Урок по русскому языку Приставка и предлог 3 класс


Урок русского языка
Тема: Приставка и предлог
Класс: 3
Тип урока: лабораторно-практическое занятие.
Цели урока:
I. Образовательно-развивающие:
1.1 выведение новых понятий: самостоятельная часть речи, служебная часть речи.
1.2 применение опорных понятий: предлог, приставка, часть речи, часть слова,
1.3 развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять, делить, формулировать суждения и умозаключения), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые объекты,
1.4 развитие специальных умений: различать приставку и предлог
II. Воспитательная цель: формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее – особенное – единичное.
Заявка на оценку:
21 балл и более — «5»
17 – 20 баллов — «4»
12 – 16 баллов — «3»
Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (карточки № 1- 6, тексты с заданиями).
Раздаточный материал для учащихся :Раскрой скобки:
(в)летела (в )окно
(на)мусорил (на) полу
(от)кусил (от)конфеты
(от) плыл (от)берега
(в) дела (в)иголку
(в) нёс) в комнату
Задание. Спиши предложения, раскрывая скобки:
1.Лодка (от)плыла от берега.
2.Саша (с)катился (с) большой горки.
3. Тане (в)плели (в)косу ленту.
4. Мяч (за)катился (за)большой шкаф.
Составь со словами предложения, используя предлоги и приставки: с, по, на
Бросила, плечи, платок, бабушка.
Дорожке, шел, мальчик, садовой.
Мешал, повар, сливки, мукой.
Сказка «В стране Грамматики»
Жили- были в стране Грамматики приставки и предлоги. У предлогов были свои домики. В которых они жили отдельно от других слов. Они указывали, где надо находиться : В или На, или куда двигаться От, За.
А приставки своих домиков не имели. И придумали они прицепляться к другим словам и придавать им разные значения. ( подбежал, забежал, убежал).
Но многие приставки и предлоги были похожи: На, За и т. д.И стали ученики их путать . Рассердились предлоги. Задумалась царица- Грамматика: как быть? И тут на помощь пришли слова- признаки: «Вы отодвиньтесь немного от слова и мы встанем между вами. Вы своего значения не потеряете, а от приставок будите отличаться.»Например6 Дети вошли в рощу. Дети вошли в березовую рощу. Решили этим воспользоваться приставки и тоже впустили слова- признаки. Вот что получилось: Дети во березовую шли рощу. Возмутилось предложение: «Кто же меня поймет?».
Испугались приставки , приклеились к своим словам и больше с ними никогда не расставались.
Карточки по СДО:
Карточка №1
Вопрос- понятие
1. Что называется?
2. Что считается?
3. Что понимается под?
4. Что представляет собой?
5. Что выражает?6. Что является?
7. Что такое?
8. Каковы свойства и виды?
9. В чем заключается сущность? Карточка №2
Вопрос- суждение
13081001270001593850698502
2
441325698501
1
С ?
С- вопросительные слова
1- первое понятие ( субъект – подлежащее суждения)
60325768350- связка между понятиями
2- второе понятие
1. Чем объяснить, что?
2. Как доказать, что?
3. В каком случае?
4. Когда?
5. Каким образом?
6. Вследствие чего?
7. Почему?
Карточка №3
( сравнение)
1. По сравнению с …..
2. Так же ка и ……
3. Как ….., так и …….
4. Сравнивая………, можно сказать…..
5. Кроме……, ещё……
6. Помимо…….
7. Больше чем…….
8. Не только, а и ……
9. Наряду с …….
10. Если ……, то….
11. В отличии от……
Карточка№4
( противоречие)
1……..что, а……..
2. …….тем, что……
3. ……не, но……
4. …..хотя…..
5. …….если, то…….
6. ……..тем, чем……
7. …..не смотря на…..
8. ……однако…..
9. ……не толко……
Карточка №5
Категории
1. Качество- количество
2. содержание- форма
3. Первичное- вторичное
4. Сущность- явление
5. единство- многообразие
6. Общее- частное
7. Причина- следствие
8. Общее- особенное- единичное
9. Пространство- время
10. Возможность- действительность
11. Необходимость- случайность
Карточка№ 6
(умозаключения)
Дедукция ( от общего к частному)
1.. Поскольку…
2. а……
Следовательно…
Индукция.
1. Если……
2. а……
Следовательно…
Аналогия
1. Если…..
2. то….
Следовательно

План-конспект
Этапы урока Деятельность учителя Баллы. Деятельность учащихся
I. Оргмомент1.1.
Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1–6, текстов с заданиями) 15 сек. Подготовка к уроку
1.2.
слайд 1 Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора) 30 сек. II. Анализ темы урока 2.1.
слайд 2
Беседа по теме урока:
— Прочитайте задание .Чем похожи и чем различаются эти предложения. Обоснуйте свой ответ.
В деревне Волки все избы из ели.
В деревне волки все избы изъели. по 1 б. за кажд. версию Варианты ответов уч-ся:
В одном предложении из является приставкой, в другом- из -предлог.
