Интеллектуально-конкурсная игра Язык моего народа, посвященная Дню славянской письменности и культуры



Интеллектуально-конкурсная игра
Цель: - Знакомство с  историей возникновения славянской письменности, с особенностями славянской азбуки.
- Воспитание любви и уважения к родному языку и русской культуре.
1 чтец: Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней. Вспоминай их добрым словом - Слава им, борцам суровым! Слава нашей стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы люди знать могли О делах родной земли:
Ведущий 1. Здравствуйте, люди добрые! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить. Умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

Ведущий 2. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Мечтали они написать книги, понятные славянам, и придумали славянскую азбуку. Это произошло в 863 году.

Ведущий 1. А совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской письменности и культуры. Весной 1991 года праздник был объявлен государственным, всероссийским. А в 1992 году в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.
Раздаётся колокольный звон.
2 чтец По широкой Руси - нашей матушке Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются.
3 чтец Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей.
Ведущий 2. (раскрывает свиток и показывает его всем детям). И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку. В честь первоучителя называют её кириллицей. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Название букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: "добро", "живете", "земля", "люди", "покой".
Ведущий 1. Вот вы и познакомились с Кириллом и Мефодием, научившие весь славянский народ азбуке. И сейчас мы проведём конкурсную игру, для чего нам необходимо разделиться на команды, но назовите свои команды по букве славянской азбуки.
1-я команда____________________________
2-я команда____________________________
Ведущий 2. Итак, начинаем конкурсную программу.
1 конкурс – разминка «Вопрос - Ответ»
Каждой команде по очереди задаются вопросы.
Какой русский царь ввёл новый гражданский шрифт, сделавшие буквы похожими на современные? (Пётр I)
Кто был первым русским первопечатником? (Иван Фёдоров)
Кору какого дерева на Руси использовали в качестве писчего материала? (Береста)
На территории какой древней страны изобрели бумагу? (Китай)
2 конкурс «Пословицы»
Ведущий 2. Письменность –  основа дальнейшего  развития славянской культуры. Благодаря ей до нас дошли многие памятники народного творчества. Сейчас команды нам покажут, как они помнят русские пословицы. Каждой команде по карточке со словами из пословиц. Вы должны их вспомнить и правильно записать. Дети получают карточки со словами и чистые листы, на которых записывают пословицы.
Коса – камень. Нашла коса на камень. Лес – дрова. Чем дальше в лес, тем больше дров. Шило – мешок. Шила в мешке не утаишь.
Язык – дело. Не спеши языком, торопись делом. Дело – мастер. Дело мастера боится. Труд – лень. Труд человека кормит, а лень – портит.
3 конкурс «Переводчики»
Ведущий 1. Третий конкурс «Переводчики». Переведите фразеологизмы с названием букв старославянской азбуки:
Знать на ять – знать досконально, на отлично.
Прописать ижицу – проучить как следует.
Стоять фертом – стоять руки в боки, как ф.
Сперва аз да буки, а потом и науки – сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься и  науками.
4 конкурс «Прочитай слова»
Ведущий 2. Прочитайте слова, написанные по-старославянски. Попробуйте их перевести на современный русский язык. Подберите к ним родственные слова, которые используются в наши дни.
ПРЬСТЪ - палец - напёрсток
ШЕЛОМЪ - шлем - ошеломить
ТЪЩЕТА - суета - тщетныйЛОВИТВА - охота - ловить
ДРУЖИНА - войско - дружинник
ДЛАНЬ – ладонь
5 конкурс «Игра со зрителями – Перевёртыши»
Ведущий 1. Пока команды готовятся, мы с вами проведём игру со зрителями «Перевертыши».
- Доброе утро, старики! (Спокойной ночи, малыши!)
- Кикимора под арбузом (Принцесса на горошине).
- Пес в рукавицах (Кот в сапогах).
- Одетый нищий (Голый король).
- Крестьянка-обезьянка (Царевна-лягушка).
-Зеленый ботинок (Красная Шапочка).
-Серенький кустарник (Аленький цветочек)
-Усопший толстяк (Кощей Бессмертный).
-Ржавый замочек (Золотой ключик).
- С ленью достанешь птицу с дерева (Без труда не вынешь и рыбку из пруда).
- Отдых-ягненок, на поля побежал (Работа - не волк, в лес не убежит).
- Когда ближе к полю - меньше деревьев. (Чем дальше в лес, тем больше дров).
6 конкурс «Превращалки»
Ведущий 2. И вновь конкурс. Прочитать напечатанные слова, зачеркнуть в каждом слове одну букву так, чтобы получить новое слово, а можно и два слова.
гроза (роза) , крот (рот, кот) , шутка (утка) , почки (очки) , бусы (усы) ,
крошки (кошки) , огород (город), опушка (пушка) , мрак (рак, мак) , шарф (шар) .
7 конкурс «Старинные названия месяцев на Руси»
Ведущий 1. Соотнесите старинные названия месяцев с современными. У каждой команды список старинных названий месяцев. Месяцы представлены не по порядку. Вам следует подписать к каждому старинному названию современный аналог. Можете воспользоваться словарями.Старинные названия месяцев на Руси : сечень;  протальник; просинец;  травень; брезень;  разноцвет; страдник; жнивень; грудень; листопад; хмурень; студень.
Январь - просинец; Февраль - сечень; Март - протальник; Апрель - брезень; Май - травень; Июнь - разноцвет; Июль - страдник; Август - жнивень; Сентябрь - хмурень; Октябрь - листопад; Ноябрь - грудень; Декабрь - студень.8 конкурс «Загадки»
Ведущий 2. И пока команды готовятся, проведём конкурс загадок среди зрителей. (загадки)
9 конкурс «Игра Блиц – опрос»
Ведущий 1. А сейчас проведём игру «Блиц-опрос». Отвечаем быстро. Признаки старославянского языка в современном языке.
А)неполногласие-полногласие в корнях слова:
Здоровье – здравствуйте
Молодой – младенец
Город – град
Золотой – златой
Б) чередование согласных в корнях слов:
Чужой – чуждый
Горячий – горящий
В нощи – в ночи
Бежать – бегу

