Урок-игра Путешествие в мир профессий


Урок - игра
«Экскурсия в мир профессий»
(для учащихся 5-6 классов)
2016
Урок - игра «Экскурсия в мир профессий»
для учащихся 5-6 классов
Андреева Елена Алексеевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ БГО ООШ№11

Цели: формирование актуального информационного поля в мире профессий; поддержание интереса к различным видам профессий.
Задачи: актуализация имеющихся знаний о профессиях; помощь в развитии субъективности, в осознании себя как формирующейся личности.
Предварительный этап: подготовка методического и дидактического материала по данной теме: выставка буклетов по профориентации «Разнообразие мира профессии», «Как выбрать профессию?», «Особенности рынка труда Воронежской области»; подготовка учащимися презентации, сочинений по темам: «Профессия моих родителей», «У меня идут года…», «Моя будущая профессия», «Профессия в жизни человека».
Оформление кабинета « мудрыми мыслями» о труде.
Техническое обеспечение: медиа - проектор, медиа - экран, компьютер.
Участники: учащиеся 5 – 6- х классов.
Время проведения: 40 - 45 мин.
Ход работы
Добрый день ребята, очень скоро каждый из вас столкнется так или иначе с проблемой выбора профессии, и сегодня на уроке мы коснемся этой важной темы. У вас будет возможность соотнести свои интересы и способности с различными профессиями, поразмышлять о том, каков он, мир профессий, может, кто - то впервые серьезно задумается «Кем быть» и «Каким быть»? Большая часть нашего урока будет проходить в форме игры.
От сильных людей я завишу,
от тех, кто посеял зерно,
от тех, кто чинил мою крышу,
кто вставил мне стекла в окно;
кто сшил и скроил мне одежду,
кто прочно стачал сапоги,
кто в сердце вселил мне надежду,
что нас не осилят враги…
Ребята, вдумайтесь в эти строки стихотворения Н. Асеева. Все лучшее, прекрасное и разумное на Земле - от пшеничного зерна до межпланетных кораблей - создано трудом рабочих, инженеров, плотников, сапожников, ученых. Скоро и вы вольетесь в большую трудовую семью. Но прежде вам придется решить один из нелегких вопросов «Кем быть?».
Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет». Ребята, а как вы можете объяснить эти слова? Согласны ли вы с этим выражением? Актуально ли оно для нашего времени? (ответы детей).
Пройдет немного времени, и вам придётся выбирать свой профессиональный путь в жизни, узнать, как работать, чтобы быть достойным человеком, на кого держать равнение….
Ребята, а давайте, определим значение употребления понятия «профессия», как вы его понимаете (ответы детей). Слово «Профессия» в русский язык пришло в XVIII веке. Это слово в буквальном переводе с французского означает «публичное заявление о роде своей деятельности». Профессия - это вид трудовой деятельности человека, требующий развития определенного уровня специальных знаний, умений и навыков служащий источником дохода. Профессии разделяются по ряду признаков: по предмету труда, по целям труда, по средствам осуществления, по условиям работы.
Как же выбрать подходящую себе профессию, найти свое место в жизни, как не ошибиться при таком огромном выборе? Но как бы там не было придет день, и вы выберите одну единственную, которая вам будет по душе, будет соответствовать вашим интересам и способностям, будет приносить радость и пользу.
Сегодняшняя игра предоставляет возможность каждому побывать в ситуации выбора профессионального пути. Ну что, мы начинаем нашу игру!
Перед нами команды «Мечтатели» и «Звездочки». И, конечно же, наше уважаемое жюри!
Разминка «Знатоки профессии».
Мир профессии огромен, их насчитывается около 40 тысяч, и ежегодно, по некоторым данным, появляется около 500 новых. Давайте выясним, насколько вы информированы о мире профессии, много ли вы профессий знаете?
