Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему Приставка и предлог

План-конспект урока к предмету "Русский язык 9 класс"
на тему "Правописание приставок"
(повторение изученного)


Цель: научить учащихся правильно употреблять и писать приставки.

Задачи:

Образовательные:

1. научить учащихся правильно употреблять и писать приставки.

Коррекционно-развивающие:
1. коррекция и развитие словесно-логического мышления посредством работы с
упражнением;
2. коррекция и развитие долговременной памяти при повторении правил;
3. коррекция и развитие процессов анализа и синтеза при выполнении заданий;
4. коррекция и развитие ориентировки при проведении физкультминутки.

Воспитательные:
1. формировать активность учащихся на уроке;
2. формировать навыки самостоятельной работы;
3. повысить мотивацию обучения;
4. воспитывать умение работать в коллективе;
5. умение слушать товарища.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы:
- фронтальная,
- индивидуальная.

Методы обучения:
- словесно-наглядный,
- иллюстративный,
- практическая работа.

Методические приёмы:
- рассказ учителя,
- творческие задания,
- практические упражнения.

Педагогические технологии:
- элементы здоровьеберегающей технологии,
- технология индивидуального и дифференцированного подхода.

Оборудование:
- презентация к уроку,
- карточки с разно уровневыми заданиями.


Ход урока

Организационный момент
Ребята, посмотрите на экран, часы нам подсказывают, что пора начинать урок. Все готовы? Слайд №1
Тогда начнём.
Чтобы работа ладилась, и у всех было хорошее настроение, поздороваемся и
пожелаем всем добра. Здравствуйте! Слайд №2

Ведь придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться. Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро детским лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

В этом замечательном стихотворении кроется глубокий смысл: здороваясь, мы желаем друг другу здоровья. И сегодня я тоже желаю вам здоровья и хорошего настроения, чтобы на уроке всем было интересно. А для этого мы с вами должны быть активными, а волноваться и нервничать не нужно.

Ребята, мы с вами прошли большую и трудную тему "Правописание приставок". Сегодня мы эту тему будем закреплять, играя в игры и выполняя разные задания.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Тема нашего урока: "Правописание
приставок" (закрепление). Читаю эпиграф.
Слайд №3

Приставки придают русской речи
столько богатейших оттенков!
Чудесная выразительность речи
в значительной мере зависит от них.
В разнообразии приставок
таится разнообразие смысла.

К. И. Чуковский

II. Орфографическая минутка

Вот какое значение в нашей речи имеют приставки!
Но, прежде, чем мы начнём говорить о приставках, я предлагаю вам вспомнить три основные правила русского языка, зная их хорошо, вы не будете допускать ошибок при письме.
Назовите эти три основные правила (ответы учащихся).
Откройте тетради, напишите число, классная работа.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Слайд №4


Послушайте стихотворение:

Нераздельно сердце с песней русской,
Задушевной, ласковой до слёз.
От неё то радостно, то грустно,
С ней тепло в ненастье и мороз.

Задание: Назовите слова с орфограммами на знакомые правила:
(сердце, до слёз, радостно, грустно, тепло, мороз)

Вспомните:
Как проверить слова с безударной гласной в корне слова? Приведите пример из
из стихотворения (тепло).
Как проверить парную согласную в корне? Приведите примеры из
стихотворения (до слёз, мороз).
Что вы знаете о непроизносимых согласных? А в стихотворении есть такие
слова? Назовите (сердце, радостно, грустно).

III. Постановка темы урока
Все эти правила учат писать корень в словах. А сегодня мы будем закреплять правописание приставок.

IV. Актуализация знаний
1.- Вспомните, что такое приставка?
- Как найти приставку в слове? (стоит перед корнем)
Правильно, достаточно вспомнить четверостишие. Какое?

Перед корнем есть приставка, слитно пишется она.
И при помощи приставки образуются слова.
- А теперь проверим, умеете ли вы находить приставки в словах.
А для этого поиграем в игру. Называется она: "Приставка! Я тебя вижу!"
Посмотрите на экран. Слайд №5
- Прочитайте слова и назовите приставки в словах: (фронтальный опрос)

поздороваемся придумаем
отщипнём впустим
доверим обогреем
подпишем заработаем

На какие группы можно разделить все пройденные нами приставки?

