Педагог — инженер человеческих душ


Педагог – это инженер человеческих душ
Как определить, в какой момент в душе человека рождается любовь к Родине? Как не пропустить это важное событие в жизни маленького гражданина? Как укрепить в сознании это святое чувство? Этими проблемными вопросами задается современное общество. Особые надежды всегда возлагаются на школу – именно здесь активно формируются духовно – нравственные качества личности. И миссия учителя – быть педагогом в самом высоком смысле этого слова. Воспитывать гражданина с большой буквы независимо от того предмета, который учитель преподает в школе. «Учитель, его образ мыслей – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании» - утверждал Дистервег .
Важным инструментом в воспитании духовно – нравственных качеств школьника является творчество. «Творчество - формирующая деятельность человеческого духа, обновляющая и облагораживающая реальную жизнь. Огонь творческой активности внутренне меняет тех, в ком он возгорелся», - именно так определяется значение этого слова в словаре Ожегова.
Действительно, ребенок учится видеть мир, творчески преобразует все, что видит вокруг себя. Необычайно трогательны первые рисунки о маме, о природе, о школе, первые неумелые стихи, классные сочинения, а потом и глубокие философские размышления - эссе.
Воспитание самых важных человеческих качеств: совести, уважения к старшим, гражданственности, истинного патриотизма начинается с любви к творчеству. Долгий путь проходит учитель со своим воспитанником, прежде чем рождается настоящая гражданская позиция, озвученная в простых ученических строках:

Родина
Родина моя, родина - нелюбимая Богом дочь.
Родина моя, родина – ну чем я смогу помочь?
У церкви твоей белокаменной старушки весь век сидят
В одежде давно обветшалой и прячут потухший взгляд.
Прохожие Богу молятся, бросают им в руки пятак,
Прости их, Господи Боже, что делают все не так.
Родина моя, родина! Прости неразумную дочь!
Родина моя, родина! Я очень хочу помочь!
(Шалабодина Алина, 10 класс)
Истинная любовь к Родине выражается в глубоком чувстве сопричастности к ее судьбе. Не быть равнодушным, стремиться помочь в трудную минуту, прославлять ее добрыми делами – именно эти мысли нужно укоренять в сознании юного гражданина.
Любимая земля моя!
Сердце плачет от боли – в руинах родина моя.
За что такая тебе доля – страдать от пламени огня?
Кругом заплаканные лица – в них больно даже посмотреть,
Но Абакан – моя столица- все души сможет отогреть!
Любимая земля моя! Родные села и просторы!
Мы верим свято лишь в тебя – нам не страшны ничьи терроры!
Мы встанем вместе Родину спасать, работать будем до изнеможенья,
Чтобы родная наша мать не знала горя и волненья!
Окрепнешь ты, о Родина моя!
Взовьешься в небо гордой, смелой птицей!
Тебе с любовью прошепчу: «Тобой живу, моя столица!»
(Шапочкина Марина, 11 класс)
Как научить ребенка творчеству? Непростой вопрос. Река начинается с малого ручейка. Прежде всего, нужно гореть самому учителю, верить в своего ученика, созидать, не уставать на нелегком педагогическом поприще. А главное – любить детей и свою профессию, «быть инженером человеческих душ». Стараться сеять « разумное, доброе, вечное»…