Ход игры.Участники игры располагаются по кругу. В центре ведущий. Он говорит, называя громко и четко любую букву (кроме ъ, ы, ь, й). Игрок, на которого он показал должен быстро назвать профессию на эту букву. Тот, кто не успел в отведенное время назвать профессию, выбывает из игры. Игра продолжается до 2-3 человек. Оставшимся игрокам присваивается звание «Знаток профессий».
Обсуждение: давайте теперь поговорим о тех профессиях, которые вы мне назвали, в процессе игры. Что вы можете о них рассказать? С чем связанна та или иная профессия, с какой деятельностью? Что нужно знать, чтобы работать в данной профессии.
Задание №1. «Угадай профессию».
В былые времена, многие фамилии нередко отражали род занятий человека, его деятельность. Населению так было легче ориентироваться, когда необходима была помощь умельца в каком – либо деле. Сейчас вам необходимо из данных фамилий определить, чей предок служил в церкви, чей выделывал кожу, чей шил тулупы, чей лепил горшки, рубил избы, занимался юриспруденцией? Расставьте фамилии в соответствующем порядке: Плотников, Скорняков, Сыромятников, Пономарёв, Гончаров, Стряпчий. Правильный ответ оценивается в 10 баллов.
Ответ: служил в церкви -Пономарёв. Выделывал кожу -Сыромятников. Шил тулупы -Скорняков. Лепил горшки -Гончаров. Рубил избы -Плотников. Занимался юриспруденцией Стряпчий.
Задание №2. «Предмет и профессия».
Я буду показывать предметы, вещи, ваша задача определить, и обозначить, какие профессии связаны с этим предметом? Например, линейка: учитель, швея, портной, плотник, столяр, инженер, врач и другие. Примерный набор предметов для демонстрации: англо-русский словарь, тетрадь, пробирка, лампочка, зеркало и другие. Правильный ответ оценивается в 10 баллов.
Задание №3. «Новые профессии».
В последнее время в России появились новые профессии и некоторые их них считаются модными. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен - это буфетчик, а менеджер - управляющий. Исчезают десятки «старых» профессии и возникают сотни новых. Что это за профессии? Знаете ли вы их? Вот некоторые самые популярные из них. Найдите правильный ответ.
За неделю участники игры получают словарь «новых» профессии для подготовки к конкурсу. Ведущий показывает презентацию, а команды должны угадать данную профессию и записать её в карточку. Примеры предлагаемых профессий: дизайнер, PR-агент, культуролог, экспедитор, логистик, флорист. Как только команды готовы, они сдают карточки жюри. Максимально можно заработать 10 баллов.
Подведение итогов.
И в заключение я хочу сказать вам, дорогие ребята, что выбор профессии - одна из самых сложных жизненных задач, в решении которой каждый из нас должен проявить ответственность и самостоятельность. Правильный выбор - необходимое условие профессионального и социального роста личности. Если человек любит свою профессию, переживает радость труда, творчески относится к ней, он имеет возможность проявить и развить в труде все свои способности, лучшие черты своего характера, совершенствовать свои знания и умения. И тогда труд на благо общества становится источником личного счастья. И хочется закончить нашу встречу словами один доброго мудреца: «Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой». Просто, правда?
Рефлексия.
Упражнение «Рефлексивный экран»
Ведущий. По желанию выберите себе фразу и закончите ее.
Мне сегодня на встрече было интересно…
Теперь я могу…
Меня сегодня удивило…
Я получила от встречи…
Для меня было открытием, что …
На встрече было важным…
Ритуал прощания.
Аплодисментами все участники благодарят друг друга за проделанную совместную работу.
Список литературы
Белоусова Р.В., Понамаренко Л.П. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с.
Истратова О.Н., Эксакустог Т.В. Справочник психолога средней школы / Изд. 6 – е Ростов н / Д: Феникс, 2010. – 510 с.
Кривцова С.В. Тренинговые занятия с подростками. – М.: Генезис, 2012. – 336 с.
Маняпова Е.В. Основы профессионального самоопределения личности. Учебно-методическое пособие. – Тобольск, 2011. - 286 с.
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с.