Дедушкина балалайка — семейная реликвия.


Бюджетное муниципальное образовательное учреждение
Никольская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа на Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского.
Направление
Региональное краеведение.
Тема «Дедушкина балалайка»

Работу выполнил:
Тюмин Егор – 8 класс
Руководитель: Тюмина А.М
2013 год
Каждый раз, приезжая в гости к моему дедушке – Раскаткину Михаилу Егоровичу, я слушаю его игру на балалайке. Играет он замечательно! И в будни, и в праздники в этом доме звучит балалайка многие-многие годы. В дедушкиных руках этот старенький, внешне неказистый инструмент преображается. От его игры сразу становится тепло и спокойно на душе.
Как же появилась балалайка в доме, кто научил дедушку играть, и, наконец, что это за инструмент, какова его история?
Эти вопросы заинтересовали меня, и я начал искать на них ответы. Прочитал специальную литературу о балалайке, расспросил деда и вот что я узнал.
Оказывается, балалайка - истинно русский народный инструмент. В наше время она стала музыкальной эмблемой России, символом русского народного творчества. По популярности с ней не может сравниться ни один народный щипковый инструмент. Балалайка очень распространена в народной среде, играет большую роль в оркестре народных инструментов. Ее отличает певучесть, гибкость звучания, красота тембра.
История инструмента до сих пор вызывает споры в научной литературе. Считалось, что балалайка возникла из домры. Но в середине 20 века была выдвинута версия, что балалайка существовала вместе с домрой. В Ц.Г.А. хранится документ «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский» от 1688 г., где упоминается балалайка. Значит, инструмент появился к началу 17 века, а домра упоминается в документах, связанных с церковными гонениями скоморохов, вплоть до 1657 г. Есть версия, что домра была переименована в балалайку с целью «конспирации», поскольку запрещалось играть на домре.
Как играть на балалайке, какими способами, об этом долго не было никаких сведений. И лишь около 100 лет назад в 1880 г. Я. Шталин описал приемы игры и внешний вид балалайки. Но это было неважно. Все, что исполнялось на балалайке, было близко и понятно народу. Балалайка имела разные формы: круглую, треугольную, четырехугольную, трапециевидную с двумя, тремя, пятью струнам.Наивысшая популярность была у балалайки в 18 веке. В 1715 г. Петр Первый издал указ – создать оркестр музыкальных инструментов, представляющий все народности России. На балалайке было предписано играть калмыкам. Но это не калмыцкий инструмент, в калмыцком языке даже нет слова «балалайка».Название балалайка произошло от русских однокоренных слов «балагурить», «балабонить». Эти слова, в свою очередь, произошли от татарских слов «бала» - ребенок; «балалар» - дети. Здесь прослеживается связь: русский народ любит веселиться, радоваться как дети.
В конце 18 века появляются профессиональные балалаечники- придворные музыканты. Балалайка незаменима в увеселениях и церемониях царского двора, в домашних концертах придворных вельмож. И в народе, почти в каждом доме, был этот инструмент. Балалайки продавались в лавках, а также их изготавливали мастера – самоучки.
Совершенно по-новому зазвучала балалайка в 19 веке. Большой пропагандой этого инструмента занялся В.В. Андреев. Он создал Великорусский оркестр, где балалайка солировала. С ним он начинает международные гастроли. В 1889 г. в Париже этот оркестр открывал Всемирную промышленную ярмарку. С той поры балалайку узнали, полюбили во всем мире. Особенно она популярна в Японии, в Скандинавских странах и т.д. Балалайка имеет треугольный корпус, состоящий из лопатки, грифа со струнами и деки – важнейшей части инструмента. На деке расположены предохранительный панцирь, голосник, подставка для струн.
Ярким свидетельством популярности балалайки в народе стали поговорки и частушки, русские народные песни:
Балалаечка гудит – жалко милого будить,
Я его не разбужу, на сонного погляжу.
Как на эту балалаечку навешаю цветов,
Чтобы эта балалаечка играла про любовь.
Наш брат Исайка – без струн балалайка,
На словах, что на гуслях,
На деле – что на балалайке.
Великие русские писатели и поэты прославляли балалайку в своих произведениях. Это А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М.Ю. Лермонтов, А.П. Чехов, И.С. Тургенев и т.д.
В 19 веке у балалайки появились серьезные конкуренты - гармонь и гитара. Но вытеснить ее не удалось. В наше время она остается такой же популярной и любимой среди народа и считается визитной карточкой России.

Интересна история этого инструмента, но меня больше интересует история балалайки моего дедушки. Из рассказов дяди и бабушки я узнал, что балалайка стала настоящей семейной ценностью — реликвией, которая переходит из поколения в поколение. А все началось с моего прадеда, вот что я о нем узнал.Раскаткин Егор Иванович (1905-1993 г) – ветеран Отечественной войны 1941-1945 гг., прошел всю войну от начала и до конца, даже участвовал в войне с Японией.
В 1919 г. прадедушка окончил 5 классов неполной средней школы в г. Арзамасе. Служил в 18 –ой стрелковой бригаде. Имел награды: орден «Красной звезды» (ноябрь 1944 г.); медаль «За отвагу» (сентябрь 1944); медаль «За боевые заслуги» (апрель 1945 г.) После контузии в 1942 г. прадедушка служил при штабе старшим писарем.
После войны работал почтальоном, на велосипеде ездил за почтой в с.Селема, работал кладовщиком. Очень любил рыбалку, занимался пчеловодством. И, вообще, был мастером на все руки. Изготавливал бочки, грабли, маслобойки, прялки, плел корзинки. Но прославился прадедушка своими звучными балалайками. Сделал он их очень много, за ними приезжали со всей округи. Как говорила бабушка, Раскаткина Екатерина Ивановна, « … в это время была мода на балалайки», а прадедушка был единственным мастером- балалаечником на все села. Прадедушка, по воспоминаниям родственников, был блестящим рассказчиком, очень начитанным, грамотным человеком, одинаково хорошо разбирался и в политике, и в религии. Его рассказы о войне слушали с открытыми ртами в Костылихинской 8-ми - летней школе, где он был постоянным гостем, на митингах у сельского памятника погибшим землякам с. Костылиха. До конца жизни он сохранил ясный ум, блестящую память. Всех своих командиров, товарищей помнил по именам, все даты, места боев, географические названия городов, рек, сел в Манчьжурии и в Западной Европе.
Прадедушка сделал балалайку и для своего старшего сына, моего деда Раскаткина Михаила Егоровича. Дедушка – самоучка, играет на балалайке с детства. Детство дедушки было тяжелым. Это время коллективизации и Великой Отечественной войны. Пришлось много работать. Воспоминания деда времен войны очень интересные. Например, очень удивили такие факты. Село Костылиха, где живет дедушка, во время войны стало базой для подготовки новобранцев на войну. Они приезжали сюда по железной дороге, строили блиндажи, рыли окопы, здесь же имелись зенитные установки. И над Костылихой не раз пролетали немецкие самолеты, сбрасывали листовки и даже обстреляли однажды колхозное стадо и ранили пастуха.
Вечером молодежь собиралась на гулянье, и дедушкина балалайка была для всех лучшим развлечением. Под игру пели задушевные песни, озорные частушки, страдания, весело плясали.
Дедушка известен не только как искусный балалаечник, но и как замечательный плотник. По всему Арзамасскому району он построил более полусотни домов и большое количество хозяйственных построек: складов, коровников, телятников и т. д. От своего отца Егора Ивановича дедушка перенял любовь к пчелам, умеет также плести корзинки, мастерить бочки, грабли. Мой дедушка не совершил каких-то героических подвигов, не имеет званий, наград, но его очень уважают в селе и за его пределами.
Всю жизнь дедушка несет добро людям. Я восхищаюсь его работоспособностью, его жизнелюбием, доброжелательным отношением ко всем людям. Еще дед просто поражает своей ответственностью за все, что он делает. А в свободное время он берет в руки балалайку и начинает играть самые разные мелодии:
«Цыганочку», «Страдания», «Плясовую», «Сормача», русские народные песни:
«Имел бы я златые горы», «Светит месяц, светит ясный», «Ямщик», «Коробочка» и множество других.
Умение играть на балалайке передалось и его сыновьям – Виктору, Александру и внуку Михаилу. Значит, дело прадеда не умрет, и балалайка еще будет долго жить и радовать всех нас своим неповторимым звучанием и душевностью.
На очереди мы, четвертое поколение рода Раскаткиных, которые должны освоить игру на этом инструменте.
Перебираю струны балалайки. Льется русская народная мелодия. Не рвется связь поколений, живы народные традиции. Значит жива Русь!



ЛИТЕРАТУРА

Пересада А. Балалайка:
Популярный очерк – М: Музыка,1990 г., стр. 3, стр. 8-13.
Ю. Васильев, А. Широков.
Рассказы о русских народных инструментах. М. «Советский композитор» 1986 г. стр.49-54.
Воспоминания родственников.
Русская старинная балалайка
Домра
балалайка