2.2 Выявление структуры понятия «предлог», «приставка» слайд 3,4
Задайте вопрос – понятие:
о предлоге- 1 вариант, о приставке- 2 вариант по 1 б. за вопрос и
ответ Работа по вариантам
Что называется предлогом?
Что представляет собой предлог?
Что является приставкой?
В чем заключается сущность приставки?
2.3
слайд 5-8 Определите в понятии родовой( главный) и видовые признаки.
Приставка- родовой признак: часть слова,
Видовые признаки : которая служит для образования новых слов и стоит в начале слова перед корнем
Предлог-:родовой признак: часть речи,
Видовые признаки: выражает зависимость одних слов от других , служит для связи слов в предложении по 2 балл Ученики находят родовой и видовые признаки.
Приставка- часть слова,
которая служит для образования новых слов и стоит в начале слова перед корнем
Предлог- часть речи,
выражает зависимость одних слов от других , служит для связи слов в предложении
9 На экране:
Понятие = родовой признак + видовые признаки. слайд 10 Исходя из задания, определите тему урока
Приставка и предлог.
Цель урока: учиться различать приставки и предлоги 2 балла III. Работа по теме урока 3.1.
Слайд 11, 12, Выполните задание.
(в)летела (в )окно
(на)мусорил (на) полу
(от)кусил (от)конфеты
(от) плыл (от)берега
(в) дела (в)иголку
(в) нёс) в комнату
Сформулировать такой вопрос-суждение, ответ на который будет обоснованием правильности выполнения задания. 1 балл
1 балл - Чем объяснить, что в одном месте в, на, от надо писать слитно, а в другом раздельно?
- Как доказать, что приставки пишутся вместе, а предлоги отдельно?
13 Ответьте в форме умозаключения Умозаключение.
Приставки В, На, От - это части слова.
Они пишутся слитно.
Предлоги В, На , От – это части речи.
Они пишутся раздельно с другими словами.
Следовательно, предлоги пишутся отдельно, приставки слитно.
Слайд 14 Самооценка:
За каждый верно написанный предлог – 1 балл (максимально м.б. 6 баллов ).
За каждый верно написанную приставку– 1 балл (максимально м.б. 6 баллов) От1 до 6 баллов. Учащиеся фиксируют на полях тетради набранное ими количество баллов.
Физминутка Слайд 15 Сказка о предлогах и приставках. Слайд16. 17 Задание. Спиши предложения, раскрывая скобки:
1.Лодка (от)плыла от берега.
2.Саша (с)катился (с) большой горки.
3. Тане (в)плели (в)косу ленту.
4. Мяч (за)катился (за)большой шкаф.
Определи место предлога в предложении и сделай умозаключение. по 3 балла Умозаключение.
В 1,3 предложении предлог от стоит перед существительным.
Во 2,4 предложении предлог с стоит перед прилагательным.
Помимо существительного, предлог пишется перед прилагательным.
Следовательно, предлог в предложении может стоять перед существительным и прилагательным.
Слайд18,19 Задание
Подберите вопросы к каждому слову в 1 предложении.
К какому слову нельзя поставить вопрос .По этому заданию задай вопрос- суждение и сделай умозаключение 3 балла Суждение:
Вопрос- суждение:
Чем объяснить, что к существительному, глаголу и прилагательному можно подобрать вопрос, а к предлогу – нет?
Умозаключение
Существительное, прилагательное, глагол- самостоятельные части речи, предлог- служебная часть речи.
Следовательно, предлог- это служебная часть речи
Слайд 20.. Проверь себя и оцени. 1 балл за правильное раскрытие скобок.
2 балла за сравнение. Учащиеся фиксируют на полях тетради набранное ими количество баллов.
Слайд 21 Составь со словами предложения, используя предлоги и приставки: с, по, на
1.Бросила, плечи, платок, бабушка.
2.Дорожке, шел, мальчик, садовой.
3.Мешал, повар, сливки, мукой.
Задай по этому заданию вопрос- суждение 1 балл за каждое предложение
1 балл за вопрос и оветКак доказать, что в 1 предложении надо вставить приставку и предлог на?
Почему во 2 предложении вставляем приставку и предлог по?
В каком случае пишется предлог с?
Проверьте это задание друг у друга. За каждое правильное предложение поставьте по 1 баллу. Максимально- 3 балла Взаимопроверка. Ученики оценивают друг друга.
Бабушка набросила на плечи платок.
Мальчик пошел по садовой дорожке.
Повар смешал сливки с мукой.
IV Обобщение темы урока — Вернёмся к теме нашего урока.
—Чем являются предлоги и приставки?
- Для чего служат предлоги и приставки7_ Как отличить предлог от приставки?
2 мин.
по 1 – 2 б. Варианты ответов уч-ся:
Предлоги- части речи, приставки- части слова
Предлоги служат для связи слов в предложении, приставки- для образования новых слов.
Между предлогом и приставкой можно вставить прилагательное.
V Подведение итогов урока
— Подсчитайте набранное количество баллов, соотнесите с заявкой и определите, какую оценку заработали. 30 сек. Подсчет баллов. Выставление оценки.
VI Домашнее задание:
Учебник. Стр. 5 упражнение 6. 1 мин.