Мастер-класс Использование технологии веб-квест для развития творческих способностей учащихся.


Использование технологии веб-квест для развития творческих способностей учащихся.
Государственные образовательные стандарты предъявляют на современном этапе высокие требования к организации учебного процесса. К тому же быстрый рост объема информации, которой необходимо овладеть учащимся, требует создания и использования новых эффективных средств обучения. Сегодня уже трудно представить работу школ без доступа в глобальное информационное пространство. Неоспоримое преимущество Всемирной паутины в том, что она является неиссякаемым источником информации по любому вопросу. Приоритетной целью урока с использованием мультимедиа технологий становится развитие способностей учащихся к продуктивной самостоятельной творческой деятельности.
Оптимизировать учебный процесс в условиях современных инфомационных технологий можно используя программно-творческие проекты или веб-квесты, которые становятся все более популярными среди школьников, так как универсальные учебные действия строятся при этом на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается интерактивная среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Веб-квест- (webquest) – это проблемное задание с элементами ролевой игры, продукт совместной деятельности учителя и учеников. Результатом работы с веб-квестом является публикация минипроектов учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет). Веб-квест имеет определенную структуру.
Структура веб-квестаВведение - ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена).Ресурсы - список информационных ресурсов (в электронном виде - на ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.
Процесс работы - описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
Оценка - описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Заключение – раздел, где суммируется опыт, полученный участниками при выполнении самостоятельной работы.
Выполнение вебквеста в интернете требует от учащихся :определенного уровня компьютерной грамотности, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных);
умения критически мыслить, анализировать, сопоставлять, выделять главное, находить несколько способов решения проблемной ситуации;
определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
работать в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
самообучения и самоорганизации;
навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).
Данный вид деятельности, по опыту моей работы, могут осуществлять лишь дети, одаренные, владеющие вышеуказанными навыками, способные повести за собой, руководствуясь помощью учителя. Их желание самостоятельно творить, создавать свою образовательную траекторию , искать и находить ответы на вопросы, с другой стороны, активизирует слабых учащихся, вовлекает в создание проекта , и в результате, способствует развитию и тех и других.
Веб-квест имеет ряд преимуществ, способствующих решению задач при изучении иностранного языка:
обеспечивает самостоятельность учащихся;
развивает коммуникативную компетенцию;
дает возможность осуществить дифференцированный подход;
мотивирует учащихся к изучению иностранного языка
помогает использовать большое количество актуальной аутентичной информации;
позволяет организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность учащихся, которой они сами управляют;
организует работу над любой темой в форме целенаправленного исследования, как в течение нескольких часов, так и нескольких недель;
способствует принятию самостоятельных решений;
развивает критическое мышление, тренирует мыслительные способности (объяснение,сравнение, классификация, выделение общего и частного и др.)
В свете современных тенденций веб-квест:
Помогает при подготовке к олимпиадам , так как расширяет лексический запас, кругозор и эрудицию.
Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию к изучению языка.
Готовые проекты могут быть использованы для подготовки к разделу “Письмо” ( в частности дискурсионного сочинения)
Может служить зачетной формой при сдаче ГИА, в форме проекта в свете новых образовательных стандартов.
Веб-квесты можно создавать на следующих платформах
Сайт webquest- maker http:///www.zunal.com/
Алгоритм создания веб-квеста : http://masterclasstopic2.jimdo.com/ .
Оба сайта удобны для работы, просты для конструирования веб-квестов. На сайте http:///www.zunal.com/ можно найти уже готовые веб-квесты и использовать их для работы или в качестве образца для создания своего собственного веб-квеста. Предочтителнее это делать после прохождения темы. В учебнике Matrix можно найти очень много заданий для проектной работы. Мои учащиеся с удовольствием занимаются этим, им особенно приятно видеть свой собственный квест в интернете, получивший оценку сверстников со всего мира. Это стимулирует их дальнейшую деятельность в этом направлении.
Рассмотрим веб-квест, озаглавленный “ Welcome to London”, который можно найти на сайте http:///www.zunal.com/. Каков механизм создания квеста? Веб-квест начинается с предложения пройти тест, чтобы узнать, насколько хорошо учащиеся знают Лондон. Это и есть введение, предназначенное для повышения мотивации учащихся к самой теме. По технологии критического мышления, которую очень удачно можно использовать для создания квестов, это стадия вызова. Далее идет задание, которое, должно быть наиболее приближено к реальным условиям. Ученикам сообщают, что они должны спланировать поездку в Лондон, где они будут учиться и жить, питаться. Как правило, мы вместе с учащимися пытаемся создать словесную паутину, или схему, с помощью которой формулируем вопросы: а именно, выбор транспорта, места жительства, школы, туристического маршрута. Это стадия осмысления. Каждый ученик ищет информацию на сайтах по своему вопросу , где они могут ознакомиться с гостиницами Лондона, а также с семьями, в которых они могут жить, достопримечательности, которые они хотели бы посмотреть. После поиска информации в определенный день проводим конференцию. Каждый учащийся сообщает кратко, своими словами ответ на свой вопрос , делится ссылками. Далее сильные учащиеся предлагается выступить с обобщением информации , либо представить презентацию своего проекта , а слабые написать письмо домой о своём пребывании в Лондоне в качестве домашнего задания.
В разделе Оценка размещены критерии, по которым будет оцениваться проектная работа. Ученики знакомятся с этими критериями перед началом работы, чтобы у них было полное понимание того, что от них требуется и к чему они должны стремиться. В заключении, следует рефлексия того, чему научились в процессе выполнения веб-квеста.
Таким образом, изучив возможности использования технологии веб-квестов, мы можем сделать следующие выводы. Технология веб-квеста носит универсальный характер и может быть использована в целях развития компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний, умений из различных источников, данная технология позволяет, как пополнить знания учащихся, так и систематизировать уже имеющиеся. Технология может стимулировать познавательную активность обучаемых, так как она является новой, разнообразной формой работы, позволяет проявить себя не только учащемуся, но и учителю, как творческой личности, а, следовательно, необходима в современном образовательном процессе.
Технология вебквест позволяет выявить учащихся, имеющих высокий потенциал развития, наметить перспективы в работе с ними, помочь развитию их талантов и способностей. Умение работать с этой технологией
дает возможность учителю определить интересы школьника и в дальнейшем привлечь его к работе в научном обществе.
Примеры веб-квестовPhyllis Cox, Fran Hyder, Myra Gibson, Sandra Duggins, Alan BishopImpressionismhttp://www.spa3.k12.sc.us/WebQuests/Impressionism/index.htmПеревод (Сохранить файл) Susan Medina All Roads Lead to Rome.http://www.esc2.net/TIELevel2/projects/rome/default.htmElizabeth O'ConnellA Colonial Time Capsule: A WebQuest http://www.cantonma.org/~oconnelle/webquest/colonies.html