1-я группа. Гласные и согласные в приставках. 2-я группа. Приставки раз-(рас-), без-(бес-), из-(ис-), воз-(вос-).
3-я группа: Приставки при-, пре-.

Правильно. Посмотрим на экран: Слайд №6




Группы приставок по правописанию

1. Гласные и согласные в
приставках:
за-, на-, о-, по-, до-, подо-, про-, обо-, пере-, со-, во-.
от-, об-, под-, над-, с-, в-.

2. Правописание приставок:
раз-(рас-), без-(бес-), из-(ис-), воз-(вос-).

3. Правописание приставок:
пре-, при-.



- Ребята, вспомните, как пишутся гласные и согласные в приставках?
(Пишутся одинаково независимо от произношения).
Например: посмотреть, закладка, прочитать.

2. - И сейчас мы выполним задание на правописание гласных и согласных в приставках. У вас на партах лежат карточки. Возьмите карточку №1.
Я вас разделила на две группы, поэтому задание будет разное.
Первая группа прочитайте задание. Вам оно понятно?
Карточка №1
Задание: замените выражения одним словом. Приставки выделите.

Зайти на короткое время - ___________________ (забежать)
Закончить чтение - _________________________(дочитать)
Закончить письмо - _________________________(дописать)
Прыгнуть через что-нибудь- __________________________ (перепрыгнуть)
Бросить вверх - ____________________________ (подбросить)
Закончить ужин - ___________________________ (поужинать)

Задание для слабых учащихся (отрывки из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева).
Вторая группа, прочитайте ваше задание. Всё понятно? Все приступают к работе.
Карточка №1
Задание: выделите в словах приставки:
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты...
Воды зашумели быстрого ручья
Птицы улетели в тёплые края.
(Проверка. Фронтальный опрос учащихся)

Как же пишутся гласные и согласные в приставках? (всегда одинаково независимо от произношения)

3. - А сейчас я предлагаю вам поиграть. Посмотрите на экран.
(на экране появляется запись : "Что бы это значило? А внизу конверт)
Слайд №7

Ребята, наша игра так и называется: "Что бы это значило?"
В этом конверте задание: в вашем ответе обязательно должно быть слово с приставкой.
Будьте внимательны: игра началась (устные ответы учащихся).

1. Пришёл Иван домой, а лягушка спрашивает: "Что это ты голову повесил?"
Как вы понимаете это выражение? (загрустил, опечалился).Приставка?

2.Мать говорит дочери после долгой разлуки: "Как ты изменилась, один нос остался".
Что это значит? (похудела). Приставка?

3. "Ты опять всё пропустил мимо ушей", - с грустью сказал учитель своему ученику.
Что же это значит? (прослушал). Приставка?

4. "Заруби себе на носу", - сказала мама, воспитывая свою дочь.
- Как вы понимаете это выражение? (запомни). Приставка?

5. "Ты попал в точку", - с гордостью произнёс папа сыну. (угадал). Приставка?
- Какой можно сделать вывод? Посмотрите на экран. Слайд №8












Запомни, знай, умей применять !
Гласные и согласные в приставках




за- от-
на- об-
о- под-
по- над
до- с-
про- в-
пере-
подо-

не меняются на письме

Вывод: Гласные и согласные в приставках не меняются на письме. Они пишутся одинаково независимо от произношения.
Наступило время для физкульминутки.

V. Физкультминутка для глаз: "Поработал -отдохни" (под музыку)
Зарядку для глаз выполняем под лёгкую музыку.
Закройте на секунду глаза, а теперь откройте ,начинаем:
Глаза видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазам видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
А теперь ещё раз закройте на секунду глаза, а теперь откройте. Отдохнули ваши глаза?

4.- Наши глаза отдохнули и мы можем продолжить работу. Возьмите карточки №2.
- Ребята, а теперь вспомните, от чего зависит правописание приставок:
раз-(рас-), без-(бес-), из-(ис-), воз-(вос-) ? От произношения.
- Когда в этих приставках пишется З, а когда С?
(З -перед звонкими согласными в корне слова, а С- перед глухими согласными в корне слова).
Тогда перейдём к следующему виду работы. Откройте, пожалуйста, карточки №2.
Первая группа, прочитайте своё задание. Вам понятно задание?
Карточка №2
Задание: замените существительные прилагательными с приставками без- и бес-, приставки в словах выделите.
Например:
Без семьи - (какой?) бессемейный
Без дома - (какой?) ______________________________________
Без помощи - (какой?) ____________________________________
Без надежды - ( какой?) ___________________________________
Без грамоты - (какой?) ____________________________________
Без конца - (какой?) _______________________________________
Без края - (какой?) ________________________________________

Задание для слабых учащихся.
Вторая группа, прочитайте своё задание. Оно вам понятно? Приступайте к работе.
Карточка №2
Задание: вставьте в словах пропущенные буквы.
Бегун

Ра...махнулся, ра..смеялся.
ра...бежался, Молодец! Не ра...терялся -
ра...тянулся, Встал и дальше побежал.

(Проверка. Фронтальный опрос учащихся).

- Ребята, от чего зависит правописание приставок раз- (рас-), без-(бес-), из- (ис-),
воз- (вос-)? (От произношения)

- Какой вывод мы можем сделать? Посмотрим на экран. Слайд №9

Приставки: раз-(рас-), без-(бес-), из-(ис-), воз-(вос-).








Найди в слове приставку



корень начинается с глухой корень начинается со звонкого
согласной согласного

Пиши в приставке - С- Пиши в приставке -З-

Вывод:
Если корень начинается с глухой согласной, пиши С.
Когда корень начинается со звонкого согласного, пиши З.


5.- Ребята, а сейчас я предлагаю вам вспомнить правописание приставок пре- и при- . А для этого я напомню вам сказку про эти приставки.
Жили-были две приставки. Одна пре -, другая при-. Приставка пре- очень добрая, очень гордая, очень серьезная. Пре - дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая. Приставка пре - дочь приставки пере -, она очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву е.
- Итак, когда пишется приставка ПРЕ -?
(Если она имеет значение, сходное со словом "очень")
- А что мы знаем о приставке ПРИ?
Ученик: Приставка при-  – хорошо воспитанная барышня. Она никогда ....
Не топнет, а притопнет, Не сядет, а присядет, Не откроет, а приоткроет.
- Правильно. Приставка при- всё делает "чуть-чуть", она совершает неполное действие.
- Когда пишется приставка при-?
(Если она совершает неполное действие, а чуть-чуть. И, если у неё есть такие значения, как приближение, присоединение)
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Слайд №10




Таблица на экране
Приставка
Значение приставки
Примеры


При-
1. приближение
2. присоединение
3. близость к чему-либо
4. неполное действие
1.Приблизился
2.Приклеил
3.Пришкольный
4.Приоткрыл

Пре-
1. сходно со значением слова очень
2. сходно со значением приставки пере-
1.Предобрый
2.Преступить



На эту тему мы сейчас послушаем стихотворения:

1. Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
В словах «придёт», «прибежит»,
«приплывёт»
Пишется при - , несомненно.

2. В прекрасном замке на горе
Жила - была приставка пре -
Особа преотважная,
Важная - преважная,
Гордая - прегордая,
Добрая - предобрая.
Её считали очень мудрой
И называли все Премудрой.

6.- А теперь снова будем работать с карточками.
Откройте карточки №3.
Первая группа, прочитайте задание на своих карточках. Задание понятно?
Карточка №3
Задание: замените словосочетания словами с приставками пре- и при- , напишите их прямо на карточках, выделите приставку.
Например:
Очень веселый – превеселый
Близко от школы -_______________________________ (пришкольный)
Немного поднял -________________________________ (приподнял)
Очень мудрый -__________________________________ (премудрый)
Слегка дотронулся - _____________________________ (прикоснулся)
Самый-самый добрый - ___________________________ (предобрый)
Чуть-чуть открыл - ________________________________ (приоткрыл)

Задание для слабых учащихся:
А теперь вторая группа прочитает своё задание. А вам задание понятно? Тогда все приступают к работе.

Карточка №3
Задание: вставьте пропущенные буквы.
Если ты в пр...школьный сад Пр...бежал пр...крыть салат, Или дерево пр...вить, Иль теплицу пр...открыть, Знай, что здесь приставка ПРИ Ее значенье повтори.

- Проверка, фронтальный опрос учащихся.

7.- Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть и вспомнить сказки А.С. Пушкина, в которых он употреблял слова с приставками в том числе и приставки при-, пре-.
Наша игра называется "Пропущенное слово".
Вам нужно вспомнить пропущенные слова, назвать приставки.

