Урок по русскому языку, посвященный Дню Славянской культуры и письменности


Открытый урок по русскому языку, посвященный Дню Славянской культуры и письменности
Цели:
1.      Познакомить с событиями жизни святителей Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки.
2.      Воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к истории, языку и традициям народа, чувство  патриотизма.
3.      Воспитывать у учащихся умение работать в коллективе, прислушиваться к мнению других.
Задачи:
1.      Представить историю русского языка как неотъемлемую часть культурного и духовного наследия современного мирового сообщества.
2.      Продемонстрировать учащимся историко-культурную взаимосвязь славянских народов.
3.      Познакомить учащихся с миссией просветителей Кирилла и Мефодия.
4.      Проследить основные этапы становления и развития славянской азбуки.
5.      Развивать у школьников умение анализировать, систематизировать и сопоставлять фактический материал.
Оборудование:
      На доске портреты Кирилла и Мефодия, записан эпиграф: «Только с установлением письменности начинается подлинная история народа», раздаточный материал с текстами, кириллицей и заданиями на партах. Студенты объединены в 6 микрогрупп.
Ход урока
I. Вступительное слово
Учитель: Прочитайте эпиграф к нашему уроку -  «Только с установлением письменности начинается подлинная история народа». Согласны ли вы с ним? Почему народу, государству нужна письменность?
 (Ответы уч-ся)
На письме создаются важные документы, законы, договоры, создаются литературные произведения, пишутся письма. Без письменной речи сегодня невозможно представить человеческое общество. Мысль записанная — достояние не только современников, но и последующих поколений.
Учитель: Как же жили наши предки без письменности? Об этом поведал нам монах Храбр несколько тысячелетий назад:  «Прежде ведь славяне не имели букв, но по чертам и резам читали, ими же гадали, погаными (т.е. язычниками) будучи. Крестившись, римскими и греческими письменами пытались писать славянскую речь без устроения. И так было долгие годы.
Учитель: А знаете ли вы, почему  праздник назван  Днем Славянской письменности, а  не русской, например?
Вспомним, что русский язык – это один из славянских языков, которые принадлежат одной семье и имеют много общего. Это такие языки, как русский, украинский, белорусский, польский, болгарский, сербский, македонский и др. языки. 24 мая этот день празднуется не только в России, но и в Польше, Чехии, Украине, Болгарии и т.д.II. Основная часть урока
Урок проходит в виде соревнования между микрогруппами. Уч-ся необходимо придумать название своей команды, можно предложить в качестве названия любое понравившееся буквенное обозначение из кириллицы (например, Омега, Добро, Земля и др.).
1. Работа в микрогруппах. Разминка.
С целью сплочения команд и выявления наиболее эрудированных уч-ся из них, уч-ся участвуют в викторине, посвященной истории письменности:
1.      Наиболее ранняя из дошедших до нас древнерусских летописей?
2.      Один из ранних памятников права?
3.      Многие древнерусские письма и документы создавались на выделанной коже животных
4.      Первой русской датированной печатной книгой в России является …
5.      При каком правителе России появилась первая печатная книга?
6.      Кто основал первую библиотеку на Руси?
7.      В Древнем Риме так называлась книга, которая состояла из скреплённых дощечек или папирусных листов.
8.      Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала?
9.      На территории какой современной страны изобрели бумагу?
10.  Кто был русским первопечатником?
11.  Какой русский царь ввёл новый гражданский шрифт и сделал буквы похожими на современные?
12.  Как называлась первая печатная газета в России?
13.  Как называется одна из славянских азбук, которая стала основой русского алфавита?
2. Работа в микрогруппах. Задание 1.
Чтобы убедиться в родстве славянских языков, уч-ся предлагается без словарей перевести песни с украинского, сербского и белорусского языков.Уч-ся в группах выполняют Задание №1 (время выполнения– 5 минут). После зачитывают ответы.
3. Историческая справка.
Учитель: Как вы думаете, почему именно 24 мая мы празднуем День Славянской письменности? (Ответы студентов)
24 мая - день памяти святых Кирилла и Мефодия. (Показать портреты святых).
Во многих славянских странах – это официальный, государственный праздник! Например, 24 мая, в Болгарии завершается школьная учеба. Великолепным ярким шествием выходят учителя, ученики и их родители на улицы Софии. Дети и взрослые несут хоругви, знамена и самодельные флажки со славянскими буквами. Звучат стихи и молитвы, прославляющие просветителей славян:
Читает уч-ся:
Братья! Двоицу святую
 В сей день радостно почтим!
 Просветителей честную Память светло совершим.
