Консультация для родителей Книга-это воспитатель человеческих душ


Книга-это воспитатель человеческих душ!
Достаточно часто родители сталкиваются с категоричным детским «не хочу!» в самых разных случаях. И  никакие доводы не помогают изменить ситуацию. В чем может быть причина такого поведения ребенка и как переубедить маленького «нехочуху»?
В книжном магазине вам на глаза попалась очаровательная детская книжка со сказками или стихами. Вы тут же покупаете это чудо, приносите домой, предвкушая, как ваш маленький ангелочек будет сидеть рядышком, уютно прижавшись к вам, и слушать волшебные истории. Но не тут-то было! Малыш ни в какую не хочет слушать сказку. И даже не желает смотреть картинки! И с криками «Не хочу! Не буду! Убери!» убегает. Знакомая ситуация? Но ведь в книгах и журналах о воспитании обычно пишут, что малыши просто обожают «читать» детские книжки: с удовольствием рассматривают картинки, слушают мамино чтение, подсказывают знакомые словечки и даже выдумывают свои собственные истории по картинкам. Выходит, что с вашим ребенком что-то не так? Не стоит переживать! У вас самый замечательный, самый умный малыш на свете! А вы – прекрасная мама! Нелюбовь сына или дочурки к книгам явление временное. И если мы попробуем определить ее причины и станем действовать верно, все очень скоро встанет на свои места.
Для чего вообще ребенку детские книжки, какую пользу они приносят маленькому слушателю? Прежде всего, книги – это замечательная почва для развития. Кроха пока не очень много знает, его жизненный опыт мал. Но слушая всевозможные сказки и истории в мамином исполнении, ребенок узнает новое, переживает в процессе чтения самые разные ситуации, в которые попадают сказочные герои. Кроме того, у него лучше развивается речь, он запоминает новые слова и их значение. Хорошие сказки и стихи развивают малыша не только умственно, но и эмоционально. Ребенок учится сострадать, слушая про «зайку, которого бросила хозяйка», получает первые уроки любви, жалея мишку с оторванной лапой, становится смелее вместе с котиком, отбившим у лисы петушка, и радуется за Машу, обхитрившую медведя. Значение такого развития трудно переоценить.
Если вы сможете сделать чтение книг своеобразным ритуалом, это внесет в жизнь ребенка определенную стабильность. Для него будет очень важно не только само чтение, но и все, что его сопровождает: ласковый мамин голос, ее присутствие рядом, ощущение комфорта и безопасности, любви и уюта. Все это формирует у ребенка так называемое базовое доверие к миру – важный элемент психологической защиты в периоды будущих жизненных неурядиц…
А теперь попробуем вместе разобраться в причинах нелюбви малыша к книжкам. Их может быть достаточно много. Но чаще всего причины кроются в том, что…
Детские книжки: не интересно
Очень даже может быть! Для маленького ребенка в любом занятии очень важна мотивация. Иными словами, любое дело должно быть ему интересно. И чтение книжек не исключение. Если ребенок систематически отказывается слушать ваше чтение, возможно, ему просто не интересно то, что вы ему читаете. И если вам в детстве невероятно нравилась, скажем, книжка про путешествия Элли и ее друзей по Изумрудному городу, совершенно не обязательно, что и ваш кроха будет слушать эту историю затаив дыхание.
Наверняка, разговаривая с другими мамами об их ребятишках, вы обращали внимание на то, что у каждого ребенка, даже совсем еще маленького, уже есть свои собственные предпочтения в игрушках, цветах, еде. И детские книжки – не исключение. Постарайтесь разобраться, какие темы больше всего интересуют именно вашего карапуза. Кого-то – машинки (причем, часто, не только мальчиков, но и девочек), кого-то – зверята. Одним малышам интересно слушать истории про природу, другим – про детей, третьим – про всякую технику… Встречаются малыши, которым не нравятся стихи. А есть такие, у которых стихи идут «на ура», а вот слушать прозу они отказываются. Разобравшись с пристрастиями крохи, вам будет легче подобрать книгу на его вкус. Пробуйте, экспериментируйте, ищите – и все получится!
Подбирая книги для чтения, очень важно ориентироваться на возраст малыша. Возможно, ребенок отказывается слушать ваше чтение лишь потому, что предлагаемые книги не подходят ему по возрасту. Ребенок может просто не понимать того, что вы ему читаете. А какой смысл слушать, если ничего не понятно?
У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идетразвитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений.В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.
Кроме того, обратите внимание на качество иллюстраций.
Они должны соответствовать возрасту малыша. Для самых маленьких читателей персонажи на картинках должны быть крупные, а сами картинки не изобиловать мелкими деталями. Чтобы все было предельно четко и понятно. Для ребятишек постарше, напротив, необходимы насыщенные иллюстрации, с большим количеством мелких деталей, которые малышу будет интересно рассматривать.
Избегайте книжек с абстрактными иллюстрациями, которые нередко встречаются у современных художников. Обращайте внимание на пропорции тела персонажей. Они не должны быть нарушены. Необходимы картинки, понятные ребенку и не искажающие реальную картинку мира. Чтобы малыш сразу сообразил, что в книге нарисован, скажем, зайка, а не какая-то «неведома зверушка».
Отдавайте предпочтение книгам с яркими, насыщенными иллюстрациями. Если картинки в книге слишком темные или имеют «грязный» цвет, лучше от покупки такой книги отказаться.
