Конспект урока Приставка и предлог

Приставка и предлог. 3 класс
Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.
Задачи:
-ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;
-формирование навыков правильного написания предлогов и приставок;
-формирование умения работать индивидуально, в малых группах;
-формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос).

Ход урока
Орг. Момент


Работа над темой
Вхождение в тему урока

слайд 1
- Сегодня на уроке вас приветствует . веселый сверчок.
Он предлагает вам исследовать эти строчки.
КПЕРЕДВЕСЁЛЫЙОТГУЛЯЕТЗАСВЕРЧОККРОМЕНАДЛЯПОЛЯНКЕПО
Что вы здесь видите? (слова)
- Назовите слова, которые вы нашли в этих строчках. (учитель соглашается и с другими словами, которые дети найдут в строчке, но выделяются только - веселый, сверчок, гуляет, полянке)
- Что осталось, прочитайте. (к, перед, от, за, кроме, на, для, по)
- Из того, что выделили в рамочки, найдите только приставки. ( от, на, за, по)
- Что вы знаете про приставки? (часть слова, служит для образования новых слов, пишется слитно со словом)

2) Минутка чистописания

- В качестве чистописания, запишите эти приставки, чередуя их до конца строчки.


- Подберите по одному слову с этими приставками и запишите в следующей строчке. (на доске слово «ехал», например: отъехал, наехал, заехал, поехал – дети читают подобранные слова и называют приставки) Выделите приставки.
- Если от, на, за, по являются приставками, тогда чем будут являться перед, к, для, кроме? (предлогами)

3)Сообщение темы урока

- Скажите, сумели ли эти первые задания подсказать вам тему сегодняшнего урока?
- Сегодня мы с вами будем учиться различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать.

4. Упражнения по теме урока


1. Продолжим наше исследование.
-Какое бы вы задание предложили с этими словами? (дети перечисляют: поставить в словах ударение, разделить на слоги, выделить и объяснить орфограммы, составить предложение)
- Составьте предложение, используя только эти слова. (дети пытаются составить предложение) Не получается? Почему? (необходим предлог в предложении)
- Какой предлог надо вставить? (дети называют на или по, выбираем предлог по)
- Но это же
·приставка? Мы даже придумали слово с ней! (бывают одинаковые приставки и предлоги)
- Составьте сейчас предложение. (Веселый сверчок гуляет по полянке.)
- Докажите, что это предлог.
- Зачем нужны предлоги в предложении? (для связи слов в предложении)
- Если есть одинаковые предлоги и приставки, то как их различить? Давайте разберемся.
Слайд 2
2. - Попробуйте объяснить значение слов. Определите предлоги и приставки. Докажите.
Наряд, на ряд
Запечь, за печь
Занос, за нос
Пополю, по полю
- Что такое приставка? (часть слова)
- Что такое предлог? (часть речи)
- Как доказать? (предлог пишется отдельно, а приставка слитно)
Для чего служит приставка, для чего служит предлог?
Приставка служит для .. ( образовании новых слов) Предлог служит для .(связи слов в предложении) Как пишутся части слова и как – части речи? Части слова пишутся . (слитно) Части речи пишутся .. (раздельно)

Слайд 3
3. - Наш сверчок гулял и встретил много своих друзей.

- Составьте и запишите словосочетания, используя на, под, за, у в качестве предлогов и приставок. Докажите. (Например: Забежал за дерево. Увидел у гриба. Залез на дерево. Увидел под деревом.) – работа в парах
Проверка (устная):

5.Физминутка для глаз (слайд 4)

6.Продолжение над темой урока

Слайд 5
4. - Наш сверчок продолжает гулять по лесу. Ему все интересно. Прочитайте, что узнал сверчок в лесу. (слайд 6)
Я ( с )утра ( в )лесу гуляю,
( От ) росы я весь ( про )мок.
Но зато теперь я знаю
( Про )березку и ( про ) мох.
- А теперь поработайте самостоятельно. У каждого у вас на карточках дано это стихотворение. Раскрыть скобки (на карточках). (Взаимопроверка: дети меняются тетрадями и проверяют работы своих соседей, сопоставляя с коллективной проверкой по слайду)

Слайд 6
5. - Очень долго сверчок гулял по лесу. Устал. Помогите ему добавить слова, чтобы получился связный рассказ. ( работа группами в тетрадях)
..... утра дома – на лужок
..... тропинке .. озеру, лесок.
От такой дороги
У нас устали ноги!

Коллективная проверка.

Итог урока

- Чему учились на уроке ?
- Ответьте на вопросы (слайды 7,8,9))
-Что такое приставка? Предлог?
-Для чего служит приставка? Предлог?
-Как пишется приставка? Предлог?
Домашнее задание


15