О некоторых приемах работы обучению геометрии в дистанционном образовании детей-инвалидов


О некоторых приемах работы обучению геометрии в дистанционном образовании детей-инвалидовПанфилова Надежда Ивановна
ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28»
г. Ростов-на-ДонуПреподавание геометрии не может обойтись без наглядности. В тесной связи с наглядностью обучения находится и его практичность. Ведь именно из жизни мы черпаем конкретный материал для формирования наглядных геометрических представлений, делая обучение согласованным с жизнью ребенка, его опытом. Процесс обучения упрощается при разумном использовании принципа наглядности. Обучение не должно быть перенасыщено иллюстрациями, схемами, таблицами и другими формами наглядности, но в некоторых труднодоступных вопросах применение наглядности необходимо. И именно использование средств мультимедиа позволяет учителю разнообразить урок новыми видами деятельности, насытить его наглядной информацией, повысить мотивацию учащихся, интерес к предмету.
В процессе изучения геометрии, как известно, у учащихся развивается пространственное мышление как разновидность образного, формируются абстрактные образы, в которых фиксируются формы, величина, взаимное положение объектов, расположение фигур на плоскости и в пространстве относительно заданной точки отсчёта.
Геометрия как учебный предмет способствует развитию таких психических функций человека как мышление, ощущение и интуиция. Только при взаимно дополняющем развитии этих функций, обеспечиваемом межполушарными взаимодействиями головного мозга, из человека получается гармонично развитая личность.
Все эти замечательные характеристики геометрии делают её незаменимым элементом общей культуры, в равной степени нужным художнику и математику, инженеру и физику, биологу и экономисту [1].
Введение новых информационных технологий позволяет решать эти проблемы, учить детей жить в современном информационном обществе, использовать возможности компьютерной техники при решении самых различных проблем. Нам, учителям, внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет сделать уроки интересными, высокоэффективными.  
Среди них особое место занимает дистанционное обучение детей-инвалидов. Дистанционное обучение - это метод организации процесса обучения, позволяющий посредством современных информационных и телекоммуникационных технологий осуществлять обучение на расстоянии без прямого контакта между учителем и учеником. В настоящее время дистанционное образование становится реальной возможностью для детей, с ограниченными возможностями здоровья, получать качественное образование в индивидуальном режиме независимо от места и времени; так как не все дети, данной категории, могут посещать образовательные организации [2].Всё это создаёт проблему необходимости разработки методов обучения геометрии в дистанционном образовании, сочетающих наглядность, конструктивную практическую деятельность, словесно-логический анализ.
Начав работать в ЦДО, каждый раз пытаешься подобрать такой «ключик», чтобы уроки геометрии были продуктивными. Не обойтись, конечно, без мультимедийных презентаций при объяснении нового материала, тестов в режиме он-лайн и т.д. На уроках учащиеся должны рассказать определение фигуры и обязательно ее начертить, показать элементы; в задачах выполнить чертеж, правильно оформить условие и решение задачи. В дистанционном обучении ученика не вызовешь к доске. Поэтому возникает главный вопрос принципа наглядности: какие инструменты можно использовать на уроке, чтобы осуществлялся диалог «ученик – учитель».
Опишу некоторые приемы дистанционного обучения, которые я использую на своих уроках геометрии.
Использование программы Skitch.
Во время урока в Skype при устном опросе ученик может включить демонстрацию экрана и в программе Skitch изобразить геометрические фигуры, показать их элементы, записать формулы и т.д. Данную программу можно использовать в качестве доски (Рис. 1).
ПЛЮСЫ: в панеле инструментов можно выбирать готовые фигуры, использовать печатный текст, что очень удобно для детей с диагнозом ДЦП, а также писать или рисовать «карандашом»; в палитре разные цвета, что немаловажно для подачи и восприятия материала.
МИНУСЫ: учитель не может сразу исправить ошибку, только в случае доступа к экрану ученика.