Картинки должны быть добрыми, с милыми, симпатичными мордашками. Даже волк или медведь на них не должны вызывать у маленького ребенка неприятных ассоциаций или быть агрессивными. Обычно, взяв в руки книгу, мы сразу ощущаем какие то эмоции. И если эмоции не слишком позитивные, если в картинках что то неуловимо смущает, лучше вернуть книгу обратно на полку.
Картинки должны соответствовать тексту. Если на страничке написано, что к теремку подбежала мышка, именно она и должна быть изображена на иллюстрации. А то что же получается: мама читает про мышку, а ее-то на картинке и нет! Не будем запутывать малыша!
Иллюстрации некоторых художников давно стали проверенной временем классикой и образцом, на который стоит ориентироваться при выборе книги.
Бывает и такое! Иногда мы сами можем отбить у малыша охоту к книжкам своим не совсем верным поведением. Прежде всего, когда вы читаете малышу , не удерживайте его возле себя насильно. Хочет слушать и одновременно бегать по комнате или прыгать – пусть двигается! Не сердитесь на него. Рано или поздно он и сам не захочет отрываться от захватывающей истории. А вот если насильно удерживать малыша возле себя, это еще больше оттолкнет его от книжки. В конце концов, подвижная игра – тоже очень полезное занятие! И еще неизвестно, что для него важнее!
Не затевайте чтение, когда ребенок занят каким-то другим интересным делом. Вот, скажем, сидит кроха на полу и увлеченно строит дом из конструктора. А освободившаяся от домашних дел мама решает, что пришло время почитать книжку. Малыш бурно протестует, но мама непреклонна. И, возможно, в другое время кроха с удовольствием поддержал бы мамино начинание. Но именно сейчас ребенок занят тем, что ему интересно, что хочется делать! Не нужно его принуждать. Пусть книги и все, что с ними связано, ассоциируются у крохи только с положительными эмоциями! Ведь отыскать минутку для чтения можно и позже, когда строительство будет окончено, правда? Возможно, тогда кроха и сам будет не против спокойно посидеть вместе с мамой и книжкой…
Если раньше малыш с удовольствием «читал» книжки, а потом вдруг перестал, проанализируйте ситуацию. Может, вы «перекормили» его чтением, используя книжки для игры и занятий слишком часто? Все хорошо в меру. Если это так, просто сделайте перерыв. Спустя время малыш вновь с удовольствием вернется к книгам.
Обратите внимание на то, как именно вы читаете малышу и с каким настроением. Чтобы заинтересовать ребенка, важно, чтобы и мама испытывала заинтересованность. Если мама монотонно бурчит стишок себе под нос, воспринимая чтение как досадную необходимость, вряд ли малышу это понравится. А вот если мама полна энтузиазма, читает стих или сказку эмоционально, с выражением, меняя тембр голоса в зависимости от того, зайка это говорит или волк, или даже инсценирует сказку, показывая малышу самые разные действия и движения, шансов заинтересовать кроху чтением будет куда больше.
Есть и еще один немаловажный момент. Очень тяжело привить ребенку любовь к книгам, если он не видит читающих родителей. Маленькие человечки во всем подражают взрослым. Иногда маме бывает достаточно просто взять книгу в руки и начать увлеченно читать, как кроха тут же захочет проверить, чем же таким интересным занимается мама. Пусть в вашем доме будет много книг! Не нетбуков, планшетов и прочих электронных «читалок», а именно книг. Ведь даже если мама увлеченно читает каждую свободную минутку электронную книжку, малыш никак не свяжет гаджет с бумажным аналогом. Он просто не поймет, что это по сути одно и то же. И несмотря на то, что электронные «читалки» все увереннее входят в нашу жизнь, не станем забывать о традиционных методах чтения, показывая малышу хороший пример.
Может быть так, что ребенку просто надоели, «приелись» какие-то конкретные книжки? Особенно, если до этого он слушал их благосклонно, а потом вдруг заупрямился. Сотое прочтение «Курочки Рябы» еще было ему интересно. Малыши вообще склонны слушать по много раз одни и те же хорошо известные истории. Такие уж они консерваторы. Но вот на сто первый раз «ряба» им уже не в удовольствие. И «Репка» надоела, и вот эта книжка-картонка с мишкой тоже! Время от времени обязательно предлагайте малышу новые книжки. А старые убирайте на время с глаз долой. И когда спустя месяц или два вы вновь достанете с дальней полки такую когда-то любимую «Курочку Рябу», очень может быть, что малыш обрадуется книге, как старой знакомой, и вновь с удовольствием послушает сказку…
А еще бывает, что малыш не постоянно отказывается слушать книжки, а периодами. И здесь тоже нет ничего страшного. Бывают моменты, когда для полноценного развития малышу необходимы книжки. А потом наступает период, когда для него гораздо важнее конструирование или творчество. А может именно сейчас крохе нужно бегать, прыгать, лазать по канату… Вот и получается, что малыш может какое-то время вдохновенно черкать карандашами по бумаге, потом потеряет к рисованию интерес и будет каждый день требовать у мамы пластилин, затем забросит пластилин и вновь вернется к рисованию. То же самое может происходить и с интересом к книгам. И если кроха вдруг ни с того ни с сего отказывается слушать ваше чтение, не расстраивайтесь, а просто сделайте небольшой перерыв. Скорее всего, интерес к книгам снова вспыхнет с новой силой.
ПОМНИТЕ!!!
Книга-это воспитатель человеческих душ. 
Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя.