Урок по литературному чтению. Тема урока: «Книги Ханса Кристиана Андерсена. Х.К. Андерсен «Штопальная игла» (2 класс)


Урок
Предмет: литературное чтение Класс: 2
Тема урока: «Книги Ханса Кристиана Андерсена. Х.К. Андерсен «Штопальная игла»
Цель: познакомить обучающихся с книгами Ханса Кристиана Андерсена.
Задачи:
образовательные:
-закрепить минимум понятий о сказке, как о литературном жанре;
-активизировать навык работы с текстом, познавательную деятельность;
-познакомить со сказкой Х. К. Андерсена «Штопальная игла»;
* развивающие:
- развивать смекалку, воображение, мышление;
- продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
- развивать умение пользоваться знаниями, полученными ранее;
* воспитывающие:
-воспитывать в детях эмоциональную отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения к мнению других;
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня вспомним сказки великого датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена.
2. Актуализация опорных знаний
Любите ли вы сказки?
Кто писал и пишет сказки?
Какие два вида сказок вы знаете? (народные и авторские литературные)
3. Введение в тему урока, постановка учебной задачи
Сейчас мы поговорим об авторской литературной зарубежной сказке ...
Х.К. Андерсен создал более 170 сказок. Герои его книг любимы вами и вы их прекрасно помните.
Сегодня вспомним некоторые из них, познакомимся с новой сказкой.
4.Презентация о жизни и творчестве Х.К. Андерсена.
5.Викторина.
6. ФизминуткаЯ буду называть различные сказки, если ее автором является Андерсен, вы хлопаете в ладоши, если нет, то приседаете. («Свинопас», «Стойкий оловянный солдатик», «Красная шапочка», «Русалочка», «Огниво», «Золушка», «Теремок», «Принцесса на горошине», «Репка», «Снежная королева»)Может быть, кто-то назовет еще сказки Х.К. Андерсена, которые вы читали? (Выставка книг)
7. Чтение текста сказки Х. К. Андерсена «Штопальная игла»
 8. Словарная работа
– Эти слова встретились вам в тексте. Чтобы полностью понять смысл текста, надо понимать значение слов. Объяснение слов.
   Са-мо-до-вольст-во – самодовольство (убежденный в своих достоинствах и потому довольный собой).
   Чван-ство – чванство (хвастовство, зазнайство; отрицательное моральное качество, выражающееся в высокомерном отношении к людям, их знаниям и опыту, в ложной гордости).
     Ло-мо-вая телега (устаревшее, предназначенная для перевозки тяжестей, грузов).
За-знай-ка – зазнайка (человек, который зазнаётся, воображала)
Смерт-ный – смертный (недолговечный, непродолжительный).
Во-до-сточная труба.
– В сказке встречаются фразеологические обороты. Как вы их понимаете? Замените одним словом.
·         Не падать духом – не унывать.
·         Не задирать носа – не зазнаваться.
9. Анализ текста.
Учитель: А какие же внутренние качества у иглы? Какая она, эта иголка?
Учащиеся: Штопальная.
Учитель: Вот именно, штопальная! А все время говорит, что она «слишком»... какая?
Учащиеся: Тонкая.
Учитель: Сравните иглу швейную и штопальную (показ). Штопальная игла, на самом деле какая она?
Учащиеся: Толстая.
Учитель: А хочет казаться тоненькой. И не только! Какой она себя считает? Найдите это место в тексте.
Учащиеся: «Я слишком тонка, слишком деликатна, но я горжусь этим, и это благородная гордость!». «Я не штука, а барышня».
Учащиеся: Игла гордится тем, что она благородная, барышня – это уже качество не иглы, а человека. А тогда скажите, имеет ли слово «тонкая» кроме прямого смысла еще и смысл переносный? А вы слышали такое выражение «тонкий человек»? Что это значит?
Учитель: Отзывчивый, тонко чувствует, понимает другого, чуткий, деликатный. Можно назвать иглу такой? (Нет)
– Но она на это претендует. И тем самым какое чувство вызывает у читателя? (Смех)
– Природа смешного, или, как говорят, комического, – очень сложный вопрос. И часто бывает трудно понять, как автор достигает этого. В чем секрет комического в этой сказке Андерсена? Как он этого достигает?
Учащиеся: Игла хвалится: «Не выдержу!», а сама выдержала.
Учитель: Но давайте все-таки разберемся: почему это смешно?
Открытие секрета комического.
1) Чтение. «Жила-была штопальная игла; она считала себя такой тонкой, что воображала … до слов:
– Фу, какая черная работа! – сказала штопальная игра. – Я не выдержу! Я сломаюсь!
И вправду сломалась».
Учитель: Симпатична ли рассказчику иголка? Иголка говорит: «Я иду с целой свитой». И затем идут слова рассказчика: «и потянула за собой длинную нитку, только без узелка». Почему «без узелка»? Узелок зачем делают? Если его нет, то что будет со свитой (вытягиваю на глазах детей нитку из игольного ушка)?
Учащиеся: Нет, иначе бы он не сказал, что она воображала. Она свиту потеряет.
Учитель: И дальше рассказчик говорит: «пальцы ткнули иглу прямо в кухаркину туфлю». Она важничает, а на самом-то деле? (Имеет дело со старым башмаком).
– Вот и получается, что игла говорит одно, претендует на одно, а рассказчик показывает, что же она представляет собой на самом деле, рисует подлинную жизнь штопальной иглы. Вот на этом контрасте претензий иглы и ее реальной жизни и строит Андерсен свою сказку, добиваясь комического эффекта.
2) Чтение. «– Ну вот, я же говорила, – сказала она. – Я слишком тонка! …
До слов… Я знаю себе цену, и этого у меня не отнимут!»
– Вот иголка «и вправду сломалась». И что же?
– Каким образом штопальная игла стала брошкой? (Ею закололи шейный платок)
– Прочитайте, как к этому она отнеслась?
– Как вы понимаете выражение “занять высокое положение”? (Стать самым главным)
«...кухарка накапала на сломанный конец иглы сургуч и потом заколола ею косынку». И тут иголка стала хвалиться: «Я – брошка». А рассказчик говорит, что она «вылетела из платка». И дальше – лежит в канаве и всех ругает.
– А может быть, она очень скромная? Говорит: «Я лежу тихо, смирно».
Учащиеся: Нет. Она говорит о всех свысока, презирает всех: «Ну, щепкой она век и останется». И еще: «Ишь, как плывут! Они и понятия не имеют о том, кто скрывается тут под ними. Это я тут скрываюсь! Я тут сижу!» Она говорит «я» – хвастается.
Чтение отрывка по ролям.
3) Чтение.
«Раз возле нее что-то заблестело, и штопальная игла вообразила, что это бриллиант. Это был бутылочный осколок, но он блестел, и штопальная игла заговорила с ним. Она назвала себя брошкой и спросила его: … до слов… В это время воды в канаве прибыло, так что она захлынула через край и унесла с собой осколок.
– Он продвинулся! – вздохнула штопальная игла. – А я осталась лежать! Я слишком тонка, слишком деликатна, но я горжусь этим, и это благородная гордость!»
Учитель: Как игла и осколок думают и говорят о себе и как это их характеризует?
(разыгрывание отрывка)
Учащиеся: Иголка думает про осколок, что это – бриллиант, и осколок не возражает. А рассказчик говорит – «бутылочный осколок». Они «оба думали друг про друга и про самих себя, что они настоящие драгоценности, и говорили между собой о невежественности и надменности света». Они задаваки, много о себе понимают, ставят себя выше других.
Учитель: Что говорит иголка о пальцах, в чем она видит их предназначение? Как это характеризует иголку?
Учащиеся: «Да, они только и знали, что хвастаться, и вот – я бросилась в раковину». А на самом деле пальцы – трудяги, а в раковину она упала нечаянно, потому что слишком «гордо выпрямилась».
Учитель: Найдите в тексте отрывок, где беседуют игла и бутылочный осколок.
– Разыграйте их диалог по ролям.
4) Чтение.
«И она лежала, вытянувшись в струнку, и передумала много дум.
– Я просто готова думать, что родилась от солнечного луча, – так я тонка! … до слов …
– Крак! – сказала яичная скорлупа: ее переехала ломовая телега.
– Ух, как давит! – завопила штопальная игла. – Сейчас меня стошнит! Не выдержу! Сломаюсь!
Но она выдержала, хотя ее и переехала ломовая телега; она лежала на мостовой вытянувшись во всю длину, – ну и пусть себе лежит!»
Учитель: Но вот «сургуч с нее сошел, и она вся почернела». И что же?
(Она стала себе еще больше нравится – «в черном всегда выглядишь стройнее», «стала тоньше прежнего». Опять контраст между тем, что думает о себе игла, и тем, как она выглядит с точки зрения рассказчика).– И в конце «Не выдержу!» – восклицает иголка, по которой проезжает тяжелая телега. А на самом деле?
Учащиеся: «Но она выдержала».
Учитель: Что вы можете сказать об игле? (Игла – хвастливая, любит только себя, считает себя самой важной и лучшей. Недаром она называет себя барышней. Считает, что она красивая, даже когда стала ржавой. При этом ей кажется, что она скромная и заслуживает к себе большего внимания).Учитель: Какая последняя оценка рассказчика?
(«Ну и пусть себе лежит!»).
– Какой герой сказки тоже проходит множество испытаний? (оловянный солдатик)
– Почему же солдатик вызывал сострадание и уважение. А штопальная игла не вызывает сочувствия?
8. Итог урока
Мы с вами, ребята, совершили небольшое путешествие в мир зарубежной сказки, в мир книг. Встретили много сказочных героев. Повторили названия сказок, познакомились с новой.
В сказках Х.К. Андерсена есть всё, что должно всегда жить в человеке:
• Уважение к мужеству;
• доброта и сочувствие всем, кому плохо;
• любовь к людям;
• презрение к чванливым и бессердечным.
9. Домашнее задание
Ханс Кристиан Андерсен был большим выдумщиком, увидев какой-либо предмет он тут же придумывал его историю, описывая его характер, достоинства и недостатки. Попробуйте дома придумать свою историю о каком-нибудь предмете, например, о портфеле: как он живёт и дружит со школьными учебниками и тетрадками.