Конспект Литературная викторина по рассказам М. Пришвина

Литературная викторина по рассказам М. Пришвина для младших школьников 2 класса

Учитель нач. классов: Фарафонова О. Ю.
Подготовка Прочитать рассказы М.М.Пришвина "Золотой луг", "Лисичкин хлеб", "Ёж", "Разговор птиц и зверей" , «Пиковая дама», «Этажи леса» и другие Цель Формирование общекультурной компетенции через восприятие художественной литературы. Задачи: - «открывать» учащимся рассказы М.М. Пришвина, выделять художественные детали в изображении природы; - развивать умение анализировать информацию, формулировать собственную точку зрения; - способствовать формированию наблюдательности в окружающем мире, заставить задуматься над тем, что доброе отношение к природе облагораживает самого человека. -развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; - формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста;  -воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Ход мероприятия
Вступительное слова учителя
«ДУМАЕШЬ – ЧУДЕСА ДАЛЕКО,
А ОНИ ТУТ РЯДОМ»
Так говорил М. Пришвин своей жене при жизни, которая была ему верным другом и спутником по жизни». А свои рассказы он оставил нам на память, чтобы мы могли тоже научиться замечать эти чудеса в природе»
- Но сначала давайте послушаем сообщения ребят о жизни писателя.
2. Сообщения детей о биографии М. Пришвина
Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растет
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И так о лесе рассказать
Как этот человек.
М.М.Пришвин родился 4 февраля 1873г.в селе Хрущёве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. С 1883 г. Учился в Елецкой гимназии. А потом уехал в Германию учиться на агронома.

В годы войны Пришвин был военным корреспондентом. После он вновь уехал в деревню и вернулся к профессии агронома. Работал учителем в сельской школе, библиотекарем, даже был директором школы.

Писать начал уже в зрелом возрасте. Первое произведение писателя появилось в детском журнале «Родник». А позднее вышла его первая детская книжка «Матрёшка в картошке».

Помните. Как начинается старинная русская сказка: «Бабушка взяла крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, набрала муки пигоршни две и сделала весёлый колобок. Он полежал-полежал, да вдруг и покатился – с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца во двор, да за ворота – дальше, дальше»

Михаил Михайлович к этой сказке приделал свой рассказ так, будто за этим колобком сам он, Пришвин, пошёл по белу свету куда-то на Север, и так он описал весь Северный край, будто он всюду там по лесным тропам и берегам рек, и моря, и океана всё шёл и шёл за колобком. Так и новую книжку он назвал – «Колобок».

Впоследствии тот же волшебный колобок привёл писателя на юг и на Дальний Восток. Из края в край обежал он всю нашу богатую родину и, когда всё осмотрел, стал кружиться возле Москвы, по берегам маленьких речек.

Так катится и катится колобок по родной земле, сказочник идёт за своим колобком, и мы идём вместе с ним и узнаём бесчисленных маленьких родственников в нашем общем большом Доме природы, научаемся любить свою родную землю и понимать её красоту.

Викторина
1.Какая забава была у ребят в рассказе "Золотой луг"? (Неинтересные цветы одуванчики срывать и дуть друг на друга семена одуванчика)
2.Почему луг называли "Золотым"? (Он был золотым от множества одуванчиков)
3.Отчего луг утром был зелёным, а около полудня опять золотым? (К ночи одуванчики закрываются-спят, поэтому луг зеленый, а к полудню раскрываются-просыпаются, поэтому луг опять золотой)
4.Почему для детей одуванчики стали интересными? (Потому что они ложились спать и просыпались вместе с детьми)
5.Что было в тяжёлой сумке у героя, когда он вернулся из леса в рассказе "Лисичкин хлеб"? Добыча- тетерев  грибы  ягода костяника  Ягода черника  Ягода брусника  Ароматный кусочек сосновой смолы трава кукушкины слёзки  валерьяна  заячья капуста  кусочек чёрного хлеба 
6.Как деревья сами смолкой лечатся? (Охотник воткнет топор в дерево, повесить сумку , отдохнет, потом вынет топор, а из ранки бежит смола, она ранку и затянет)
7.Как в сумке оказался черный хлеб? (Герой брал его с собой в лес-перекусить, когда будет голодно) 8.Почему Зина всегда ела до конца только чёрный хлеб? (Она думала, что он лисичкин, из леса, считала его вкуснее своего)
9.Где произошла встреча с ежом в рассказе "Ёж"? (На берегу ручья под кустом)
10.Как повёл себя ёж, когда увидел человека? (Свернулся и затукал тук-тук-тук, страшно зафыркал и поддал своими иголками в сапог герою)
11. Что сделал в ответ герой? (Спихнул ежа в ручей) 12.Как ежик оказался у героя дома? (Герой палочкой скатил ежа из ручья в свою шляпу и понес домой) 13.Где в доме ежик затихал? (Под кроватью) 14.Что делал ёж, когда человек зажигал лампу? (Ежик думал, что это луна, а при луне ежи любят бегать по лесным полянкам, поэтому он тоже начинал бегать по комнате)
15.Зачем ежу была нужна газета? (Он хотел ее надеть на колючки и унести в угол вместо сухой листвы, сделать гнездо)
16.Что перетаскивал себе в гнездо ежик?  (яблоки)
17.Чем угощал ежика человек? (Молочком и булочкой)
18.Какая охота считается занятной? (Охота на лисиц с флагами) 19.Чего боится лиса на охоте больше всего? (Цветных флагов и запах кумача)
20.Как разговаривают звери и птицы? (Звери носом читают следы и слушают крики птиц) 

Подведение итогов

С природой одною он жизнью дышал
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье.

Это можно было бы сказать о Пришвине. Далеко не каждому своему читателю природа раскрывает тайны. Она доверяет их редким, удивительным, обладающим особым талантом людям – таким, каким был М.М.Пришвин.
Давайте поучимся у этого удивительного человека видеть, слышать, любить природу, проникать в ее тайны.

Подсчёт очков