Рисунок 1. Использование инструментов программы SkitchСервисы Google.
Для описания всех возможностей Google, пожалуй, нужна отдельная статья. В дистанционном обучении использование сервисов Google невероятно удобно!
На уроке работаю с Google Диском, при этом ученику не обязательно иметь свой аккаунт, достаточно в Skype отправить ссылку с разрешенным доступом редактирования.
1) В качестве электронной доски использую Google Рисунки (Рис. 2). Это намного функциональней, чем Google Документ, так как здесь можно использовать печатный текст, строить фигуры или выбирать уже готовые, чертить, писать, вставлять картинки, и главное, одновременно могут вносить изменения и учитель, и ученики!

Рисунок 2. Использование Google Диска2) Google Презентации позволяют разнообразить работу на уроке. Например, можно создать презентацию из 3 слайдов: на первом слайде поместить задания для первого ученика, на втором слайде – для второго, и аналогично, для третьего. Учитель видит сразу работу всех учеников, может одновременно исправлять ошибки, а можно сделать взаимопроверку учащихся.3) Google Формы хороши для зачета, опроса в виде теста и т.д. В Google Формах можно размещать не только текст, но и изображения с геометрическими фигурами, что развивает пространственное мышление.4) Электронная рабочая тетрадь по геометрии создана мной в Google Документе. Она прежде всего полезна ученику, пропустившему одно или несколько занятий. На каждый урок представлен план, в котором практически все пункты снабжены активными ссылками. Для изучения нового материала – презентация или видео-фрагмент, на закрепления – задания, созданные в Google Рисунках, Google Презентациях, Google Формах, в приложении LearningApps.org или на сайте yaklass.ru.
Кроме того, геометрия предполагает краткий экскурс в историю развития предмета: обычно ученики готовят доклады и презентации о жизни и деятельности великих математиков. В электронной рабочей тетради я использую и Google Карты: мы можем на мгновение перенестись в ту страну, откуда родом ученый и виртуально “погулять” по улицам городов, посетить музеи, посмотреть достопримечательности (Рис. 3).

Рисунок 3. Электронная рабочая тетрадь по геометрииИспользование на уроке мультимедийных приложений LearningApps.org
LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно Интерактивность [3].
Для закрепления материала при обучении геометрии создаю упражнения в виде Паззлов, Викторин, в формате игры «Кто хочет стать миллионером» и т. д. (Рис. 4). Яркие, захватывающие приложения повышают интерес к предмету и выполняют главную роль – усвоение материала.


Рисунок 4. Мультимедийные приложения LearningApps.org
Использование ресурсов yaklass.ru
На данный момент я и мои ученики ЦДО осваиваем возможности сайта.
ЯКласс — образовательный интернет - ресурс для школьников, учителей и родителей.
ЯКласс помогает учителю проводить тестирование знаний учащихся, задавать домашние задания в электронном виде. Для ученика это — база электронных рабочих тетрадей и бесконечный тренажёр по школьной программе. Динамичные рейтинги лидеров класса и школ добавляют обучению элементы игры, которые стимулируют и школьников, и учителей [4].
Мои ученики зарегистрировались на сайте ЯКласс. Можно использовать готовые задания, отправив ссылку учащимся, или создать свои проверочные работы (Рис. 5). На сайте в личном кабинете фиксируются результаты выполнения работ.

Рисунок 5. Решение упражнений на сайте yaklass.ru
Применение информационных технологий на уроках геометрии в дистанционном образовании способствует развитию личности обучающихся с ОВЗ, позволяет сделать обучение более качественным и интересным.
Список литературы:
Использование компьютерных технологий в изучении наглядной геометрии. URL: http://www.ronl.ru/referaty/pedagogika/173317/ (дата обращения: 05.02.2016).
Роль дистанционного обучения в современном образовательном процессе. URL: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/12/01/statya-rol-distantsionnogo-obucheniya-v (дата обращения: 05.02.2016).
Электронный ресурс. URL: https://learningapps.org/about.php (дата обращения 06.02.2016).
Электронный ресурс. URL: http://www.yaklass.ru/info/about (дата обращения 06.02.2016).