Конспект урока по русскому языка на тему: Приставка предлог (6 класс)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОБЛЕМНОГО УРОКА
Русский язык 6 класс тема «Приставка и предлог»
Деятельность учителя Деятельность уч-ся ПОР
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.)
Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок II. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (10-12 мин.)
1. Обозначение темы урока
Вводное слово:
400050012446000На доске: прочитать, нарисовать, выписать, печь, перевёл.
Вводная беседа:
-Что общего в словах?
-Какое слово лишнее? Почему?
Выдвижение гипотез.
1.Печь - имя существительное.
2. Печь - глагол без приставки.
Докажите, что в словах есть приставки.
-Как найти приставку в слове?
(Уч-ся подбирают однокоренные слова без приставки, с другой приставкой)
2. Создание проблемной ситуации:
На доске:
(На) гор.д (на)л.тел сильный ветер.
(По)д.ро.ке (по)б.жал мален.кий зайчик.
Прочитайте предложения. Напишите предложения, раскрыв скобки, вставляя пропущенные буквы.
- Проверка.
- Объясните правописание пропущенных букв.
- Назовите слова с проверяемой гласной в корне, непроверяемой гласной в корне.
-На какие правила ещё вставляли буквы?
-Что интересного заметили? (Есть одинаковые предлоги и приставки.)
-Кто написал 4 слова слитно? 3слова? 2 слова?1 слово?
-Почему столько мнений в классе, ведь задание было одно? - Какие знания необходимы для выполнения?
-Чем же будем заниматься на уроке? (Будем учиться различать слова с предлогами и приставками)
- Назовите тему урока.
Главный вопрос урока:
- На какие вопросы нам необходимо найти ответы на уроке, чтобы подтвердить или опровергнут выдвинутые предположения? Это глаголы, в словах есть приставки III ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (15 мин.)
1. Название пункта плана
Попробуем разобраться в поставленной проблеме, проведём исследование.
1. - Что знаете о приставках?
- Что знаете о предлогах?
-Какие предлоги и приставки встретились?
-На доске постепенно заполняется схема.
приставка предлог
-часть слова - часть речи
-про- на - по - -про, на, по,

2.Какое 1 правило можем сформулировать?
-Есть одинаковые предлоги и приставки (на, по.)
-Вернёмся к чистописанию. Проверим гипотезу.
Прочитать про…, нарисовать на…
-Приставка - часть слова. Приставку на письме нельзя отделять от корня.
-Предлог-часть речи.
-Предлог-это слово. Прочитайте правило в учебнике на стр. 52.
-Сравните с правилом, которое составили вместе.
-Что мы добавили в правило?
3. Продолжаем исследование.
-Записать слова в 2 столбика, приставку выделить, подчеркнуть предлог.
Доехал, до леса; под берёзу, подполз;
нарисую, на листе, (за) печь, (от) мыла.
с приставкой с предлогом
- Проверка.
- Прочитайте слова 1 столбика, докажите, что слова с приставками. - Кто записал слово ( за) печь в1 столбик?
- Как доказать? Кто записал во 2 столбик?
печь
запечь
напечь
-В какой столбик записали слово (от) мыла? ( разные мнения)
-Почему?
мыла вымыла помыла перемыла смыла
-Что удивило?
-Что вызвало затруднения?
- В русском языке есть слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному, имеют разное значение.
Докажем это.
-Составим предложения со словами:
запечь
за печь
-Записать предложения на доске.
Мама решила запечь в духовке рыбу.
Щенок спрятался за печь.
-Разберите предложения по членам предложения, обозначьте части речи,
-Выпишите слова, связанные с помощью предлога.
спрятался за (что?) печь (на доске)
- Составим предложения со словами:
отмыла
от мыла
-Записать предложения.
Ира отмыла грязные руки.
От мыла текут слёзы.
-Выполняется аналогичная работа.
текут от (чего?) мыла
Какие одинаковые предлоги и приставки
добавим в схему?
-до- под - за - от - до, под, за, от
-Какой вывод можно сделать?
-Как доказать, что слово употребили с предлогом? (Между предлогом и словом можно вставить вопрос.)
-Мы составили 2 правило.
-Добавим в схему.
-отмыла - от (чего?) мыла
помыла
-Прочитайте правило на стр.52
-Что можно добавить в схему? (Между предлогом и словом можно вставить другое слово.)
от душистого мыла
-от ( …)мыла
Продолжаем исследование.
Работа в группах(3 уровня).
1 группа
Выписать слова с предлогами, обозначить часть речи. Сделайте вывод.
Воробей забился под крышу.
Ваза сделана из стекла.
Машина подъехала к дому.
Лось спрятался за дерево.
Миша пошёл в школу.
2 группа
Списать. Обозначить части речи. Выделить приставку. Сделайте вывод.
(За) шёл (за) дом, (на) резать (на) кусочки,(до) шёл (до) ворот, (по) ехал (по) дороге,(с) двинул (с) места, (до) тер (до) дыр,(з…) глянул (з…) сарай, (…т) чистил (...т) скорлупы.
3группа
Составить предложения со словами:
(с) лез (с) подоконника
(за) лез (за) деревоОбозначить части речи. Выделить все приставки. Составить 2 предложения, используя слова с одинаковыми приставкой и предлогом: от, по. Обозначить, какой частью речи являются эти слова. Сделайте вывод.
Проверка.
1 группа
Заметили…
Провели исследование…
Сделали вывод:
Предлоги стоят перед именамисуществительными.
-Добавим в схему.
2 группа
Заметили…
Провели исследование…
Сделали вывод:
1.Предлоги стоят перед именами существительными, между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.
2.Глаголы пишутся с приставками.
-Что добавим в схему?
3 группа
Заметили…
Провели исследование…
Сделали вывод:
1.Предлоги стоят перед именами существительными, между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.
2.Глаголы, имена существительные пишутся с приставками.
-Что добавим в схему?
-Прочитайте правило на стр.52
Правильно ли мы сделали вывод?Какое слово в правиле главное?
(Предлоги никогда не стоят перед глаголами.)
Приставка-это часть слова. Она пишется со
словом слитно.
Предлог-это часть речи.
IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (5-7 мин.)
Практические методы:
Упражнение 82
-Найти слова с приставками. Доказать, что это приставки. Найти слова с предлогами. Доказать, что это предлоги.
Самостоятельная работа
-Записать предложения, выделить приставки, подчеркнуть предлоги.
-На что будете обращать внимание? (На части речи.)
Лодка отплыла от берега.
Солнце зашло за тучу.
Проверка.
-Назовите слова с предлогами. Докажите.
-Назовите слова с приставками. Докажите.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)
Повторительно-обобщающая беседа
Над какой темой работали на уроке?
-Как отличить предлог от приставки?
-Расскажите о приставке.
-Расскажите о предлоге.
-Вернёмся к предложениям на доске. Почему некоторые ребята ошиблись
при выполнении задания? (высказывания учеников).
-С какими словами никогда не пишется предлог?
-Найдите глаголы, подпишите.
-Кто нашёл у себя ошибку?
Домашняя работа
Стр.56 упр. 85
Рефлексия.
Я хочу узнать насколько мудрыми вы сегодня стали. Об этом мне скажет лучик, который появится у нашего солнышка.
Самый длинный лучик – я уверен в своих знаниях.
Средний лучик – я сомневаюсь в своих знаниях.
Самый короткий лучик – мне очень трудно.