10 конкурс «Заключительный конкурс»
Ведущий 2. В итоге проведём заключительный конкурс, посвящённый Дню славянской письменности и культуры.
1. В те времена большинство народов не могли прочитать Священное Писание на родном языке – богослужения велись на:
  А) латинском
  Б) греческом
  В) русском языке?
На основе греческого языка Кирилл и Мефодий создали Первый славянский алфавит
2. Назовите две древние славянские азбуки.
(Кириллица, глаголица)
3.Какая из них стала основой русского алфавита?
(Кириллица)
Называйте по одной букве из кириллицы.
(аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живите, зело, земля, люди, мыслите, покой, рцы, - речь, слово, твердо…) 4. Как назывались первые печатные книги, выходившие без указания автора, времени и места выпуска?
(Анонимными)
 Ведущий 1.  Итак, мы с вами потрудились на славу. Теперь мы будем помнить, кому мы обязаны созданием письменности. Святым Кириллу и Мефодию обязаны тем, что можем читать книги, писать, учиться, получать образование.
Загадки
1.В этой букве всё веселье-
Горки, гонки, карусели,
В ней лекарства продают,
Малышам читать дают. (Аттракцион, аптека, азбука)
2.Эту букву любят гномы,
Книги называют домом,
А она, одевшись в мех,
Прячет под листвой орех. (Белоснежка, библиотека, белка)
3.Буква ручки нам согреет,
Жажду утолить сумеет,
Хворь из тела изведёт
И пустыню перейдёт. (Варежки, врач, верблюд.)
4.Буква письма доставляет,
Высотою впечатляет,
Посылает в бой войска,
Зреет в глубине стручка. (Голубь, гора, генерал, горошина)
5.Едут все по букве этой,
Пишут ей стихи поэты,
А она- ворчит с печи,
Клювом по стволу стучит. (Дорога, девушка ,дед, дятел)
6.Эта буква служит мессу,
Из ружья палит средь леса,
Шаха сторожит гарем
И грозит шипами всем. (Епископ, егерь, евнух, ежевика)
7.Буква, лес создав дремучий,
Рыбой плавает колючей,
И помоет изнутри
С узким горлом пузыри. (Ёлка, ёрш, ёршик)
8.Буква в Африке гуляет-
Длинной шеей щеголяет,
Может длиться сто ку-ку
И молоть зерно в муку. (Жираф, жизнь, жернова)
9.Буква ходит в шкуре броской
В чёрно-белую полоску,
Встретив волка и лису,
След свой путает в лесу. (Зебра, заяц)
10.Буква вид наш отражает,
Рыцарю смотреть мешает,
Хоть не ест, но всё жуёт,
Воробей её клюёт.(Зеркало, забрало, зубы, зерно)
11.Буковка на курьих ножках
Служит домом бабке ЁжкеИ хранят её запас
Ёлка, ёж и дикобраз. (Избушка, иголки)
12.Буква та была закрыта
И на острове зарыта,
А теперь – в реке лежит
И добычу сторожит. (Клад, крокодил)
13.Буква ржёт и всех катает,
По весне на речке тает,
Может стрелами разить
И чужие слёзы лить. (Лошадь, лёд, лук, Лук.)
14.Эта буква спит в берлоге,
Моет руки, моет ноги,
Надоедливо жужжит
И по комнате кружит. (Медведь, мыло, мука)
15.Этой буквой по дорожке
Ходят люди, мышки, кошки.
А она, пройдя сквозь ушко,
Шьёт нам новую игрушку. (Ноги, нитки)
16.Буква море окружает,
В парк она войти мешает
И в неё же сгоряча
Превращается свеча. (Остров, ограда, огарок)
17.Буква в море ловит ветер,
Будит солнце на рассвете,
Держит юбки и штаны
Там, где быть они должны. (Парус, петух, пояс)
18.Буква в кипятке краснеет,
Возвращаться не умеет,
Всё хватает, всё берёт,
Громче голоса орёт. (Рак, речка, рука, рупор.)
19.Ночью буква ловит мышек,
Днём в пустыне жаром пышет,
С неба падает зимой,
Летом – высится копной. (Сова, солнце, снег, сено)
20.Эта буква солнце застит-
День погожий нам ненастит,
Звонко каблучком стучит,
А рассердится – рычит. (Туча, туфелька, тигр)
 21.Эта буква может детям
Рассказать про всё на свете,
Карасей поймать в реке,
Дом нести свой в рюкзаке. (Учитель, удочка, улитка)
 22.Буква гол забить нам хочет,
Освещает город ночью,
Мечет воду в небеса,
С ней вкуснее колбаса. (Футболист, фонарь, фонтан, фарш)
23.У слонёнка смеха радиБуква спереди и сзади,
Букву ту в печи пекут,
На станке из ниток ткут. (Хобот, хвост, хлеб, холст)
 24.Буква табором кочует,
Лепестки, сомкнув, ночует,
И, взъерошив жёлтый пух,
Ходит с мамой под лопух. (Цыгане, цветок, цыплёнок)
 
25.Любят люди букву эту
За собой возить по свету,
В ней же воду кипятить,
Из неё-её же пить. (Чемодан, чайник, чашка, чай)
 26.Эту букву шьют из меха,
Повторяют ради смеха,
Носят с перьями и без,
А она за львом доест.(Шуба, шутка, шляпа, шакал.)
 27.Эта буква звонко лает,
В битве воина спасает,
Чистит зубы, чистит пол,
А в обед – спешит на стол. (Щенок, щит, щётка, щи)
 28.Эта буква роет ямы,
Вторит окрику упрямо
И на палочке потом
Шоколадным тает льдом. (Экскаватор, эхо, эскимо)
 29.Эту букву носят леди,
Любят белые медведи,
А настанут холода-
Птицы улетят туда. (Юбка, юкола, юг)
 30.Букву за бока кусают,
В море с корабля бросают,
Ею змеи зло творят,
Люди – речи говорят. (Яблоко, якорь, яд, язык)