Использование практико-ориентированного подхода в проектной и исследовательской деятельности учащихся при обучении физики


Использование практико-ориентированного подхода в проектной и исследовательской деятельности учащихся при обучении физики
Финагина Людмила Николаевна,
учитель физики высшей квалификационной категории,
МАОУ «СОШ №21»г. Стерлитамак
Скажи мне – и я не услышу,
Покажи мне – и я не увижу,
Вовлеки меня – и я научусь!
Часто задаю себе вопрос: “Как пробудить и поддерживать интерес у учащихся к учению? Если спросить у детей: “ Зачем вы ходите в школу?” Старшие в основном отвечают: “Пообщаться”. А вот младшие говорят: “Учиться”. Учащиеся должны учить себя, а я, учитель, должна создавать для этого условия. Моя главная роль на уроке – организатор учебного процесса. К сожалению, наш сегодняшний ученик – прежде всего исполнитель воли учителя. Взрослея, учащиеся всё меньше хотят быть исполнителями чужой воли. Я убеждена, что пришло время, когда мне надо переосмыслить свою функцию: учитель нужен для того, чтобы создавать условия для творческого развития каждого ребёнка, его самоорганизации, самоконтроля и самооценивания. Я должна научить учеников правильно строить свою деятельность, то есть быть компетентными, способными выживать в современном быстроменяющемся мире. Время, в котором мы живём сейчас, характеризуется мощным информационным взрывом. В мире (включая и нашу страну) изменились представления о том, чему и как учить. Содержание общего среднего образования уже не отвечает потребностям современной жизни, ориентированной на постоянные изменения. В связи с тем, что уже сейчас обществом востребованы люди-творцы, а не простые исполнители, сегодняшний школьник должен уметь не только воспринимать информацию, но и уметь работать с ней. Поэтому современное образование имеет своей целью помочь ребёнку ответить на вопрос: как он может развивать в себе то индивидуальное, что у него есть, чтобы двигаться по пути построения своей личности.
Важнейшим побудителем любой деятельности является интерес. Для того, чтобы он возник, ничего нельзя давать детям в «готовом виде»: все (или почти все) знания и умения учащиеся должны добывать в процессе их личного труда – индивидуального или в малых группах. Если при традиционном обучении деятельность учащихся носит репродуктивный характер, то в условиях практико-ориентированного подхода она становится продуктивной. Девиз педагога меняется с “Делай как я” на “Я вместе с тобой”, стиль общения учителя и ученика с монологичного на диалогичный, позиция ученика с “пассивного слушателя” на “активный участник”. Функция учителя при традиционном обучении – носитель информации, в условиях практико-ориентированного подхода обучения – организатор сотрудничества, консультант.
Изучив интересы учащихся, их родителей, учитывая социальный заказ государства,  педагогический коллектив нашей школы поставил перед собой цель ввести в учебный процесс проектно-исследовательскую деятельность, обеспечивающую выпускникам конкурентоспособность и воспитывающую в них высокие нравственные качества.
Поиск возможностей разрешения создавшейся ситуации потребовал рассмотрения исследований по данной тематике.
В связи с этим возникают противоречия:
в настоящее время достаточно успешно освоены методы формирования проектных и исследовательских умений при обучении физике, но не разработана методика формирования проектно-исследовательской компетенции, необходимой учащимся физического профиля общеобразовательной школы.
между определяющим значением деятельности в развитии личности и пассивной ролью ученика в образовательном процессе,
между потребностью школьников и их родителей в формировании компетентности, которая обеспечивает общекультурную и общеучебную подготовку к жизни в обществе, и невозможностью её реализации при использовании традиционных методов образовательной деятельности.
Выявление данных противоречий определило тему проекта: «Использование практико-ориентированного подхода в проектной и исследовательской деятельности учащихся при обучении физики».
Понятие «исследовательская деятельность школьников» в педагогической литературе рассматривается с позиции организации такой деятельности педагогами. Под организацией исследовательской работы школьников понимается, прежде всего, использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся. В нашей стране издан ряд интересных исследований, позволяющих взглянуть на проблему творчества учащихся, например, труды А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева о целостном формирования личности, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина об организации учебной деятельности, Е.С. Рабунского. Проблема исследования имеет глубокие корни. Зарубежные педагоги (Ж.Ж. Руссо, И.Песталоцци, Ф. Дистверг, Г. Кершенштейнер, Дж. Дьюи, С.Френе) высказали побуждения ребенка к познанию мира через исследования и открытия. В России данную позицию поддерживали д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. В последнее время внимание ученых было обращено на разработку различных аспектов формирования учебно-исследовательской деятельности учащихся: развитие познавательной активности школьников (Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукина). Разрабатывались идеи проблемного исследовательского обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин). В отечественной психологии существует опыт изучения познавательной, исследовательской деятельности детей (П.Я. Гальперин, А.Н. Поддъяков, А.И. Савенков.Мы, взяв за основу теоретические материалы, выработали свое представление формирование мотивации через идею использования практико-ориентированного подхода в проектной и исследовательской деятельности в процессе изучения физики.
Цель проекта: повысить мотивацию успешного усвоения физики учащимися через проектно-исследовательскую деятельность посредством практико-ориентированного подхода.
Мы сформулировали следующие задачи:
сбор и анализ информации о проектно-исследовательской деятельности;
анализ современных учебников физики;
повышение учебной мотивации,
побуждение к самостоятельной поисковой работе,
внедрение практико-ориентированного подхода в проектной и исследовательской деятельности в образовательное пространство школы;
обобщение и распространение опыта по внедрению практико-ориентированного подхода в проектной и исследовательской деятельности
создание презентаций с целью быть понятым всеми остальными,
развитие навыков публичного выступления и самопрезентации.
Ожидаемые результаты:
Формирование навыков самостоятельной работы и работы в команде;
Развитие навыков практического использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
Умение учащихся ориентироваться в пространстве познания физики, как науки и в других межпредметных дисциплинах.
Раскрытие творческого потенциала и навыков научно-исследовательской работы,
Участие школьников в ученических конференциях, конкурсах, форумах по проектно-исследовательской деятельности на самых различных уровнях.
Участниками данного проекта, которым мы занимались три года, были ученики 10 А и 11 А класса МАОУ «СОШ № 21» г. Стерлитамака, учителя-предметники, родители.
Этапы реализации проекта:
Пилотажный – 2008-2009 уч.г.
Константирующий – 1 четверть 2009-2010 уч.г.
Обучающий – 2009-2010 уч.г.
В современном обществе “…преимущества имеют те, кто способен выстраивать отношения с другими людьми”, те, кто правильно оценивают свои личностные особенности и особенности других людей, те, кто умеют объяснять и убеждать, те, кто способны уживаться с другими людьми.
Работы наших учеников опубликованы в сборниках исследовательских и творческих работ учащихся, представлены ежегодно на научно-практических конференциях различного уровня. Не отстают и учителя. Наши публикации и выступления на ШМО, ГМО, конференциях, педагогическом форуме вызвали интерес к нашей работе и нашли положительные отклики.
Итак, спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата.