Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Состав слова. Приставка и предлог».

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме:
 «Состав слова. Приставка и предлог».
Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.
Задачи: 
- ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;
- формирование навыков правильного написания предлогов и приставок;
- формирование умения работать индивидуально, в малых группах;
- формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос).
Оборудование:
Полякова А.В. Учебник «Русский язык» 3 класс 1 часть;
Компьютер, проектор, презентация
Ход урока
Организация начала урока
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок,
Мы за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели,
Пожелай успех глазами
И вперед, вперед за знаниями.
Работа над темой
Вхождение в тему урока
– Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме. Записываем: пятнадцатое октября. Классная работа.
- Сегодня на уроке вас приветствует .  веселый сверчок. (слайд 2)
Он предлагает вам исследовать эти строчки.
КПЕРЕДВЕСЁЛЫЙОТГУЛЯЕТЗАСВЕРЧОККРОМЕНАДЛЯПОЛЯНКЕПО
Что вы здесь видите?   (слова)
- Назовите слова, которые вы нашли в этих строчках. (Учитель соглашается и с другими словами, которые дети найдут в строчке, но выделяются только -  веселый, сверчок, гуляет, полянке)
- Что осталось, прочитайте. (к, перед, от, за, кроме, на, для, по)
- Из того, что выделили в рамочки, найдите только приставки.  
 ( от, на, за, по)
- Что вы знаете про приставки? (Часть слова, служит для образования новых слов, пишется слитно со словом)
Физминутка для глаз и рук
2)   Минутка чистописания   
- В качестве чистописания, запишите  эти приставки, чередуя их до конца строчки.
- Подберите по одному слову с этими приставками и запишите в следующей строчке. (Например: отъехал, наехал, заехал, поехал – дети читают подобранные слова и называют приставки) Выделите приставки.
- Если от, на, за, по являются приставками, тогда чем будут являться перед, к, для, кроме?(предлогами)
- Скажите, сумели ли эти первые задания  подсказать вам тему сегодняшнего урока?  
- Сегодня мы с вами будем учиться различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать. (Слайд 3)
2. Упражнения по теме урока
1.  Продолжим наше исследование.
-Какое бы вы задание предложили с этими словами? (Дети перечисляют: поставить в словах ударение, разделить на слоги, выделить и объяснить орфограммы, составить предложение)
- Составьте предложение, используя только эти слова. (Дети пытаются составить предложение) Не получается? Почему? (Необходим предлог в предложении) 
- Какой предлог надо вставить? (Дети называют на или по, выбираем предлог по)
- Но это же приставка? Мы даже придумали слово с ней! (Бывают одинаковые приставки и предлоги)
- Составьте сейчас предложение. (Веселый сверчок гуляет по полянке.)
- Докажите, что это предлог.
- Зачем нужны предлоги в предложении? (Для связи слов в предложении.)
- Если есть одинаковые предлоги и приставки, то как их различить? Давайте разберемся.
2. - Попробуйте объяснить значение слов. (упражнение 108, стр. 63) Определите предлоги и приставки. Докажите. (слайд 4)
Наряд,   на  ряд
Запечь,  за печь
Занос,    за  нос
Пополю,  по полю
- Что такое приставка? (часть слова)
- Что такое предлог?   (часть речи)
- Как доказать?  (Предлог пишется отдельно, а приставка слитно)
Прочитать правило в учебнике, стр. 62,63.
- Прочитайте еще раз очень внимательно правило и ответьте на мои вопросы:
Для чего служит приставка, для чего служит предлог?
Приставка служит для .. ( образовании новых слов) Предлог служит для  .(связи слов в предложении) Как пишутся части слова и как – части речи? Части слова пишутся . (слитно) Части речи пишутся .. (раздельно)
3. - Наш сверчок гулял и встретил много своих друзей. (слайд 5)
- Составьте словосочетания, используя на, под, за, у  в качестве предлогов и приставок. Докажите.  (Например: Забежал за дерево. Увидел у гриба. Залез на дерево. Увидел под деревом.)– работа в парах, затем идет фронтальная проверка работы у доски (Ученик пишет словосочетание и объясняет написание предлога и приставки)
Физминутка
4. - Наш сверчок продолжает гулять по лесу. Ему все интересно. Прочитайте, что узнал сверчок в лесу. (слайд 6)
Я ( с )утра ( в )лесу гуляю,
( От ) росы я весь ( про )мок.
Но зато теперь я знаю
( Про )березку и ( про ) мох.
- А теперь поработайте самостоятельно. У каждого у вас на карточках дано это стихотворение. Спишите в тетрадь, раскрыв скобки. (Взаимопроверка: дети меняются тетрадями и проверяют работы своих соседей, сопоставляя с коллективной проверкой по  слайду)
5. - Очень долго сверчок гулял по лесу. Устал. Помогите ему добавить слова, чтобы получился связный рассказ. ( работа группами на карточках)
 .....       утра  дома – на лужок
.....       тропинке    ..    озеру, лесок.
От такой дороги
У нас устали ноги!
Коллективная проверка.
Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Чему учились на уроке?
- Ответьте на вопросы  (слайды 8,9,10)
Домашнее задание
Дома выполните упражнение 109, стр. 63,64., и выучите правило на стр.
 Молодцы! Вы очень хорошо сегодня поработали. Оцените свою активность  на уроке 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
( Дети по руке показывают высоту своей активности на уроке.)

15