1) Час обеда __________________________(приближался),
Топот по двору раздался.

2) Кто-то терем ________________________(прибирал)
Да хозяев поджидал.

3) Пирожок лишь разломила
Да кусочек__________________________(прикусила).

4) Пушки с ___________________________(пристани) палят,
Кораблю __________________________(пристать) велят.

5) Здравствуй, князь ты мой ________________________(прекрасный)!
Что ж ты тих, как день ненастный?

6)Только поп один Балду не любит,
Никогда его не __________________________(приголубит).

7) _________________________(приплыла) к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"


- А теперь посмотрим на экран и запомним, когда в приставках пре- и -при- пишется Е, а когда И. Слайд №11

Правописание приставок - пре-, -при-


пре - при-

прекрасный приплыла
прервать приголубил
предобрый прибежал
премудрый пригрозил

Вывод:
- Что нужно знать, чтобы правильно определять написание приставок в словах? (Значение приставок)
- При каких значениях пишется приставка пре-; а при каких – при-?
(Приставка пре- пишется в значении сходности слова "очень".
А приставка при- пишется в значении приближения, присоединения. Она всегда выполняет неполное действие).
IV. Итог. Вот и подошёл к концу наш урок.
- Сегодня мы с вами закрепляли правописание уже знакомых вам приставок.
- Как пишутся гласные и согласные в приставках? (одинаково, независимо от произношения)
- Когда пишется в приставках з,, а когда с? (после звонкой согласной в корне пишется З, а после глухой согласной в корне пишется С.
- А правописание приставок при- и пре- запомнили? Молодцы!
- Ребята, урок вам показался трудным или нет? Интересно вам было на уроке? Что особенно понравилось?
Ребята, я вами довольно. Вы были активны на уроке. Старались. Всем спасибо.
Урок окончен. Домашнего задания нет. Поздравляю всех с наступлением каникул.
Желаю хорошего отдыха.

































Использованная литература

1. Г.Александрова. Занимательный русский язык. Нескучный учебник. «Тригон», С-Петербург, 1998.
2. Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. Секреты орфографии. М., «Просвещение», 1991.




























Карточка №1

Задание: замените выражения одним словом. Приставки выделите.

Зайти на короткое время - ____________________________
Закончить чтение - __________________________________
Закончить письмо - __________________________________
Прыгнуть через что-нибудь- __________________________
Бросить вверх - _____________________________________
Закончить ужин - ____________________________________








Карточка №1

Задание: выделите в словах приставки:

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты...
Воды зашумели быстрого ручья
Птицы улетели в тёплые края.








Карточка №2

Задание: замените существительные прилагательными с приставками без- и бес-, приставки в словах выделите.


Например:
Без семьи - (какой?) бессемейный
Без дома - (какой?) ______________________________________
Без помощи - (какой?) ____________________________________
Без надежды - ( какой?) ___________________________________
Без грамоты - (какой?) ____________________________________
Без конца - (какой?) _______________________________________
Без края - (какой?) ________________________________________






Карточка №2

Задание: вставьте в словах пропущенные буквы:


Бегун

Ра...махнулся, ра..смеялся.
ра...бежался, Молодец! Не ра...терялся -
ра...тянулся, Встал и дальше побежал.





Стихотворения:



1. Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
В словах «придёт», «прибежит»,
«приплывёт»
Пишется при - , несомненно.

Настя М.







2. В прекрасном замке на горе
Жила - была приставка пре -
Особа преотважная,
Важная - преважная,
Гордая - прегордая,
Добрая - предобрая.
Её считали очень мудрой
И называли все Премудрой.

Варя





Карточка №3

Задание: замените словосочетания словами с приставками пре- и при, выделите приставку.

Например:
Очень веселый – превеселый
Близко от школы -_______________________________
Немного поднял -________________________________
Очень мудрый -__________________________________
Слегка дотронулся - _____________________________
Самый-самый добрый - ___________________________
Чуть-чуть открыл - ________________________________










Карточка №3

Задание: вставьте пропущенные буквы.
Если ты в пр....школьный сад Пр....бежал пр....крыть салат, Или дерево пр....вить, Иль теплицу пр....открыть, Знай, что здесь приставка ПРИ Ее значенье повтори.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Заголовок 115