прилагательные качественные, относительные, притяжательные» с использованием материала учебника и образовательных возможностей ЭОР, направленных на формирование системы общеучебных (универсальных) действий.
Задачи: учебно-познавательная – формировать умения и навыки, способствующие освоению систематических знаний об имени прилагательном как части речи, его разрядах, морфологических особенностях качественных, относительных и притяжательных прилагательных; развивающая – развивать логическое мышление, умение структурировать понятия, определять виды прилагательных по их признакам, умение работать с текстом научной статьи; воспитательная – воспитание ответственного отношения к учебе, эстетических чувств.
Тип урока: урок изучения нового материала, проблемно-ориентированный урок.
Формы работы учащихся: фронтальная беседа на выявление остаточных знаний учащихся по теме «Имя прилагательное», полученных в начальной школе; групповая при работе с текстом лингвистической статьи – структурирование прилагательных в зависимости от разряда в группы и составление словосочетаний, групповая при выполнении теста на этапе закрепления изученного материала; индивидуальная – запись текста упражнения в тетрадь с комментированным чтением записанного и при выполнении теста на этапе закрепления изученного материала.
Необходимое технической оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (беседа, формулировка фактов- определений имени прилагательного и разрядов прилагательных, объяснение, показ демонстрационного материала), частично-поисковый (эвристическая беседа, самостоятельная групповая работа с элементами исследования, решение познавательных задач) .
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)


1
2
3
5
6
7

1.
Этап организации подготовки учащихся к уроку.

Объявление темы урока, цели и учебно-познавательной задачи.
Подготовка учебных принадлежностей, запись в тетрадь темы урока.
2 мин.

2.
Этап подготовки к восприятию учебного материала.
.  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Организация этапа повторения знаний по теме «Имя прилагательное», изученных в начальной школе.
Фронтальная беседа:
1.Какую роль играют прилагательные в нашей речи? 2.Каковы общие лексические значения имен прилагательных? 3. Какие морфологические признаки имеет имя прилагательное? 4. Как оно изменяется?
5. Каким членом предложения чаще всего оно является?
Повторение изученного в начальной школе материала по теме. Работа по решению заданий теста и ответы на вопросы учебника с. 259.

7 мин.

3.
Этап изучения нового материала.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Организация групповой работы учащихся «Разряды имен прилагательных». Работа с текстом лингвистической статьи упражнения 775. Демонстрация ЭОР №№ 2-4 после ответа каждой группы.

Групповая работа: 1 группа
Учащиеся первого ряда находят признаки качественных прилагательных, представители группы на доске записывают 4 словосочетания с качественными прилагательными по схеме: прилаг . + существ. (именное).
2 группа
Учащиеся второго ряда находят признаки относительных прилагательных, представители группы записывают на доске 4 словосочетания с относительными прилагательными по схеме: прилаг . + существ. (именное).
3 группа
Учащиеся третьего ряда находят признаки притяжательных прилагательных, представители группы записывают на доске 4 словосочетания с притяжательными прилагательными по схеме: прилаг . + существ. (именное).
15 мин.

4.
Этап закрепления изученного на уроке.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1.Организация письменной работы учащихся. Выполнение упражнения 776 (выписать словосочетания, распределив их в группы по разрядам прилагательных).
2. Организация выполнения теста «Общее понятие о прилагательном».
Индивидуальная работа с комментированием записанных словосочетаний одним из учеников по очереди.






Устная индивидуальная и групповая работа по вопросам теста.

8 мин.



8 мин.

5.
Этап повторения изученного на уроке.

Фронтальная беседа:
Какая часть речи называется именем прилагательным? Какие прилагательные называются качественными?
Какие прилагательные называются притяжательными?
Какие прилагательные называются относительными?
Ответы на вопросы
3 мин.

6.
Этап комментирования домашнего задания.

П. 103, упр.781, дополнительно указать разряды прилагательных.
Запись домашнего задания в дневники.
1 мин.

7.
Выставление и комментирование отметок.

Комментарий к выполнению учащимися всех видов работ на уроке.

1 мин.





Приложение к плану-конспекту урока
(Тема урока)
«Что обозначает имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Представляет собой сложный объект: рисунок, интерактивный текст. Объект предназначен для повторения темы "Прилагательное. Значение прилагательного в речи".

тест
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2
Качественные прилагательные
Интерактивная гипермедийная трёхуровневая таблица; Демонстрирует признаки качественных прилагательных, открывающиеся вложения содержат анимации и примеры.
Таблица
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

3
Притяжательные прилагательные
Интерактивная гипермедийная трёхуровневая таблица; Демонстрирует признаки притяжательных прилагательных, открывающиеся вложения содержат анимации и примеры.
Таблица
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

4
Относительные прилагательные
Интерактивная гипермедийная трёхуровневая таблица; Демонстрирует признаки относительных прилагательных, открывающиеся вложения содержат анимации и примеры.
Таблица
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Тест.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






15