Мастер-класс Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности


«Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности»
Организационный момент
«Добрый день, уважаемые коллеги!
Мне очень приятно видеть вас сегодня в нашей школе. Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность.
2. Определение темы I
На доске в разном порядке расположены слова:
- Для того, чтобы определить тему мастер-класса,необходимо установить взаимосвязь между словами и словосочетаниями, расположенными в разном порядке.
Тема: «Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности»
Каковы цели нашего мастер-класса?
Цель: обучение педагогов приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке
Задачи:
информирование педагогов о психолого-педагогической сущности ситуации успеха;
инициирование профессиональной активности педагогов, использование их педагогического опыта;
проектирование позитивных программ действий для создания ситуаций успеха на уроке;
развитие навыков сотрудничества.
«Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
ФГОС ставят перед современной школой задачи:
научить получать знания (учить учиться)
научить работать и зарабатывать (учение для труда)
научить жить (учение для бытия)
научить жить вместе (учение для совместной жизни)
В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за основу?
Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке.
На нашем мастер-классе мы проанализируем влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся, попытаемся систематизировать приемы и методы создания на уроке и в школе ситуации успеха, а также спроектируем действия педагога для создания ситуации успеха на уроке.
Для того чтобы легко работалось, я предлагаю взять с собой в дорогу хорошее настроение.
3. Основная часть
1) Итак, тема нашего мастер-класса “Создание ситуации успеха ученика на уроке ”. Это достаточно сложный вопрос и нам сегодня предстоит докопаться до истины. Поэтому мы с вами приняты в научно-исследовательскую лабораторию на должность младших лаборантов. Как на любой работе у вас есть возможность продвижения по службе и повышения квалификационного разряда.
Перед вами таблица “Условные обозначения лабораторных исследований”.
№ слоя Должность Тема исследования
1 Младший лаборант “Черный ящик”
2 Старший лаборант “Наука – практике”
3 Младший научный сотрудник “Противоречия во взглядах”
4 Старший научный сотрудник “Создание ситуации успеха – практика”
Для работы нашего научно-исследовательского института нам потребуется экспертная группа (2 – 4 человека). В течение занятия эти люди будут внимательно анализировать работу научных сотрудников и в конце мастер-класса сделают свои выводы по теме исследования.
2)Уважаемые лаборанты, я предлагаю вам закончить предложения анкеты, дается время две минуты для того, чтобы вы записали свои ответы на заданный вопрос. Каждый педагог заполняет анкету.

Начиная урок, я произношу слова: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Ученик не работает на уроке. Я ему говорю: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перед контрольной работой (диктантом, проверочной работой) обычно я говорю: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По моему мнению, на эффективность урока влияет: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3)Работа в творческих группах по проектированию программ для обучения и воспитания успехом.
а) Как вы уже поняли, сегодня мы с вами будем работать в группах. Прежде, чем мы начнём работу, послушайте, пожалуйста, притчу.
Притча (сотрудничество).
Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.
Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит:
- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.
Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.
б) Поэтому, чтобы у нас с вами не получилось как в старой притче, я предлагаю принять определенные правила.
Памятка участника мастер-класса
1.Получи удовольствие !
2.Позволь себе быть свободным !3.Доброжелательность к себе и другим !4.Постарайся быть внимательным .5.Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.
6.Помни, что ты ответственен за результат работы всей группы, а группа- за каждого. И всё получится ! в) «Черный ящик»
Итак, поздравляю вас с новой должностью и вручаю вам значки младших лаборантов. Нам предстоит раскопать верхний слой, под названием «Черный ящик» и найти ответы на вопросы:
- Что такое СИТУАЦИЯ УСПЕХА?
- Что влечет за собой создание ситуации успеха на уроке?
Уважаемые коллеги, вам даётся время, чтобы определить, что же такое ситуация успеха.
(Работа в группах ,выступление каждой группы)
Само понятие «успех» имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами ее деятельности. Об успехе говорят, когда результаты совпадают или даже превосходят ожидания.
С психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.
Создание ситуации успеха приводит к сотрудничеству учителя и ученика. В условиях сотрудничества можно выделить три ведущих действия учащихся:
1. Ребенок осуществляет поиск недостающих ему знаний;
2. Познавательная инициатива ребенка;
3. В процессе обучения ребенок активен, понимает, что ему еще надо узнать.
Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Мы закончили раскопку первого слоя. Вам присваивается звание старших лаборантов и вручаются значки
г) «Наука – практике»
Второй слой идет под названием “Наука – практике”.
Задание для 1-й группы.
Уважаемые коллеги! Просим Вас спроектировать действия педагога, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха.
Задание для 2-й группы.
Уважаемые коллеги! Просим Вас спроектировать действия педагога, которые не способствуют созданию на уроке ситуации успеха.
Задание для 3-й группы.
Уважаемые коллеги! Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые всё время повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребёнка.