 Песнью хвальною, велегласною
 Да восхвалим их:
 Радуйся, Кирилле,
 Радуйся, Мефодие,
 Радуйтесь, Словенских стран апостолы!
Учитель: Кто же такие Кирилл и Мефодий, и чем они прославились? Послушаем историческую песню о подвиге Кирилла и Мефодия.
Выразительно читают два уч-ся:
«ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ О ЖИТИИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»
1-ый уч-ся:
Много лет прошло с тех далеких пор,
 Много вод стекло в море-океан,
 А тот подвиг жив, сквозь века прошел
 И в звучанье букв воплотился он.
2-ой уч-ся:
Ой, давным-давно, 1000 лет назад
 К императору, да великому,
 Человек пришел из Моравии
 С болью, с просьбою за народ за свой —
 Вести проповедь, да понятную,
 Чтоб с Христом он мог разговоры весть.
1-ый уч-ся:
Не случайно же выбор пал тогда –
 На Кирилла-свет да Мефодия,
 Братьев Солунских с Македонии.
 Обручен Кирилл с детства с Мудростью,
 Он наук познал тайны важные,
 Опыт был богат и душа чиста.
 А Мефодий-брат очень скромен был,
 Опекая во всем брата младшего,
 Брата младшего да любимого.
2-ой уч-ся:
И создал Кирилл во короткий срок
 Письмена славян, чтоб учить по ним,
 За основу взял буквы древние,
 Буквы древние, финикийские.
 И Евангелие, и Псалтырь он взял,
 Перевел он все с языка гречан,
 Мефодий-брат помогал ему.
1-ый уч-ся:
С родной матушкой распростившися,
 И со тщанием помолившися,
 Братья светлые в путь отправились,
 В трудный путь пошли, на чужбинушку.
 В город Велеград понесли они
 Свои знания да бесценный труд.
2-ой уч-ся:
Встретил их народ с большой радостью,
 Ростислав почет им оказывал.
 И внимали все с изумлением
 Чудным звукам родных и понятных слов.
 Люди — вестники да избранники,
 Одаренные, озаренные,
 В трудный путь идут, тяжкий крест несут,
 Но в веках живут их деяния.
А более подробно о жизни Кирилла и Мефодия нам расскажет студентка, которая дома подготовила для вас сообщение.
Чтение доклада об интересных фактах из жизни святых-просветителей.
После прочтения можно в тетрадях записать основную информацию.
4. Знакомство с кириллицей.
Учитель: Прежде чем знакомиться с  кириллицей, вспомним наш современный алфавит (уч-ся произносит). А теперь посмотрим на созданную нашими героями азбуку! Подумайте, от чего произошло слово азбука?
Уч-ся зачитывают буквы кириллицы и анализируют буквенный состав.
5. Работа в микрогруппах. Задание 2.
Уч-ся выполняют Задание № 2 на знание букв русского алфавита (время выполнения– 5 минут). После зачитывают ответы.
6. Работа в микрогруппах. Задание 3.
Русский язык, как и другие славянские языки происходит от старославянского языка.
Старославянский язык был основан на кириллице и являлся, в первую очередь, языком церковных книг. Со временем язык упрощался, и многие буквы упразднялись.
Но и сегодня мы можем заметить черты старославянского в современном русском языке.
Можно выделить такие фонетические черты, как:      
1)      Наличие неполногласного и полногласного варианта в однокоренных словах.
(Например, Молоко – млеко, берег – прибрежный, сторона – страна)
2)      Чередование Д//ЖД. 
(Например, чужой – чуждый, нужный – нуждаться)
Задание №3 заключается в том, чтобы привести как можно больше примеров на эти черты.
7. Работа в микрогруппах. Задание 4.
Уч-ся предлагается перевести со старославянского языка текст монаха Храбра о том, как Кирилл и Мефодий начали свое великое дело. Выигрывает та команда, чей перевод будет ближе к оригиналу и красивее.
8. Работа в микрогруппах. Задание 5.
Это заключительный этап в конкурсной программе – Конкурс риторов. Уч-ся предлагается прослушать стихотворение И. А. Бунина «Молчат гробницы, мумии и кости»:
Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил,  в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.
Каждой группе, опираясь на пройденный на уроке материал и на стихотворение И. А. Бунина, необходимо составить эссе на тему «Роль письменности в современном мире». После капитан команды выступает с речью.
III. Итог урока. Награждение команд
В конце занятия объявляются группы-победители, которые награждаются почетными грамотами за активное и успешное участие в мероприятии, посвященном Дню Славянской письменности.