Просим Вас привести 15 возможных вариантов (способов) сказать ученику: «Ты молодец! Отлично!» Например: «Продолжай также хорошо работать», «Это достижение! Я ценю то, что ты сделал!»
(Выступление групп.)
Задание успешно выполнено. Вам присваивается звание младших научных сотрудников.
д) «Противоречия во взглядах»
Мы переходим к третьему слою под названием «Противоречия во взглядах».Для того чтобы еще лучше сориентироваться в данной теме, я предлагаю вам сыграть в игру "Незаконченные предложения". Вы в роли ученика. Я произношу начало предложения, вам предстоит закончить его. Ваши ответы будет анализировать экспертная группа. В конце нашего занятия нам огласят результаты и сделают выводы.
1. Если я получаю хорошую оценку - это значит, что...
2. Если я получаю плохую отметку - это значит, что...
3. Мне всегда приятно, когда взрослые в школе...
4. Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что...
5. Я чувствую себя уверенно, когда в школе...
А теперь поделитесь, какие чувства вы испытали, будучи в роли учеников? И всегда ли мы создаем ситуацию успеха, чтобы поддержать ребенка?
Молодцы, с заданием справились. Вам присваивается звание старших научных сотрудников и вручаются значки
е) “Создание ситуации успеха – практика”
. Переходим к последнему четвертому слою. Этот слой называется “Создание ситуации успеха – практика”.
На своих уроках я использую различные приемы, которые предлагаю Вам рассмотреть. Ваша задача - раскрыть содержание приемов.
Прием « Формирование положительной "Я"- концепции» у школьников.
Положительная "Я"- концепция (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху, отрицательная (я не нравлюсь, не способен) - мешает успеху, ухудшает результаты, приводит к изменению личности в отрицательную сторону. Что, по вашему мнению, нужно для формирования положительной "Я"- концепции?
Ответ. Для того чтобы формировать положительную "Я"- концепцию у школьника, необходимо: видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее; создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, помогать детям в реализации себя в деятельности .Прием «Авансирование».
Расскажите более подробно о том, в чем состоит авансирование, особенно для неуверенных, сомневающихся в себе детей. Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль.
Ответ. Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т. п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе ученикам такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.
Прием "Эмоциональное поглаживание".
Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит "молодец", тридцать раз - "умница" и раз десять: "Ребятки, я горжусь вами!".
Не грозит ли это девальвацией (обесцениванием) похвалы? Дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать. Какие виды таких "поглаживаний" вы можете привести?
Выступление экспертной группы
- А сейчас мне бы хотелось предоставить слово нашей экспертной группе. Огласите, пожалуйста, выводы по двум анкетам «Незаконченные предложения» от лица учителей и от лица учеников.
- Дайте оценку работы нашим специалистам.( выбрать знак и прикрепить к доске)
Подведение итогов
Умение создавать ситуации успеха в учебно-познавательном процессе основано на сотрудничестве ребенка и учителя.
Для этого учителю необходимо:
видеть в каждом уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносила ребенку радость;
понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству
помогать детям реализовать себя в деятельности
Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». А можно сказать и так: «Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха».
4. Итог мастер-класса
Вот и подошел к концу наш мастер-класс. Мы с вами затронули очень трудоемкий вопрос и нашли пути его решения.
Уважаемые коллеги, поздравляю вас с выполнением кандидатского минимума и с присвоением вам звания “Кандидат исследовательских наук”. Благодарю вас за сотрудничество.
5.Рефлексия.
Продолжите, пожалуйста, фразу:
-А, напоследок, я скажу…
-Уходя с мастер-класса, я…
-Мне хочется сказать…
-Мой совет коллегам…
И закончить нашу встречу я хочу притчей.
Папа с сыном пошли однажды на горы. Сын, ударившись о камень, непроизвольно крикнул:
- А-а-а-а-а-а!
И с удивлением слышит:
- А-а-а-а-а-а!
Мальчик спросил:
- Кто ты?
А ему в ответ:
- Кто ты?
Разозлившись от такого ответа, мальчик кричит:
- Трус!
А ему в ответ:
- Трус!
Мальчик спрашивает у отца:
- Что происходит?
Отец улыбнулся и говорит:
- Слушай меня внимательно, — и кричит горам: — Я тебя уважаю!
Ему в ответ:
- Я тебя уважаю!
- Будь счастлив!
Ему отвечают:
- Будь счастлив!
Мальчик оставался в удивлении, и потом папа ему объяснил:
- Это явление называют «эхо» но, по правде, это называется жизнь… Она тебе всегда отдаёт всё, что ты говоришь и делаешь.
Помните это! А ещё помните:
Все дети талантливы!
Ребёнок хорош, плох его поступок!
В каждом ребёнке чудо-ожидайте его.
А вот насколько каждый из ваших учеников будет успешным, зависит только т Вас
Чтобы не уйти с мастер-класса с пустыми руками, я дарю вам перечень рекомендаций по управлению успехом на уроке. Благодарю вас за желание работать, общаться, делиться опытом.